Перейти к основному содержанию

Боснийский кейс. Зерно идеологии

Сегодняшний день творится нами, изменяясь в совершенно невозможном для представления раньше направлении.

Александр Давыдов

Сегодняшний день творится нами, изменяясь в совершенно невозможном для представления раньше направлении. Новые случаи рождения нации не укладываются в скроенные три десятилетия назад фасоны, и несовпадение шаблона с реальностью выражает потребность мыслящего и действующего человека в постоянном чтении классики. Да, сто пятьдесят лет назад идеология была формой ложного сознания, сто лет назад мобилизовала огромные социальные группы и задавала универсальные ценности, а тридцать лет назад начала осваиваться как «модель для сборки» в приложении к тем или иным ситуациям. Сегодня её цели и роль другие. Чтобы верно их определить не «в целом для дня сегодняшнего», а для конкретного случая необходимо выкопать и рассмотреть зерно идеологии, рассмотреть, в чём её сущность, и сделать это на ясном примере.

Каковы критерии успешного идеологического проекта в приложении к национальному строительству? Безусловно, главный критерий – это успех национального строительства. Уровень крови за иллюминатором, не разбился ли иллюминатор, каковы первые шаги новорождённой. Её голова красива ли. Видение людей и способность верно ориентироваться в мире вежливых людей и дегенератов с топорами, умение понимать партнёра и методы работы с ним. Идеология подобна программе, но программистов не так много: имею в виду умеющих выполнять такую работу, а не носителей значка и бороды.

Но вот критериев продукта, ещё не пущенного в пользование, не так уж много. Более того, не каждый специалист скажет: будет работать новый конструкт или нет, и если да, то как. Сегодня национальное строительство не умещается в одной большой идеологии, и вопрос его создания – это актуальный рабочий вопрос. Потому важно увидеть в рассматриваемом зерне критерий будущей успешности продукта, производимого для той или иной аудитории.

Говоря о примере, мы говорим о славянской стране. Исламской стране. Стране – самой интересной в мире межславянских и мусульманских свар – Боснии и Герцеговине. Страшная война задала планку ценностей и идеалов, представления о реальной Боснии и той, какова она должна быть. Так или иначе, общее представление о стране разделяют все её партии, так как действуют на одном поле. Но в сильной идеологии это представление формулирует СДА – партия демократического действия, лидирующая в стране. Её возглавляет Бакир Изетбегович, сын Алии Изетбеговича – её создателя.

Программа партии, имеющей более чем богатое прошлое, сегодня демократична и толерантна. Кстати, стоит отметить, что БиГ находится под протекторатом ООН. Обращают на себя внимание лишь некоторые программные тезисы, такие как: принцип целостной и суверенной БиГ (что в конфедерации, одной частью которой является федерация, звучит достаточно своеобразно); конституционная интеграция БиГ как стратегическая цель партии; сохранение памяти об освободительной войне 1992-1995 и помощь семьям жертв и героев войны; наказание виновных в геноциде времён войны и сохранение памяти о ней; аффирмация босанской идентичности как общегосударственной, и аффирмация бошняцкой (не боснийской) идентичности как идентичности самого большого народа в стране, развитие его идентичности и единства как предпосылки формирования общей босанско-герцеговинской идентичности. Звучит мягко и угрожающе, не правда ли?

СДА представляет собой партию с богатой историей. Созданная в 1990 году югославским диссидентом-исламистом А. Изетбеговичем, она добилась лидерства в боснийской Скупщине на первых многопартийных республиканских выборах. Далее партия продавила идею референдума о независимости Боснии и Герцеговины, а в предчувствии гражданской войны создала на основе партийной организации «Патриотическая лига» военизированные структуры, из которых выросла армия. Армия государства выросла из партийной структуры. Запомним это. В процессе суверенизации не один Изетбегович проявлял стремление к лидерству и осуществлению права решать судьбу страны. Его основным оппонентом стал югославский предприниматель Фикрет Абдич, который по неясным причинам отказался занимать место главы Президиума СДА в 1990 году, а в 1993 году создал квазигосударственное образование «Автономная область Западная Босния», проявившее себя союзником сербов и ликвидированное в августе 1995 года.

Боснийские мусульмане не проявляли особой ревности по соблюдению исламских обычаев, ну а стремление убить соседа, подставив свой дом под артиллерийский удар, вообще мало кто проявляет в душевно трезвом состоянии. Почему же из ряда политических сил Боснии и Герцеговины победили радикалы, возглавляемые ярко выраженным исламистом? Ответ на этот вопрос поможет понять кое-что важное об идеологии.

