Перейти к основному содержанию

Как новое звучание старой музыки спровоцировало британское нашествие

Британцы оценили, но не все

Сегодня какое-то там мартобря, самое время ударить культпросветом по бездорожью и разгильдяйству. Настроение — полный отстой, а значит о чём ещё писать, как не о блюзе.

Вернее не столько о блюзе, сколько о мегаглыбе классического блюза. Давайте поговорим о самом Мадди Уотерсе.

Акустика, Миссисипи, первая популярность

Этот музыкант — одна из легендарных фигур, которые просто невозможно выкинуть из истории современной музыки. Да и он был настоящим «хучи-кучи мэном», про которого сколько ни пиши — всё мало будет. Мадди Уотерс — во многих отношениях архетип блюзмена. Он вырос издольщиком в дельте Миссисипи, где научился играть на акустической гитаре.

Уехал в Чикаго в 1943 году и собрал группу, до сих пор считающуюся основоположником электроблюза. В течение следующих трёх с половиной десятилетий эта банда стала трамплином для многих последователей Мадди, положив начало выдающейся школе блюзовых исполнителей. Включаем один из стандартов из-под руки маэстро, запаслись чаем — и вперёд.

Мадди Уотерс (Мак-Кинли А. Морганфилд) родился 4 апреля 1913 года в штате Миссисипи, в местности, известной как Jug’s Corner. Ближайший город на карте, куда семья ходила за покупками и почтой, находился в соседнем округе, это был небольшой городок под названием Роллинг-Форк. Впоследствии Мадди обычно называл своим домом Rolling Fork.

Около пяти лет Мадди начал играть на губной гармошке, развлекая бабушку, которая воспитывала его. Позднее, примерно в 1930 году, у него появилась первая акустическая гитара. У Мадди всегда был сильный голос, и местная группа Son Sims Four пригласила его в качестве вокалиста. Ну а вскоре произошло то, что назовут революцией в блюзе.

"

"

Парень играл всё лучше, становился настоящей местной знаменитостью, и вот в августе 1941 года два полевых агента звукозаписывающей компании прибыли в Стовалл. Да-да, именно в тех весёлых краях обитал тогда Мадди. А прибыли гости с одной целью — найти хоть кого-то, играющего в стиле Роберта Джонсона. Местные жители (как вы помните, начинающие фанаты паренька с гитарой) сразу же порекомендовали послушать Уотерса.

Нет, это не налоговый инспектор!

Когда Мадди услышал, что его разыскивает белый человек, он предположил, что это агент по налогам. И лишь после того как Ломакс выпил из той же чашки, из которой пил блюзмен, тот поверил гостю. Записывающее оборудование было установлено в хижине Мадди. Среди записей, которые получились в тот день, были «Can't Be Satisfied» и «Feel Like Going Home». Вскоре они были выпущены Библиотекой Конгресса как часть сборника народной музыки.

Летом 1943 года, после драки с надзирателем плантации, Мадди уехал с юга в Чикаго. Там у него были друзья и семья, и на следующий день после приезда он устроился на работу на завод. Он никогда не искал настоящей работы в Чикаго, вместо этого посвятив себя развитию своей музыкальной репутации, выступая на домашних вечеринках.

Его репутация быстро росла; к 1944 году он познакомился с известными музыкантами, такими как Большой Билл Брунзи, Мемфис Слим и Тампа Ред. Дядя Мадди, который до него переехал в Чикаго, подарил ему электрогитару вскоре после приезда. Акустическая гитара хорошо раскрывалась в сельской местности штата Миссисипи, где единственными звуками ночью был ровный стук сверчков и цикад. В Чикаго же грохотали трамваи, поезда и автомобили, опаздывающие на вечеринку. Мадди почти сразу увлёкся новым инструментом, идеально подходящим для большого города.

Во время записи на Aristocrat Records, частично принадлежащем Леонарду Чессу, Мадди спросил, может ли он сделать что-нибудь по-своему, Леонард согласился, и Мадди повторил «Can't Be Satisfied» и «Feel Like Going Home», но на электрогитаре и в ритме городской жизни. Песни зазвучали абсолютно иначе, и сингл был распродан за первые же выходные, а Мадди Уотерс впервые почувствовал вкус славы.

Аналогия свободы

Именно в Чикаго звук электрогитары Мадди стал тем, чего ждала большая часть переселенцев с юга страны. Когда в 1950 году Aristocrat стала Chess Records, «Rollin 'Stone» Мадди был одним из первых её релизов. В лирическом плане большинство песен Мадди были о сексе. Сексе с чужой женой, чужой девушкой, сексе и неприятностях. Но он всегда выживал в беде, ускользал от неприятностей. Секс был сексом, но секс также стал аналогией некой свободы, свободы служить самому себе, без начальника и надсмотрщика.

Наконец-то у бедняков появилось хоть что-то, но даже этого было слишком много. Яростный звук его электрогитары, такого же отбитого ансамбля и искренняя напористость голоса высвобождали эмоции. Это уже был повод для веселья. И Мадди всегда дарил его своим слушателям.

В 1958 году, когда Уотерс принял приглашение выступить в Англии, он даже не подозревал, что от него ждут игры на акустической гитаре. Один критик написал, что каждый раз, когда Мадди касался регуляторов своего электрического инструмента, громкость становилась всё громче, из-за этого постоянно кто-то уходил с концерта. Местные люди ещё не были готовы слушать такое.

К окончанию концерта в зале как правило оставалась только молодёжь, которая вскоре купила электрогитары и усилители, начав играть новый блюз. После первых гастролей последовали ещё два тура в начале 1960-х, и как говорят многие историки музыки — британского нашествия в Америке не было бы, не случись этих самых выездных концертов.

Есть ещё один момент, который просто невозможно забыть — как я и говорил в самом начале текста, игра с Мадди послужила трамплином для сольной карьеры многих его последователей. Джимми Роджерс и Литтл Уолтер стали звёздами в 1950-х годах. Позже выстрелили Отис Спанн, Джеймс Коттон, Пол Ошер, Лютер «Georgia Boy», «Creepin' Snake» Джонсон, Лютер «Guitar Jr.» Джонсон, Боб Марголин и Уилли «Big Eyes» Смит. Все они сделали сольную карьеру, но начинали лишь «с благословения» Мадди.

В 1987 году имя Уотерса было занесено в Зал славы рок-н-ролла, а в 1992 году Мадди получил награду Record Academy за заслуги перед обществом. Ну а в Чикаго участок 43-й улицы, где долгое время жил Мадди, был переименован в Мадди Уотерс Драйв.

Вот так жил человек, совершивший революцию в блюзе. Переехав из глубинки в большой город, он стал лучше — принялся играть старую музыку так, чтобы она стала понятной горожанам. Именно Мадди Уотерс показал, каким может быть настоящий блюз. А ещё он случайно, почти играясь, спровоцировал «британское нашествие», последствия которого оказали неизгладимое влияние на всю дальнейшую музыкальную историю.

На этом, думаю, сегодняшний культпросвет можно заканчивать — всё будет блюз, это однозначно.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.