Перейти к основному содержанию

Бескультурная нация. Часть 2

А у нас тут вторая часть материала о культуре. О той самой, которая якобы «вне политики»

Государство нам должно

Люблю слушать нарекания многих деятелей искусства о том, что государство им должно обеспечить всё. И вот когда это всё будет — тогда творец будет творить.

Я, понятное дело, с этим подходом совершенно не согласен. Да, я понимаю, что мне сейчас какой-нибудь гендиректор-худрук театра накидает кучу весьма справедливых аргументов, что зритель не такой, плохо ходит, минималку подняли, платить нечем, отапливать/освещать помещение надо, денег не хватает на ремонт и прочее. Есть ещё другие, которые скажут честно — что из бюджета они получают столько денег, что никогда не заработают сами с продаж билетов, что у них полупустой зал, заполненный людьми, пришедшими бесплатно по контрамаркам.

Концептуально это проблема не государства.

Во-первых, каждый театр — это предприятие, которое должно зарабатывать. А значит уметь работать с маркетологами, проводить рекламу и делать качественный товар, на который пойдут люди. Согласен, что зритель есть такой, которому подавай кумедию о голом таксисте, а вот, например, антикоммунистический и очень глубокий «Чевенгур» Андрея Платонова в постановке Харьковского театра кукол — это скучно, тяжело и неинтересно. Хотя всё как раз наоборот.

Это проблема, и она будет ещё долго.

Понятное дело, что мы не избавимся от госфинансирования культуры ещё очень много лет. Но надо понимать, что государство не может покрывать всё и вытягивать на себе всю культуру. В целом, баланс можно найти — просить у государства, параллельно развиваясь самим, и выходить на новых спонсоров: гранты, бизнес и пр. Минимальный, но баланс. Но тут надо начинать с менеджеров. Директором театра должен быть хороший, пардон, «продавец». А вот худруком толковый творец.

Во-вторых, хватит подменять понятия и пенять на государство — национальными должны быть всего несколько театров по всей стране. А остальными же должны опекаться громады, то есть местное самоуправление. И то, лучше было бы, чтоб все театры (кроме национальных) были независимыми и прибыльными.

Это же касается не только театров, но и оркестров, и других заведений культуры (с библиотеками сложнее будет, но это совсем отдельный разговор).

Почему?

В демократических странах культура — это не оружие пропаганды, а полезный ценностный образователь. Она формирует мировоззрение человека в соответствии с теми ценностями, которые пропагандирует страна. То есть тоже «промывает мозги», но не с целью отупить, а с целью сделать человека лучше.

Но! Что ещё важнее, в демократических странах культура — это рынок. Большой и очень интересный сектор экономики. И если мы ратуем за то, чтоб преодолеть последствия плановой экономики приватизацией, привлечением инвестиций и повышением конкурентоспособности вместе с квалификацией сотрудников, то почему этот принцип не применим к ещё одному сектору экономики?

Наша эпоха уже совсем другая. Теперь никому неинтересно, сколько танков произведёт ваш паровозостроительный завод, или сколько дредноутов спустите на воду за год.

С каждым годом вырастает качество интеллектуального труда, и с параллельной роботизацией производств всё больше ценится человеческая креативность. Поэтому сейчас всё чаще вы можете слышать такое понятие, как «креативная экономика» или «креативная индустрия».

Это перечень видов экономической деятельности, имеющих потенциал к созданию добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и/или креативное выражение, а их продукты и услуги являются следствием индивидуального творчества, навыков и таланта.

Развивающаяся культура — это рабочие места. Успешная культура — это зритель и турист, обладающий деньгами. Он финансирует и культуру, и местную громаду, куда он приезжает. Богатый креативный сектор — это налоги государству.

