Перейти к основному содержанию

Пророки и художники

Исторические события разные, но Герои похожи на Героев, а Художники – на Художников.

Трудно сказать, из каких таких источников антисемит Ф. Достоевский выводит «всеотзывчивость» русских, однако сегодняшний самодержец опирается на традиционную подростковую ксенофобию и сентиментальное жестокосердие вполне осознанно. И если Грозный-маньяк был сам подвержен народным фобиям, то Солнцемордый достаточно трезв и даже, рискну предположить, психически адекватен. В рамках медицины. Ну а вне медицинских рамок адекватность закончилась ещё в Питере в 1992 году на спровоцированном кризисе продовольствия, когда надо было «бабки делать, бабки...»

«Ум имел проницательный и быстрый; не знал меры одинаково ни в ненависти, ни в благосклонности, одинаково был жаден до славы, как и до богатств; гордости же был необычайной, до того, что требовал непременно выучить слона преклонять перед ним колени. В военное и мирное время предавался хвастовству и расточительности. Более всего его потешали охота и борьба пленников с дикими зверями», — за исключением ума, все эти характеристики можно отнести и к Путину.

А достаточно трезв — это, конечно, не означает достаточно умён. Потому что, умея зачищать и огрызаться, не научился жить без прибыли.

Сдохнет ли дуче из подворотни своей смертью или проглотит какой-нибудь изотоп — важно только ему, но большого значения это не имеет, так как давно сгинули 12-летние мальчишки, убегавшие из дома в конце позапрошлого века сражаться против бледнолицых за независимость американских индейцев. Сегодня взрослые переростки валят в «Гуляйполе» Донбасса или в лучшем случае в «ИГ». «ИГ», конечно, результативнее, чем Россия, отрабатывает людские ресурсы, и утопично не менее, чем Россия, но ведь и отвратительно так же.

Если же высказаться более политкорректно, то следует признать, что информационно-перерабатывающая система здорового человека обладает не только защитой от травмирующих воздействий информационной среды, но и механизмами восстановления пробитого иммунитета в случае разрушения культурных стереотипов неожиданными событиями или описаниями таких событий.

Из этого следует, что на механизмы защиты сознания здорового человека от психологических травм оказывают влияние, с одной стороны, культурные стереотипы, с другой — непосредственное участие в событии, и с третьей — восприятие описания события через систему культурных стереотипов.

[Четвёртая сторона — выход за пределы культурного стереотипа и пятая — формирование ответного события, равно как и шестая — снятие оппозиции «я – не я», выходят за пределы этого текста и здесь не рассматриваются.]

Если коротко, то в некоторых случаях переживание травматического опыта может перекрыть механизмы защиты или сделать внутренний иммунитет недостаточным. Тогда память, в ом числе социокультурная, а также приводящие к стрессу тригеры, воспринимаются и перерабатываются неадекватно и фрагментарно, распределяясь по углам закопченной избы сознания случайным, как паутина без пауков, образом.

Понятно, что при профессиональном и массированном информационном воздействии снести адаптивные механизмы защиты достаточно просто. И понятно также, что любой умысел использования монополии на систему культурных стереотипов и/или на описание травмирующего события — злой, потому что расшатывает, а не собирает психику пациента, даже не предлагая ей собраться: задачи другие. По сути, именно таким (одним из таких) злым умыслом является последние несколько лет российское ТВ. Мне представляется, что ответственность за создание «человека путинского» как подвида «советского» по праву принадлежит ему.

"
«НАШИ» — типичный пример «человека путинского»

И хотя нанесённые увечья не добавляют новых гематом национальным особенностям, сама только тяжесть травмы может и должна неминуемо привести к переживанию интенсивного иррационального страха, усиленного со временем до фобии, и в клиническом пределе проявляющегося через истерию и/или панические расстройства.

Однако важно отметить, что вышеприведенные рассуждения справедливы для описания механизмов защиты условно здорового сознания. Что же касается уже травмированного неотрефлексированными национальными особенностями и спровоцированной изоляцией, то возможными последствиями нанесённой ТВ травмы, скорее всего, будет так называемая «выученная» или приобретённая беспомощность, характерная как для лабораторных животных, так и для тех обитателей домов престарелых, которые сервисом заведения лишены принятия личной ответственности за себя и свой образ жизни.

