Перейти к основному содержанию

Традиционные ценности (отменяются)

Одной из главных проблем современного европейского общества является демографический кризис. Особенно остро этот кризис ощущается на фоне сохранения высокой рождаемости в странах третьего мира.

Одной из главных проблем современного европейского общества является демографический кризис. Особенно остро этот кризис ощущается на фоне сохранения высокой рождаемости в странах третьего мира (для России это Северный Кавказ и страны Средней Азии) и непрерывно поступающего оттуда потока мигрантов, который ведет к постепенному замещению коренного европейского населения, разрушению европейской культуры, росту социальной напряженности и другим негативным последствиям.

Все это делает как никогда актуальными разговоры на тему "а правильным ли вообще путем Мы (европейское общество) идем?" Ведь если, несмотря на все наши успехи и достижения, через каких-нибудь пятьдесят или сто лет у нас не останется достаточного количества потомства, кому тогда достанутся все эти достижения и прочие плоды тысячелетней истории? Хотим ли мы, чтобы все это в итоге досталось чужакам?..

Страх за судьбу будущих поколений (к сожалению, разделяемый далеко не всеми европейцами) заставляет нас искать причины сложившейся ситуации и способы выхода из нее. Нередко можно услышать, что главной причиной "заката Европы" является отказ от т.н. "традиционных ценностей" (в частности, разрушение института традиционной семьи) и что, соответственно, только возврат к этим ценностям позволит европейскому обществу выжить и сохранить свое культурно-историческое наследие в условиях нарастающего конфликта цивилизаций. Подобные представления по понятным причинам наиболее широко распространены в националистической среде. Риторика многих движений правого толка сегодня построена на пропаганде "традиционных ценностей" и борьбе с тем, что им противоречит. Однако на деле весь национал-традиционализм у нас, как правило, сводится к декоративной симуляции этих ценностей и к не менее декоративной борьбе с "антиценностями", которая зачастую принимает откровенно маргинальный характер. И в этом нет ничего удивительного, ведь всерьез пытаться, живя в двадцать первом веке, вернуть общество к культурным стандартам века девятнадцатого (или девятого...) могут только люди весьма недалекие и плохо понимающие, как устроен современный мир.

Цель этой статьи – попытаться объяснить консервативно настроенной публике (и прежде всего – наивной "национально-мыслящей" молодежи, падкой на всякие красиво звучащие глупости), почему возврат к традиционным ценностям является не самым лучшим способом спасения европейского общества от вымирания. Более того, почему в условиях современного мира этот возврат вообще малоосуществим.

Для начала давайте определимся с тем, что такое "традиционные ценности"? В научной среде под этим термином принято понимать совокупность институтов, сформировавшихся в условиях аграрного общества, в рамках которого большая часть человечества существовала на протяжении нескольких последних тысячелетий. Что представляет собой "традиционная семья" в аграрном обществе? Это многодетная патриархальная крестьянская семья.

Что нам нужно знать о такой семье?

Авторитарность. Во-первых, нужно понимать, что жизнь в аграрном обществе для большинства его представителей – это все еще борьба за выживание. Поэтому семья в таком обществе создается не ради удовольствия и даже не ради продления рода (таковой мотив, конечно, тоже присутствует, но стоит не на первом месте), а прежде всего ради этого самого выживания. Тяжелые условия быта и многодетность (о ней поговорим ниже) способствуют закреплению в такой семье авторитарных отношений.

Многодетность. Аграрные общества производят больший (по сравнению с обществами, ведущими присваивающее хозяйство) прибавочный продукт, позволяющий прокормить большее количество населения. Кроме того, отсутствие развитой медицины и средств контрацепции делает невозможным планирование семьи – дети рождаются постоянно, так сказать, "по воле Божьей". Все это приводит к многодетности и одновременно к высокой детской смертности. Соответственно, ценность детей в аграрном обществе – низкая, главными качествами в ребенке (и вообще в человеке) считаются здоровье и физическая сила. Само собой, больше ценятся мальчики. Никаких особых вложений в себя дети не требуют, по большому счету, все что им нужно – это еда и тепло. "Окупать" себя при этом начинают рано.

Патриархат. Обилие деятельности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками в аграрном обществе приводит к усилению "гендерной специализации", то есть к строгому разделению труда между мужчинами и женщинами. Такое разделение характерно и для более ранних типов обществ, но в аграрном обществе оно проявляется наиболее сильно. Поскольку вся самая важная работа (в сельском хозяйстве, добыче ресурсов, строительстве, ремеслах и т.д.) наиболее эффективно выполняется мужчинами, женщинам автоматически отводится вся второстепенная работа (варить, стирать, убирать и т.д.), что приводит к сильному неравенству социальных ролей и институциональному закреплению этого неравенства через строгие патриархальные традиции и законы.