По не совсем свежим данным, например, в моей любимой старушке-Англии, которая сумела, потеряв империю, вернуть себе позиции культурой, за 2017 год только музыкальные фестивали принесли в экономику 4 млрд фунтов, аудитория концертов выросла на 12% за сч`т туристов, составляя почти 31 млн зрителей. Каждый турист в среднем потратил по 850 фунтов.

А вот общий сектор вас может поразить. На ноябрь прошлого года англичане сели и посчитали. Оказалось, что отрасли, включая рекламу и маркетинг, искусство и кино, телевидение и радио, музеи и галереи, формируют у них сектор экономики, который составляет почти 92 млрд фунтов стерлингов. Девяносто два МИЛЛИАРДА! Нам есть куда стремиться.

Между прочим, «уставшая от нас Европа» вкидывает деньги и в наш креативный сектор. Украина уже пару лет участвует в программе Creative Europe, Британский совет выделяет деньги на развитие театра и организовали проект Culture Bridges.

Вот тут интересное интервью с куратором программы «Культура и креативность», где среди прочего говорится о потенциале украинской креативной сферы, которая, по их оценкам, составляет 4% ВВП, и обеспечивает занятостью 3% работающих по стране.

Так вот, если это рынок, который может стать очень большим, то им должен заинтересоваться бизнес. К сожалению, у нас ещё очень много реальных «барыг», работающих по принципу «купил-перепродал», или которые живут одним днём, не желая вкладывать. Надо тормошить и перепрашивать, воспитывать. И, как бы это парадоксально ни звучало, их узость мышления упирается именно в отсутствие культуры.

Но повторюсь — бизнес должен обратиться к культуре, он должен заполнить сектор, должен принести свои правила рекламы, работы с публикой, привлечения инвестиций… Тогда это начнёт работать.

А государство?

Всё просто. Государство должно заниматься:

  • культурной политикой и воспитанием культурных граждан в школах, иных учебных заведениях, пропагандировать здоровые ценности демократии и всячески истреблять советского дракона в головах. Туда же относим национальную политику;
  • сохранением культурного наследия, в том числе защитой памятников архитектуры;
  • приведением культурного рынка в порядок — например, рынок независимых театров растёт, но у нас до сих пор нет вразумительного законодательного поля для их существования. Необходимо создать нишу, которую заполнят «креативщики». И провести налоговую политику так, чтобы налоги не погубили сектор в зародыше, с одной стороны, и чтобы налоги поступали чисто и открыто, а не как сейчас, когда театр — это ФОП-единщик, который платит только 5% со всего дохода;
  • помощью в привлечении инвестиций, а также правовым регулированием для развития институтов продюсеров и агентов;
  • и самое важное – защитой авторского права! Без этого, с тотальным пиратством не стоит и надеяться на эффективное развитие рынка.

Вот эти задачи и должно взвалить на себя государство.

И знаете, я вижу изменения. Они идут.

19 июня парламент внёс изменения в Закон Украины «О культуре», где дали определение понятию «культурные индустрии». Теперь под последними официально, формально и нормативно понимаются такие виды экономической деятельности, которые имеют потенциал к созданию добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и/или креативное выражение, а их продукты и услуги являются следствием индивидуального творчества, навыков и таланта.

А вот 2 июля закончился приём заявок на гранты от Украинского культурного фонда. И там есть очень много хороших проектов. Ещё бы, стал бы я говорить, что они плохие, если ваш покорный слуга сам приложил руку к написанию и помощи друзьям в создании нескольких, ха.

О поп-культуре

Я люблю джаз, оперу, классику, английский юмор и английский кинематограф. Зануда, да?

Жена любит рок и, кажется, после нескольких лет моих издевательств начала любить оперу.

Вы что любите?

Может, среди вас есть любители попсы? Да пожалуйста. В этом ничего страшного нет. Прелесть культуры в её разнообразии. И надо признать, что попса тоже нужна в силу массовости своей культуры.