Другая, несомненно, важная, если не главная, особенность «нового человека» (то есть и «советского», и «путинского») — мифологизированная картина мира и циклическое восприятие времени. Во-первых, ареал обитания мыслится в особом сакральном пространстве, будь то святая Русь, коммунистический рай или священная сверхдержава. Во-вторых, линейного исторического времени в таком пространстве уже нет, а роль истории выполняет мифологический сюжет, повторяющийся в циклах лунного, солнечного или любого иного календаря. Роль «иного» календаря выполняет короткая последовательность в виде одной-двух исторических событий, очищенных от реальности до статуса мифа и возведённых в ранг «священной истории». Периодическое воспроизведение «священной истории» позволяет обществу существовать только и исключительно в её рамках.

Вышеприведённые рассуждения относятся к особенностям в значительной степени национальным и проявляются через систему культурных стереотипов. Существуют ли наднациональные особенности, проявленные системой культурных стереотипов через историю?

Приходится признать, что, вопреки восторгам по поводу молодого и незнакомого племени, это поколение можно уже назвать не столько потерянным, сколько потерявшимся среди продуктов массового потребления и смартфонов. Оно, конечно, участвует в митингах Навального, но никто толком не исследовал, почему и насколько долго. Во всяком случае, если просто тупо взглянуть на проценты и числа, то станет понятно, что никакой «арабской весной» даже не пахнет. Немного попахивает «ИГИЛом», немного тянет Кропоткиным, но до князя Кропоткина так же далеко, как до сердца сгоревшего вьетнамского монаха из Сайгона.

Необходимо уточнить, что под поколением я склонен понимать приблизительно 20-летние периоды, границы которых размыты, однако соотносимы с биологическими превращениями человека (детство → молодость → средний возраст → старость), и которые в теории поколений Штрауса и Хоува обозначены последовательностью «подъём → пробуждение → спад → кризис». Соответственно, исторические циклы, не равные между собой по протяженности, но приблизительно равные, так же четырёхчастны: Пророк → Странник → Герой → Художник. Эта архетипическая модель накладывается на 25 поколений англо-американской истории, где каждому поколению соответствует свой архетип, описывающий модели поведения, и с незначительными сдвижками в 1–5 лет работает и в России. Исторические события разные, но Герои похожи на Героев, а Художники — на Художников.

Например, на знаменитое «молчаливое» поколение приходится Великая депрессия, сталинские репрессии, Голодомор, Холокост, Вторая мировая и Корейская войны, открытие антибиотиков. Сегодняшние «новые молчаливые» застали 11 сентября, мировой кризис 2008-го, агрессию РФ в Грузии, Украине, Сирии, изменение климата.

Отмечу, что это поколение — глобализации и постмодернизма — рождается после спада и во время кризиса, когда упрощаются социальные и политические схемы, а развитие личности и моральная планка приносятся в жертву кризисному выживанию и стремлению к общественному единению. Подтверждением этого можно считать отмечаемые у поколения Z безответственность, массовое следование моде, ветреность. А вот вовлечённость в гражданскую активность оптимистичных и ориентированных на интересы группы Героев, которые, впрочем, уже выросли, превращает их из уверенных в себе в политически могущественных.

Более выпукло это проявилось в Украине.

Метафорически, таким образом, можно предсказать, что возникновение СССР, по крайней мере, на ближайшие 40 лет откладывается, и грядут за «новыми молчаливыми» избалованные и эксцентричные Пророки, несущие, как это ни печально звучит, оптимизм, заинтересованность в вознаграждении, коллективизм, командный дух, культ молодости. Интерес к вопросам морали с их стороны ожидаем так же приблизительно через 40 лет.

Конечно, ещё будут взрываться мальчики и будет стрельба в школах как формы неосознанной реакции на боль. Ведь у футболки с надписью «Ненависть» и взрывом в приёмной ФСБ Симферополя общая причина: слишком близкое присутствие смрадного дыхания родины. И гибнут люди от перегара «большого брата», вломившегося в чужой дом, а не от глобализации, интернета или неустойчивой психики.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.