Перейти к основному содержанию

Памяти Юрского

Безусловно, актёр должен играть других людей.

Но лучше всего у него получится играть самого себя.

Поэтому лучшая роль Юрского — не Бендер (ну какой он Бендер?), не дядя Митя — а доктор Груздев в «Месте встречи…»

Пожилой заслуженный врач (наградной пистолет заслужить было нелегко), случайно попавший в жернова и нашедший в себе силы сохранить в себе чувство собственного достоинства перед чудищем обло, озорно, стозевно и лаяй.

Видите ли, без всякой конспирологии — фильм «Место встречи изменить нельзя» — пропаганда МВД во время глобального противостояния с КГБ.

(Безусловно, там ещё продолжение действительно конспирологических внутренних разборок — банду «Чёрная кошка», по слухам, Берия использовал против Хрущёва, а уж Шарапов — на тот момент вполне бодрый генерал МВД Арапов, проигравший за несколько лет до этого в аппаратных играх).

Жеглов по книге — крайне отрицательный персонаж. Георгий Вайнер признавался: «Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убеждённость в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого».

При этом отношение Высоцкого к подобным персонажам известно — скажем, форму НКВД он категорически отказался надевать, его еле уговорили на сцену, где он её назвал пижамой.

Но, как вы понимаете, такой Жеглов в советском кино быть не мог.

Итак, Юрский очень хотел сыграть именно Груздева (от роли Ручечника отказался).

Наверняка на таких интеллигентов он насмотрелся (его отец, скажем, попал под раздачу по Ленинградскому делу, отделался ссылкой — но о том, что его настоящая фамилия Жихарев, а не Юрский, признался уже практически взрослому сыну).

Итак, в реальности — его били бы до тех пор, пока он не признается.

Георгий Вайнер : «…в сознании миллионов людей он — герой, весельчак, бескорыстный замечательный человек. Никто не понимает, что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ, которые выворачивали руки, вышибали зубы. Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить».

На наше время Жеглов — замначальника УБОП по оперативной работе. Те, кто сталкивались с этой конторой, знают, о чём идёт речь, но это в наше, демократическое время, когда за забитого насмерть на допросе их наказывали.

Заявить ему в глаза «Ты мне не тычь» в ситуации, когда Жеглов этого мерзкого интеллигента открыто ненавидит — заявка именно на то, что его забьют здесь и сейчас.

«Ты мне не тычь!»

Спасти жизнь можно исключительно чистосердечным признанием — о чём ему говорит Жеглов, — но для Груздева честное имя важнее.

Так вот.

В 2009 году Луценко, будучи министром внутренних дел, установил Жеглову и Шарапову памятник возле министерства (устанавливать его приехал грузовик курсантов в форме НКВД).

Безусловно, Юрий Витальевичу тогда было, наверно, всё равно. И памятник подонку, который держит в камере заведомо невиновного старика (а уж про подбрасывание кошелька даже упоминать не стоит) — ничем его не смущал.

Но отсидка (безусловно, очень способствующая украинскому национализму в форме категорического неприятия русскогомира) много должна была в голове поменять.

Надо бы ему там ещё памятник Юрскому поставить, в виде доктора Груздева.

Всем жертвам беспредела правоохранителей.

Всем, кого пытали. Кого посадили для показателя, или из-за чьих-то разборок в верхах, или вместо маньяка-убийцы — потому что того поймать тяжело, а кого-то посадить надо.

Спасибо Юрскому за эту роль. И за другие.

P.S. По первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко, Володя не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. В частности, он говорит о том, что они не могут дальше идти по жизни рядом, потому что Жеглов убивает людей и ему нравится это делать. Сцена была снята, но в финальную версию не вошла.

 

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.