Ну, это я могу отрываться под сюиту «Пер Гюнт» Грига, но кому-то же реально нравится Олег Винник. Винник — тоже часть нашей экономики, как бы смешно это ни звучало.

И пока он не творит откровенные пакости в стиле русофилов во время войны, то и претензий к нему нет. Тем более, пусть лучше он. Ниша Винника выдворяет всяких москальских Михайловых. И тут уж лучше наш.

Сериалы. Тоже поп-культура вроде как. Без них сейчас никак. Украина должна освоить и этот рынок. Проблема в том, что наш сериальный рынок пока российскоцентричен — включите телеканал «Украина» и поплачьте: они в основном на русском языке, после запретов русских фильмов их начали снимать у нас и экспортировать туда, с перекосом на российскую действительность. Вспомните хотя бы «Сватов». В итоге выходит что-то невкусное на много серий под невероятными названиями «Аметистовое кольцо пронзённого голубя обручальной сиделки».

Тут нужен прорыв, очень большой. Так и тем много: бери — не хочу. После успеха «Викингов» и «Последнего королевства» можно снимать наш о Киевской Руси, заодно выбивая почву у русских с их «древнерусским государством», снять качественный детектив о какой-нибудь контрразведке Скоропадского, или… понесло, уже фантазировать начал.

Тем более, попса бывает разной. Она может быть очень качественной. Майкл Джексон ведь считается королём поп-музыки, да? Или о качественных сериалах. Налоговые льготы для поддержки высококачественных телевизионных постановок, таких как «Игра престолов» (каюсь, не смотрел и пока не хочу) и «Корона», продемонстрировали производственный бум стоимостью 1,5 млрд фунтов стерлингов в Британии, а инвестиций в сериальную отрасль привлечено около 1 млрд фунтов.

Привлекательность этой индустрии видят везде. Германия, например. На удивительный и замечательный немецкий сериал «Вавилон-Берлин» деньги выделил, в том числе, и проект Креативная Европа, о котором я говорил выше. Они поняли ценность.

Ну, правда, есть ещё аспект. Для реально хороших сериалов чаще всего нужны хорошие книги в качестве бэкграунда. Тут надо воспитывать и отечественную литературу.

Поэтому попса не страшна, и иногда может быть даже полезной. Главное — воспитать в зрителе умение отличать какашку от конхветки. И пока школа этого толком не делает, то это должны делать пиарщики — создавать людям тренды, инфоповоды для привлечения внимания к продукту со скандалами, интригами и расследованиями. Любовью и разбитыми сердцами. С одной целью — посмотри нашу конхвэтку. Не бери в руку какашку.

О гигиене или фу, выкинь каку

С начала гибридной войны принято говорить об информационной гигиене. Безусловно, это очень важно и необходимо. Иначе падём под наплывом фейков и чужой пропаганды.

Но тут стоит учитывать один аспект. Культурная гигиена должна быть обязательной составляющей информационной гигиены. И если информационная гигиена предполагает критическое мышление и проверку/перепроверку фактов, то культурная должна опираться на принципы.

Эти принципы простые — не смотреть продукцию врага, не читать его книги, не ездить к нему и не проводить с ним ничего общего. Почему? Ну, во-первых, культура — это политика. Раньше я уже писал об этом. Во-вторых, даже если российский деятель культуры — оппозиционер, то он всё равно российский. Пример с обращением режиссёров в защиту Сенцова показателен. Так что вероятность, что этот человек измажется, рано или поздно, всё равно есть.

В идеальном мире инициатива соблюдать эти принципы должна исходить снизу, а не быть прямым императивом государства. Но это уже фантастика.

Понятно, что просто так это не произойдёт. Ну, я полагаю, вы и так это заметили — хотя бы во время кровавого кубка по футболу.

