Перейти к основному содержанию

Украинская фабрика мечты

К личности и политической деятельности В. И. Ульянова (Ленина) можно и должно относиться по-разному. Но в чём «старик» был точно прав, так это когда сказал, как отрезал: «Наиважнейшим из всех искусств для нас является кино».

Евгений Васильев

К личности и политической деятельности В. И. Ульянова (Ленина) можно и должно относиться по-разному. Но в чём «старик» был точно прав, так это когда сказал, как отрезал: «Наиважнейшим из всех искусств для нас является кино». Он, видимо, догадывался, что большая часть человечества познаёт мир прежде всего через эмоции и сопереживание, и только меньшинство — с помощью рациональных доводов и логических построений. Долгое время основным источником и средством обучения и морализаторства для человечества являлась книга. Но в сфере её влияния в силу малограмотности населения тысячелетиями находился весьма ограниченный круг людей, прочие довольствовались групповой мифологией, фольклором и пересказом узкого перечня книг с амвона. Изобретение кино в корне изменило ситуацию.

На чём основан, к примеру, культ Победы в странах постсоветского пространства? Прежде всего, я считаю, на множестве фильмов «о войне», которые на протяжении десятилетий планомерно снимались, демонстрировались в кинотеатрах и на экранах телевизоров. И среди этого множества имеется десятка два не проходных, а действительно талантливых. Эффект от таких произведений усиливается многократно, затрагивая глубинные структуры личности — всё то, что называют культурным кодом.

Какие события истории человек считает основополагающими? В каком виде предстаёт перед его мысленным взором течение истории? Каких исторических личностей он считает героями, а каких — подлецами и преступниками? Во что верит безоговорочно, что ему кажется сомнительным? Какие поступки современных ему политиков он снисходительно прощает, а какие — вызывают у него порой алогичную ненависть? Кого из великих писателей, художников, учёных он знает, кого признаёт таковыми? Ответы на эти и подобные вопросы в комплексе создают культурный код человека.

Вот о космонавтах почему-то фильмов было снято на несколько порядков меньше. Документальное кино и выпуски новостей касательно темы космонавтики, которых в своё время было достаточно много, значительно проигрывают художественным фильмам в плане эмоционального воздействия. Поэтому культ космонавтики и Гагарина в массовом сознании не прижился, хотя первый полёт в космос тоже входит в перечень того немного, чем могла гордиться Страна Советов.

А вот американскую нацию, безусловно, среди всего прочего сплачивает многократно воспроизводимая на экранах история успеха «американской мечты» на фоне других примет американского культурного кода. Именно поэтому всевозможные меньшинства столь трепетно относятся к тому, что снимает и показывает Голливуд. Они прекрасно понимают, что толерантность, уважение к правам личности вначале побеждают на экране и только затем — в жизни. Много десятилетий назад фильм о любовных отношениях мужчины и женщины, у которых цвет кожи был разным, вызвал в американском обществе грандиозный скандал. В настоящий момент межрасовые браки не являются чем-то удивительным. Не говоря уже о том, что американцы дожили до темнокожего президента, посмотрев предварительно десятка два фильмов, где такой поворот истории прогнозировался.

Если мы хотим что-то изменить в нашей собственной стране, то должны обратить внимание на то, какие фильмы смотрят граждане Украины. «Вата в голове» у многих украинцев — во многом результат воздействия на их мозг как отдельных шедевров советского кино, так и мутного потока специально подобранных фильмов, сериалов, телевизионных шоу соседней страны.

Попутно замечу, что я не являюсь поклонником всевозможных теорий заговора, поэтому не считаю, что существует тотальный контроль со стороны злой закулисы или рептилоидов за творческой политикой, к примеру, российских телеканалов. Но для того, чтобы система оболванивания масс начала работать, достаточно поставить в качестве контролёров процесса максимум двух-трёх людей, ориентированных в нужном для правящей политической силы направлении. Очень быстро продюсеры, сценаристы, режиссеры сообразят, что именно от них требуется, и сами себя кастрируют самоцензурой. Ещё и будут искренне уверены, что находятся на гребне волны, что именно они задают тон моде.