Пуританство. В аграрном обществе (по крайней мере, на официальном уровне) поощряется моногамия, половое воздержание и вся вытекающая из этого "высокая духовность". Причины таких установок просты. Это зависимое положение женщин (соответственно, развитое чувство собственности и контроля у мужчин),  это риск беременности чужим ребенком (что никак не поспособствует укреплению семьи), это высокий риск венерических заболеваний (последнее стало особенно актуальным после того, как в Старый Свет был завезен сифилис, который на долгие столетия сделался одной из главных причин смертности в Европе) и высокая степень общинной изоляции (когда вся жизнь проходит в масштабах одной деревни или небольшого города, где все друг друга знают – особо не разгуляешься).

Вот, собственно, в таких условиях наши предки на протяжении тысячелетий строили свои "традиционные отношения". Так что же изменилось сегодня? Что заставило нас массово отойти от традиций? Все очень просто – началась глобальная смена эпох, а именно: переход от аграрного общества к обществу индустриальному (теперь его, правда, называют уже "постиндустриальным", "информационным", "обществом постмодерна" и т.п., далее, чтобы не путаться в названиях, я буду называть его просто современным обществом), которое диктует совсем иные условия жизни и, соответственно, формирует иные традиции.

Что изменилось?

Современное общество перестает быть строго патриархальным. Тяжелые работы автоматизируются, функции человека в производственном процессе все больше сводятся к контролю за автоматикой. Это приводит к снижению роли "гендерной специализации". Разница физических возможностей между полами перестает играть прежнюю роль. Начинается процесс эмансипации женщин. Постепенно (естественно, не без ожесточенной борьбы) социальный статус мужчин и женщин выравнивается. Более того, на поздних этапах индустриального общества намечается тенденция к уравниванию доходов между мужской и женской частью населения, что позволяет женщине брать на себя роль кормильца в семье (в аграрном обществе это было попросту невозможно). Конечно, об абсолютном равенстве речи пока не идет (и вряд ли пойдет, пока существует "половой диморфизм"), но тем не менее, впервые за тысячи лет женщина из "придатка к мужчине"/"получеловека", становится полноправным членом общества и участником политического процесса.

При юридическом и социальном равенстве партнеров гораздо сложнее формировать устойчивые брачные пары. Раньше мужчина просто приходил в чужой дом, говорил "хочу вашу девку!", получал согласие ее родителей, приводил жену в свой дом, после чего она, фактически, делалась его собственностью, и в методах ее "воспитания" (то есть ломания под себя) он имел практически полную свободу. Если женщина проявляла характер, мужчина мог легко пускать в ход кулаки или палку, причем в этом вопросе и естественные природные силы и людские законы были полностью на его стороне. Теперь все иначе. Современный брак – это акт во всех отношениях обоюдный. Семейное насилие запрещено законом (оно, конечно, еще встречается, но уже не является нормой и не имеет прежних масштабов), а единственным инструментом установления иерархии в семье остается чистая харизма, соревноваться в которой мужу с женой не так легко, когда под рукой уже нет старой доброй палки.

Современная семья перестает быть многодетной. Многодетной сегодня считается семья в которой есть три ребенка. Больше трех детей сегодня – это уже диковинка, в то время, как раньше и десятком удивить кого-то было сложно. С появлением развитой медицины и доступных средств контрацепции, появляется возможность планирования семьи. Теперь дети рождаются уже не по воле Божьей, а по воле родительской, наличие которой зависит от уверенности родителей в том, что они смогут дать ребенку обеспечение и воспитание, соответствующее стандартам современного общества. При этом важно понимать, что в современном обществе, по сравнению с обществом "традиционным", эти стандарты значительно выросли. Сегодня ребенка уже не достаточно просто "выкормить" – ему нужно дать полноценное образование и еще множество других необходимых или желательных навыков (кружки, спорт, языки – вот это вот все), которые помогут ему занять более достойное место во взрослой жизни. Иначе говоря – скопить  ребенку "человеческий капитал". Естественно, на все это родителям необходимо потратить силы и средства, которые почти всегда ограничены. Поэтому качество детей в современном обществе достигается в основном за счет сокращения их количества. Да и потом, попробуйте заставить современную эмансипированную женщину отказаться от учебы, карьеры и всяких интересных занятий, ради того, чтобы, "как в старые добрые времена", сидеть дома, варить борщ и работать конвейером по производству детей. Едва ли у вас это получится.

В современном браке появляется такой важный пункт, как "сексуальная совместимость" партнеров. Вещь, опять же, доселе неслыханная и ставшая возможной только в изнеженном тепличными условиями современном обществе. В "традиционном (аграрном) обществе" женщина, помимо всех своих прочих назначений, рассматривалась как прибор для отправления естественных мужниных потребностей. О сексуальном удовлетворении женщины речи вообще не шло: то, насколько она довольна супругом в постели, никого не интересовало. Да и мужа едва ли сильно волновали подобные вопросы ("главное, чтоб баба хорошо работала, остальное – баловство"). Слишком тяжела была крестьянская жизнь, чтобы размениваться на поиски сексуальной гармонии, кои поиски оставались прерогативой высших сословий, редко в каком аграрном обществе составлявших более пяти процентов населения. Но времена изменились и сегодня сексуальная гармония уже не роскошь, а "осознанная необходимость" для крепких и здоровых отношений.

