Перейти к основному содержанию

Казаки, Россия, Украина

Если Украина скажет казакам: «Вы можете жить по своим законам, которые не противоречат законам Украины", - то это поможет решить проблему «казаков Новороссии»

Алексей Ляшко (Чумаченко),
казак ст. Ахтанизовской Кубанской Народной Республики (исторической)

Вот уже сто с лишним лет продолжается странная «война» России и Украины за казачество. Современная российская (в первую очередь, советская) историография считает казаков беглыми холопами и неким сословием великорусского народа. Украиноязычные черноморские (бывшие запорожские) казаки либо выносятся за скобки, либо считаются украинцами, но не казаками, что вписывается в чисто сословную трактовку казачества.

Украинская историография (по крайней мере, в том объеме, которым я владею, - а знаю я не так уж много трудов современных украинских историков) принимает за «настоящих казаков» («козаками») лишь запорожцев, которых, в свою очередь, автоматически считает украинцами. Донских и прочих казаков относят к русским «лжеказакам». Ни в том, ни в другом случае мнение самих казаков никого не интересует. А кто же они сами такие, эти казаки?

Надо сказать, что российская наука первой половины XIX века считала казаков отдельным народом. Генерал А.И. Ригельман привел свидетельство того, что сами казаки себя русскими (об украинцах тогда речи и не шло) по крови не считали. Русские ученые Е. Зябловский и И. Павловский ВСЕХ казаков - и черноморских, и донских, и сибирских - относили к одному восточнославянскому народу. Особенно интересен труд Павловского, в котором автор подробно описывал как русских (великороссов, белорусов и малороссов), так и казаков, их обычаи.

Появившаяся в начале XX века, казачья наука (речь не о школах современного фланкираторства и шашковертства вместе с мифологией и попсой от Н. Бабкиной, а об ученых-гуманитариях и энциклопедистах) базировалась во многом именно на трудах настоящих русских ученых-географов и историков. Кроме того, были изучены и работы запорожских казаков, окончивших Киево-Могилянскую академию в XVII-XVIII вв. Уровень казачьей научной мысли позволил казакам-эмигрантам Скрылову и Губареву создать «Казачий словарь-справочник», который содержит базовую информацию о казачестве, казачьем народе. Надо сказать, статьи в этом словаре написаны хорошо, понятным и четким языком, что позволяет не использовать чудовищно громоздкие сентенции для описания того или иного явления в казачестве (это характерно для разного рода научных трудов советского периода и постсоветской России).

Почему и русские ученые первой половины XIX века, и казачьи ученые, и сами казаки считают себя не русскими или украинцами, или сословием Российской империи? С сословием все просто. Внутри казачества в XVIII-XX вв. существовало ЧЕТЫРЕ сословия: войсковые поселенцы, дворяне, торговые казаки и духовенство. Все они были объединены избирательными и прочими гражданскими правами (законодательство в казачьих войсках-регионах отличалось от общероссийского), и правом на земельный надел в своей станице или хуторе.

В то же время войсковые поселенцы были обязаны служить по принципу, близкому к современной Швейцарии: 4 года - в частях первой очереди (т.е. на казарменном положении), потом 4 года - ежегодные сборы, в следующие 4 года – одни лагерные сборы, после чего - в запасе. Казаки-дворяне служили всю жизнь. Торговые казаки платили особый налог в казну Войска. Со священниками - все понятно: их статус был такой же, как и у остального духовенства Российской империи (за исключением земельного надела). Иногда земельный надел заменялся долей выловленной рыбы (Яицкое/Уральское Войско). Таким образом, казачьего сословия НЕ СУЩЕСТВОВАЛО.

Казачьи войска были формально независимы от Москвы до 1721 г. (Донское, Терское, Гребенское и Яицкое войска), статус Запорожского Войска в XVII веке неоднократно менялся. В 1917 г. самые крупные казачьи войска получили независимость и создали собственные государства-республики. Эти государства были уничтожены Советской Россией. Население подверглось геноциду, продолжавшемуся несколько десятилетий. Помимо прямого геноцида, советская власть разрушала саму среду казачьего народа: это и разрушение природного ландшафта - водохранилища и плотины на Дону и Днепре, в результате которых были затоплены и Великий Луг (если не ошибаюсь), и виноградники Цимлянской станицы; и разрушение казачьей макро- и микроэкономики; и антиоружейное законодательство; и запрет на частное владение лошадьми, действовавший в СССР до 1980-х гг.

Сюда же нужно отнести и культурную политику, и языковую, когда приезжие из Центральной России полуграмотные учительницы пытались отучить детей от южного говора. А филолог В. Чумаченко описал реалии разукраинизации региона, где раньше жили черноморские казаки, бывшие запорожцы. Он привел свидетельства того, как сжигались книги на украинском языке, в том числе вроде бы почитавшийся советской властью Шевченко. Результат – казачий народ частично ассимилирован и лишился своих социальных институтов, своей земли, и почти потерял свою культуру.

Теперь что мы имеем на сегодняшний день? С середины 1980-х гг. началось возрождение казачества. При всем скепсисе к этому термину важно отметить, что возрождение действительно было, и действительно идет и сейчас. Из важнейших достижений – появление значительного числа казаков, которые, как и их предки, осознают себя народом, хозяином своей земли. Также после отмены советской цензуры появилась возможность для контактов с казаками-эмигрантами и их потомками, стало возможно использование их наследия, в том числе, научного.