Что делать нам в нынешней ситуации? Запреты на «вредную» кинопродукцию не помогут. Я убеждён: ненависть, равно как любые действия, базирующиеся на отрицании каких-либо идеологических построений, — контрпродуктивны в принципе. Не говоря уже о том, что в нашу информационную эпоху любые запреты обойти не просто легко, а очень легко — посредством двух кликов мышки. Выход в том, чтобы создавать свой собственный продукт, желательно качественный, талантливый, так как эффект от него, как я уже говорил, заметнее и сохраняет свою силу десятилетиями. Соответственно, бездарные произведения на вроде бы нужную и полезную тему зачастую вызывают эффект, противоположный задуманному.

Какое кино необходимо новой Украине, по моему непрофессиональному мнению? Вот навскидку перечень фильмов и сериалов, которые лично я с удовольствием посмотрел бы в свободное время.

  1. Исторические и историко-биографические

Сериал об эпохе Богдана Хмельницкого и последующей Руине в духе исторических сериалов ВВС, а также с учётом заветов Вальтера Скотта. То есть, с одной стороны, уважительное отношение к истории, к каждой детали, попадающей в кадр. Все исторические персонажи не однозначные герои либо злодеи, а взяты из жизни, когда в каждом человеке одновременно намешано и высокого, и низкого. С другой стороны, хотелось бы увидеть на фоне масштабных исторических событий судьбу обычных людей, какие-то любовные отношения и приключенческие авантюры. Вот та самая эмоциональная составляющая, чтобы и видавшим виды тётенькам, и прыщавым юношам было за кого переживать.

Нечто подобное уже из эпохи украинской революции. Масштабное полотно: Грушевский, Скоропадский, Петлюра, Винниченко, Махно. Без карикатурности советской пропаганды, но и без урапатриотического лоска. И, конечно, опять в поле рассмотрения находятся обычные люди, чтобы мы могли проследить, как по ним прошёлся каток истории.

Наверное, не обойтись без сюжетов из истории запорожских казаков. Что-то героическое, что-то трагическое, что-то лирическое, что-то смешное.

Григорий Сковорода — жизнь, как воплощённая философия. Фильм о гетмане Разумовском. Фильмы о Ханенко и других украинских меценатах. История дружбы Леси Украинки и Ольги Кобылянской. Вообще сериал о литераторах украинского Серебряного века. Читал как-то книжку Соломии Павлычко об Агафангеле Крымском. Биография явно просится на отдельный фильм.

Ну и снимите уже, наконец, фильм или сериал о жизни Степана Бандеры. Только обязательно скрупулёзно придерживайтесь фактов. Да, ошибался, да, приветствовал немецких «освободителей». Но если столько десятилетий прошло после его смерти и о нём помнят, его почитают, значит, что-то в своей жизни он делал правильно…

Фильмы об оборотной стороне жизни в советской Украине: как выживала культура, правозащитное движение, Стус. Да, документальные фильмы, передачи — здорово! Но пока история не найдёт эмоционального отклика, она не станет частью массового сознания.

  1. Экранизация украинской литературы

Цель таких проектов двоякая. С одной стороны, украинская литература должна являться элементом культурного кода граждан страны, с другой — фильмы обязаны стать частью большого имиджевого проекта. Сами украинцы, а также соседи, союзники Украины должны перестать воспринимать украинскую культуру как нечто хуторянское, этнографическое, низкосортное. Поэтому упор должен быть сделан на то, что украинская литература является частью общемирового культурного процесса.

«Энеида» Котляревского. Существует давняя мультипликационная версия. Можно попробовать сделать что-то новенькое с учётом современных технологий. А ещё снимите, пожалуйста, фильм-сюр. Это когда по мраморному Олимпу ходят боги, одетые в украинские национальные костюмы, пьют вместо амброзии горилку, закусывая салом и солёным огурцом… Ну, ведь классно же можно это сделать!

«Кайдашева семья». Вижу два варианта экранизации. Один — сугубо исторический, точно в соответствии с оригиналом. Шекспировские страсти на фоне «садка вишневого коло хати». Второй — современная интерпретация (можно даже артхаус), когда братья сражаются не за клочок земли, а, к примеру, за акции свечного заводика.

«Лесная песня» Леси Украинки. Но ведь это же фэнтези, наше родное, основанное на славянской мифологии. Из этого может получиться очень красивый и коммерчески успешный фильм.

Даже из литературы советского периода можно кое-что подобрать для экранизации. А современная литература… Сериал по циклу книг Дереша о посёлке Медные Буки. Вполне можно сделать конкуренцию «Твин Пикс», причём с сугубо национальным колоритом. А ещё у нас есть те, кто пишет фантастику, детективы. Хотел бы я увидеть, к примеру, фильм-экранизацию «Пещеры», а также сериал по книге «Медный король» (не хуже «Игры престолов», можно сделать). Это М. и С. Дьяченко написали, если кто не знает.