Начнём с личности. Алия Изетбегович, родившийся в 1925 году, вскоре после войны был осуждён за издание журнала «Муджахид». С юности состоя в организации «Млади муслимане», Изетбегович сумел в социалистической Югославии сохранить верность своим убеждениям. Работая юрисконсультом и руководителем предприятия, Алия параллельно занимался публицистикой. Его «визитной карточкой» стали работы «Исламская Декларация» и «Ислам между Востоком и Западом». Осуждённый за исламистскую пропаганду в 1983 году, мыслитель пытался совершить самоубийство, но был освобождён в конце 80-х. Когда война была на границе между возможностью и фактом, Изетбегович подписал Лиссабонское соглашение, разделяющее БиГ на несколько кантонов. По возвращению в Сараево свою подпись Алия дезавуировал, запустив механизм гражданской войны. Всю войну сербы осаждали Сараево, и всю войну боснийский лидер провёл в Сараево. В самом начале конфликта бойцы югославской армии даже взяли его в плен, впрочем, ненадолго.

После войны Изетбегович занимает пост главы правительства федерации БиГ, с которого уходит в 2000 году, ссылаясь на плохое здоровье. Умирает в 2003 году.

Мы видим в нём фанатика, человека, выстрадавшего свои убеждения и положившего ради них свой народ в топку гражданской войны. Своим самым большим жизненным успехом Изетбегович называл суверенитет Боснии и Герцеговины, а самой большой неудачей – отсутствие прочного мира в Боснии и Герцеговине. Могут ли звучать без акцента лицемерия такие ноты?

Боснию сделала СДА, СДА сделал Изетбегович, Изетбеговича сделала идеология, которую он развернул в своих книгах. «Исламская Декларация» позиционирует мусульман в мире 70-х. Алия вангует экспансию мусульман в будущем, обусловленную их высокой рождаемостью и растущим уровнем образования. Проводит принцип абсолютности и совершенства ислама, который, по мнению мыслителя, заключает в себе демократическое понимание власти. Широко разошлась цитата из «Декларации»: «Между исламом и неисламскими политическими структурами не может быть ни мира, ни сосуществования». Во время войны Изетбегович сумел в совершенстве выстроить дипломатию государства: обеспечить себе поддержку светской Турции, шиитского Ирана, традиционного исламского мира (среди лидеров которого были Д. Дудаев и Усама Бен Ладен), а также получить помощь со стороны Запада – США и Великобритании, через базы миротворцев которой, по словам О. Валецкого, в Боснию прибывали боевики, прошедшие школу афганской войны. Как видим, принципы «Декларации» толковались очень гибко, но это не раскрывает сущность убеждений Изетбеговича. Её раскрывает работа «Ислам между Востоком и Западом».

Имеющая в себе массу фактики и глубоких теоретических рассуждений, она не является научным трудом. Изетбегович размышляет о месте ислама в мире, широко используя работы советских и западных мыслителей. Его мышление тонко и парадоксально. Приведем пару цитат: «Без христианства право не было бы сильным, без еврейства – нужным. Из этого следует, что природа права – исламская. Ни христиане, ни иудеи не создали аутентичного права. Такое право сотворил ислам»; «Признание права суда ограничивать силу государства предполагает преобладание идеи над материей, из чего следует, что сама идея правосудия противоречит принципу, на который опирается система атеистического государства».

Книга осуществляет умственное и духовное позиционирование автора: мусульманина и европейца, религиозного человека с хорошим высшим образованием, человека религиозного мировосприятия и резкого живого ума. Человека, живущего на стыке цивилизаций.

И главная миссия этой книги состоит в самой выработке такого парадоксального, но адекватного способа мышления и самостоятельного позиционирования ислама в той системе координат, которую задала свободная от него эпоха развития мировой политической мысли. Эта манера мышления позволила лидерам мусульман в Боснии не сломаться под прессом югославского государства; суметь создать светскую партию и войти в светское правительство, не теряя своей идентичности и своей позиции относительно неисламских политических структур; наконец, получать поддержку от центров силы, радикально противоположных друг другу. Стиль мышления и его масштаб отнял право решать судьбу государства у идейных детей социалистической Югославии: Абдич, человек большого масштаба, уступил исламистам в пиджаках из-за неумения в настолько совершенное и глубокое понимание себя.

Сегодняшний мир проявляет свою жизнь в национальном строительстве «фронтирных» регионов. Регионов, находящихся на стыке религий этносов и цивилизаций. И потребность в тонкой и совершенной позиции (конечно, бесполезная без решимости сражаться за неё), в самостоятельном стиле и строе мышления является ключевой при определении содержимого зёрнышка, которое мы рассматриваем. Умение самостоятельно и цепко мыслить, адекватно оценивая реальность и отталкиваясь от априорно воспринимаемых ценностей, за которые мыслящий готов убивать и умирать; способность понять себя и глубоко, прочно оформить свою идентичность; способность формировать гибкие и адекватные стратегии развития в любой острой ситуации, которыми изобилует процесс рождения нации – это плоды зерна, составляющего сущность идеологии.

Атмосферное видео: лидер боснийских сербов обещает, что независимость Боснии и Герцеговины – это «путь в страдания и смерть, которым уже пошли Словения и Хорватия… Такой путь приведёт Боснию в ад, а мусульманский народ будет уничтожен». Изетбегович парирует: «Сам посыл г. Караджича, его сообщение, яснее всего говорит о том, почему мы не можем оставаться в такой Югославии, которую нам предлагает г. Караджич».

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.