Улучшилась ситуация с культурой за счет изменений в законодательстве: стало возможным иметь коней в личном пользовании, отменена уголовная ответственность за владение и ношение холодного оружия (с национальным казачьим костюмом его можно носить и без лицензии). Кстати, в Украине до сих пор законодательство, связанное с холодным оружием, не изменено с советских времен. Но все эти изменения касаются социально благополучных казаков. В то же время казаки не избежали негативного советского и постсоветского влияния. И главная проблема, о которой говорил В. Громов, известный деятель казачьего возрождения 1990-х гг., – низкий уровень образования среди казаков. Это позволяет манипулировать ими практически во всех вопросах, чисто казачьих и не являющихся исключительно казачьими, но для казаков очень важными.

Недостаток образования привел и к трагическому непониманию ситуации, связанной с Майданом и Украиной. Беда казаков усугубилась нежеланием и неумением слушать своих ученых, просто умных и образованных людей.

Почему вообще казаки ввязались в войну против Украины? Исторически получилось так, что в сознании казаков Украина пыталась монополизировать «собственность» на казачье имя, на казачество. Цитаты, подтверждающие сей тезис, брались прямо из Гимна Украины: там и «ми козацького роду», и «станем дружно в бiй кривавий вiд Сяну до Дону».

Добавим и то, что к Украине была присоединена небольшая часть земли донских казаков (области Войска Донского, в 1918-1920 гг. – Всевеликого Войска Донского). Причем здесь сработали два фактора. Первый – большая часть казачьих земель находится в составе России. Поэтому очевидно, что собрать земли воедино можно путем присоединения их к России. Другой вопрос – в современной России казаки не являются хозяевами у себя дома. В станицах, разоренных геноцидом и Голодомором, стоят памятники тем, кто и геноцид, и Голодомор организовали. Хотя и появляются единичные памятники и поклонные кресты в честь казаков (не «красных»). И здесь пока что не противоречат друг другу устремления «автономистов» и «самостийников», т.к. объединение казачьих земель – желанная цель и для казаков-националистов, и для казаков, которые считают себя субэтносом русского народа. О всякого рода реестровых кизяках Долуды, Водолацкого и Козицына я даже не говорю. Второй фактор – сравнение российских и украинских реалий, связанных с казачеством. А они таковы, что, несмотря на конфликты с коммунистами и властями (здесь ситуация запутаннее), в России казаки уже массово заявляют о себе как о народе, т.е. право на самоопределение все же реализуется.

В Украине же «казачий» реестр принял еще более комичные формы, чем в России, мало того, альтернативы ему в виде казачьего национального движения почти нет. Третий фактор коренится еще в 1930-х гг. Это уничтожение украиноязычных черноморских казаков в ходе Голодомора на Кубани. В результате сложилась ситуация, когда часть черноморцев утратила культурно-языковую связь с Украиной (мы, черноморцы, по национальности - казаки, но родство с Украиной и молодым украинским народом сохраняли и до 1930-х гг.) из-за ассимиляции, а другая часть (в том числе, живущих на Кубани) стала украинцами и не имеет отношения к казачьему народу.

По сути, некогда самая образованная, и едва ли не самая сильная ветвь казачьего народа – запорожцы и их потомки либо прекратили существование, либо перестали быть частью казачьего народа и не могут влиять на его развитие. Но есть и яркие примеры понимания и прозрения.

Как пишут многие авторы на ПиМ, Майдан и нынешнее развитие Украины при всех его недостатках и провалах стали ориентиром и для людей, не связанных кровно и культурно с Украиной. Один нацбол сформулировал это примерно так: мы выступаем за единое государство России, Украины и Беларуси, за его прогрессивное развитие. Но разве это развитие может идти только из Москвы? Нет, если Киев или Минск пассионарнее, то они, а не Москва, станут флагманом развития восточнославянского союза. Также рассуждают и многие казаки.

Что может сделать Украина для примирения с казаками? Первое – признание казаков народом, национальностью. Да, насколько я знаю, в Украине существует свобода национального самоопределения для личности, но казачье имя узурпировано реестром и подобными структурами, сами казаки считаются, как и в России, «беглыми холопами», не имеющими собственной национальности. Между тем, на Западе казаки считаются именно народом. Кроме того, этим признанием Украина может отсечь казаков-националистов от ряженного интернационального кизячьего реестра водолазов и долуд. Второе – создание возможности для организации казачьего местного самоуправления, встроенного в систему самоуправления Украины. Т.е. в местах, где преобладает казачье население, либо где казаки являются самой крупной этнической группой, выбирать не глав местных администраций, а атаманов (суть та же, но название и символика другие). Понятно, что этот пункт встретит много возражений и практически неосуществим сейчас. Но если Украина скажет казакам: «Вы можете жить по вашим законам, которые не противоречат законам Украины. Вы – коренной народ этих степей», - то это поможет решить проблему «казаков Новороссии».

Кроме того, мы, казаки, сейчас являемся народом без своей земли, пусть малого, но угла. Многим из нас, казаков, вероятно, придется покинуть Россию, дабы сохранить жизнь и свободу, т.к. настоящие казаки свободолюбивы и неуступчивы, а в нынешней России все больший размах приобретает подхалимаж и тупой «одобрям-с». В свое время Третий рейх, дав казакам автономию сначала на Кубани, потом - в Польше, а потом - и в Северной Италии, получил преданных союзников. СССР же, уничтожая и унижая казачий народ, добился во время ВМВ того, что было немыслимо в ПМВ: десятки тысяч казаков воевали против государства, находившегося на территории бывшей Российской империи.

В данной заметке я только поставил некоторые вопросы, решать их надо вместе всем нам: казакам, русским и украинцам. Решать, основываясь на здравом уме и уважении друг к другу.

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.