  1. Фильмы и сериалы о современной Украине

Это важнейшая составляющая нашего плана. Зачем юноши и девушки смотрят так называемые молодёжные сериалы? Благодаря им они узнают, как себя вести в той или иной ситуации. Влюблённость, измены, расставания, предательство и истинная дружба — всё это создатели сериалов проигрывают перед нашими глазами. Попадая в сходную ситуацию, мы невольно следуем подсказанным нам советам, уже отработанному на экране сценарию. Нечто подобное происходит и с сериалами для взрослой аудитории. Даже, казалось бы, глупые ситкомы невольно формируют для зрителей некую матрицу поведения, желаний, устремлений.

Чаще всего такая кинопродукция служит коммерческим целям. Нас приучают не думать о завтрашнем дне, и вообще не задумываться о серьёзных вещах. Нас учат тому, что успех измеряется в количестве купленных вещей, в особенности статусных. Ну и всему прочему в том же духе.

Но ведь можно и по-другому. Можно так же ненавязчиво через эмоциональное восприятие приучать аудиторию к моральным ценностям личностного роста. Можно нашим отечественным обывателям и, главное, их детям рассказать о том, что можно быть настоящим человеком и творческой личностью, работая обычным токарем или, к примеру, официантом. Важно, каков ты, какой ты человек во взаимодействии с другими людьми, насколько богат твой внутренний мир, а не то, каковы внешние проявления твоего жизненного успеха. Можно показать политика, уходящего в отставку, не способного выдержать позора, когда его неэтичное поведение становится достоянием гласности. Можно показать человека, не желающего мириться с коррупцией, рискующего ради этого потерять карьеру…

О таких вещах можно ещё долго говорить. Но лучше в рамках другой статьи. Пока же стоит затронуть вот какую тему. Как сделать так, чтобы все фильмы, о которых я говорил, из мечты стали реальностью?

Я вижу это так. Есть группа общественников — так сказать, волонтёры украинского кино. Они в ходе обсуждения, привлекая к нему широкие массы через социальные сети, определяют первоочерёдные задачи развития отечественного кинопроизводства. Один за другим объявляют конкурсы сценариев на выбранную ими тему. Под сценарии победителей другая группа волонтёров ищет тех, кто готов вложить деньги в новый проект.

Источники финансирования производства кино могут быть разными: благотворительные пожертвования, вложения от акул бизнеса с прицелом на будущую прибыль, деньги украинской диаспоры. Неужели не дадут под тот же сериал о Бандере?! В каких-то случаях можно выпускать специальные акции планируемого фильма, которые потом конвертируются в небольшую денежную прибыль, когда фильм начнёт окупать затраты на его производство. Некоторые проекты изначально будут планировать как убыточные. Расходы на их производство будут покрывать за счёт части прибыли от тех фильмов, которые были коммерчески успешными, а также за счёт благотворительных пожертвований. Чтобы ни на каком этапе никакие деньги не прилипли к чьим-то рукам, все процедуры должны быть максимально прозрачными. Та самая группа общественников, с которой всё начиналось, должна за этим следить.

Следующий круг людей занимается непосредственно кинопроизводством. То ли ищут подходящих продюсеров, то ли сами выполняют их работу. Режиссера находят на конкурсной основе, точно так же, как и сценариста. Отдельные люди занимаются продвижением уже готового фильма на рынке. Причём в перспективе рынок кино не должен ограничиваться только Украиной. По крайней мере, часть фильмов может заинтересовать наших соседей, а там кто знает…

А что же государство, спросят меня. Какова его роль? Думаю, здесь, как в одесском анекдоте: «Если бы я ждала, пока папа сделает, то и тебя бы, сынок, до сих пор не было». В принципе, Министерство культуры Украины должно выступать на культурном рынке страны как организация-донор, с определённой периодичностью объявляющая конкурсы на получение грантов. Видят, к примеру, в ведомстве, что как-то слабо представлено на экранах кино для детей, вот и объявляют, что нужны новые Всеволоды Нестайко, способные написать сценарий и снять кино о современных «Тореадорах из Васюковки». Победители конкурса получают деньги, украинские юные зрители — весёлое и поучительное кино. Господин Кириленко именно так и организовывает свою деятельность, не так ли?

Если кто не понял, последняя фраза — сарказм. На сегодня всё.

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.