Например, во время матча Россия — Хорватия я возвращался домой и увидел во дворе, что окна моего соседа открыты нараспашку и телевизор включен на очень высокую громкость. Как этот сосед радовался успехам Россиянии и как он переживал, когда хорваты победили. Человек явно болел за «своих». Ну что ж, пришлось немного похулиганить — включить народное творчество «Путин-ху*ло» на повтор под его окнами.

Рассчитывать на самоизоляцию по доброй воле от всего российского — это бред и фантазия. И если на государственном уровне действуют разные квоты, запреты, списки, то на рыночном уровне одно вытесняется другим только путём повышения конкурентоспособности своего продукта.

А пока свой качественный продукт количественно не доминирует, то надо заполнять пустоту, к сожалению, западной культурой. Пусть уж лучше так.

Для читателей ПиМа есть ещё одно правило культурной гигиены. Поддерживайте отечественного «производителя» всегда и везде (если это, конечно, не полный шлак типа сериалов на телеканале «Украина»). Старайтесь чаще ходить на украинские фильмы в кино, откройте для себя любимый театр в городе, не пользуйтесь пиратскими версиями музыки/фильмов/книг хотя бы украинских авторов. И вам станет приятнее — и культуре денежный стимул.

Игровое послесловие

Когда обычно пишут о культуре, то говорят обо всем, но забывают одну важную отрасль.

Это игровая индустрия. За последние 15-20 лет компьютерные игры стали полноценной частью нашей жизни.

Я не знаю, кто постоянно запускал эти нарративы, что «стрелялки-пукалки» — это очень-очень плохо, вредно, пагубно (чую, что опять руки растут с севера), но игровой рынок — это не просто глупое мочилово.

С каждым годом бюджет игр растёт, в игры зовут известных актеров, для игр пишут музыку высокобюджетные композиторы, а каждый сценарий проходит тщательную проработку, что в комплексе дает полноценное произведение искусства. Законченный продукт, как фильм, книга или театральная постановка.

Вот Кевин Спейси в качестве антагониста из игры Call of Duty Advanced Warfare — и это скриншот из игры.

Да и кто до сих пор не знает, есть не только «стрелялки». Есть очень душевные игры, от которых даже бородатые дядьки ревут, как дети во время смерти Муфасы в Короле Льве.

Игры теперь тоже формируют ценности. И влияют на восприятие истории. Поэтому русские постоянно бесятся, что в западных играх о Второй мировой «почему-то побеждают одни американцы».

У нашей страны есть потенциал. У нас много хороших разработчиков. У известных игровых компаний Ubisoft и Crytek есть киевские подразделения.

Украинские разработчики делали и делают известные на весь мир игры —1 серия игр Cossaks, S.T.A.L.K.E.R, Metro.

Отдельно хочу указать на франко-ирландско-украинскую студию Frogwares. На их серии игр о Шерлоке Холмсе я вырос. В 2014 году они выпускают очередную игру «Шерлок Холмс: Преступления и Наказания», которую запрещают в России. Знаете за что?

Игра посвящена памяти Небесной Сотни. А в полицейском участке, куда с постоянной периодичностью заходит Шерлок, висит объявление о розыске одного плешивого уйхла.

Потенциал есть. И его надо развивать. Как? Путём привлечения инвестиций. Местный бизнес должен увидеть этот широкий рынок. И, кстати, если игры влияют на мировоззрение, то почему бы не зайти с интересной не шароварной украинской историей через игры? Это будет эффективнее десятков учебников и пособий. Это поможет сформировать украинца, а не выкидыша советского человека.

Для этого у нас есть культура — наш идентификатор в этом мире. Её надо развивать и становиться с нашими друзьями на равных. И поэтому на культуре не стоит экономить и забывать о ней — в первую очередь вам, потребителю. И поэтому вам решать, убрать в словосочетании «(бес)культурная нация» скобки, или же просто убрать к чертям приставку «бес».

Надеюсь, вы выбрали второе, а значит, нам есть за что сражаться. За право быть собой, а не варварами.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.