Ну и наконец, если в аграрном обществе брак являлся жизненной необходимостью, то в современном обществе, которое создает человеку достаточно комфортные условия, вполне пригодные для одиночного выживания (причем независимо от пола) и даже воспитания детей, брак таковой жизненной необходимостью являться вообще перестает и постепенно становится "привилегией зрелых и состоявшихся". Конечно, сейчас это еще далеко не совсем так, но именно к этому все идет.

Все эти изменения приводят к серьезной трансформации института семьи, который становится более "гибким". Сегодня для вступления в брак партнеры должны: 1) друг другу действительно понравиться, что называется "найти друг друга" (без всякого там "слюбится-стерпится"), при том, что возможности выбора теперь несравненно более широки, чем раньше; 2)  иметь "общие интересы", при том, что раньше интерес у большинства семей был исключительно один – не умереть от голода и холода; 3) "притереться" друг к другу по части различных бытовых вопросов, которых сегодня стало гораздо больше, поскольку быт куда разнообразнее; 4) в конце концов, они должны постоянно идти на какие-то взаимные уступки и находить компромиссы – в общем, делать все то, о чем раньше не было и речи. Конечно, при таких раскладах люди начинают подходить к браку гораздо серьезнее и осмотрительнее. Теперь, прежде чем вступать в брак, они хотят "получить опыт отношений". Это вынуждает общество становиться более лояльным к внебрачным связям (потому что иначе получить этот опыт никак нельзя). Процесс "накопления опыта", в свою очередь, ведет к увеличению брачного возраста, росту числа разводов/повторных браков ("этот опыт был неудачным – попробую снова") и к увеличению количества холостяков обоего пола ("устал от отношений, развелся – отдохну годков пять").

В конечном счете, все это ведет к т.н. "сексуальной революции" – половому раскрепощению общества, усилению полигамии и промискуитета – без плодов которых едва ли можно представить себе современный мир. Конечно, плоды эти весьма разнообразны и "съедобность" части из них вызывает некоторые сомнения. Но отбор "съедобных" плодов от "несъедобных" является темой отдельной дискуссии, сейчас же важно просто осознать общую связь между современным обществом и сексуальной революцией и понять, что в общем и целом одно от другого неотделимо. Стоит также отметить, что огромную роль в сексуальной революции сыграло развитие медицины, в частности, избавление человечества от бича венерических болезней и появление доступных средств контрацепции. Однако следует понимать, что все эти аспекты, так или иначе, являются разными сторонами одного глобального процесса – научно-технического прогресса и перехода к новому типу общественной формации.

Итак, как видим, традиционные ценности на самом деле всегда обусловлены вовсе не какой-то "особой духовностью", как некоторые пытаются это представить, а набором вполне конкретных и приземленных условий, навязываемых окружающей средой и бытом. Проще говоря, традиции являются всего лишь адаптационным механизмом, помогающим обществу выживать в определенных условиях. Но стоит измениться этим условиям, как заточенные под них традиции начинают рушиться. Сегодня мы как раз наблюдаем такую картину – институты, которые на протяжении тысячелетий составляли основу традиционных ценностей, отмирают за ненадобностью или трансформируются соответственно духу и условиям нового времени. Следовательно, все то, что рассматривается охранителями традиционных ценностей как признаки "падения и деградации" современного общества, на самом деле является признаками его прогресса и эволюции. Понимаю, кому-то будет сложно это принять, но, тем не менее, это так.

Как вы понимаете, не все так гладко. Любой переходный период (даже если переходят от худшего к лучшему) таит в себе опасные побочные эффекты. В нашем "европейском" случае, как мы уже выяснили в самом начале, главным таким эффектом является демографический кризис, опасный не столько сам по себе (ибо за последние сто лет имел место колоссальный прирост населения), сколько на фоне усиливающейся экспансии "третьего мира", народы которого большей частью еще не выбрались из архаичного традиционного общества и существенно отстают от нас в научно-техническом прогрессе, но компенсируют это качественное отставание более высокой рождаемостью и еще более высокой степенью агрессии, что представляет для европейского общества серьезную угрозу, поскольку в естественном отборе далеко не всегда побеждает тот, кто умнее и цивилизованнее...

Безусловно, европейское общество должно как можно скорее предпринять серьезные шаги, направленные на решение данной проблемы. Но давайте (после всего сказанного) трезво подумаем – может ли стать таким решением "возрождение традиционных ценностей"? На мой взгляд, ответ очевиден – нет. Потому что возрождение этих ценностей (повторюсь, если говорить об их реальном возрождении, а не о декоративной симуляции) возможно только ценой социальной деградации, каковую цену современное общество заплатить явно не готово. Поэтому, вместо того, чтобы из года в год тщетно пытаться продать людям непродаваемое, куда разумнее сосредоточиться на поисках современных методов решения современных проблем. О том, какими должны быть эти современные методы, мы поговорим в одном из следующих материалов.

Алексей Абанин

http://youtu.be/dHYDFClkqHw

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.