Перейти до основного вмісту

Прогноз Stratfor на второй квартал 2014 года — часть 3

Третья часть огромного прогноза от Stratfor по всему миру на второй квартал 2014 года. В эфире Ближний Восток и Северная Африка.

Третья часть огромного прогноза от Stratfor по всему миру на второй квартал 2014 года. В эфире Ближний Восток и Северная Африка.

Американо-иранские переговоры будут продолжены

Противостояние США-Россия в Европе слегка ослабнет из-за Ближнего Востока во втором квартале, так как Москва ищет возможности, чтобы «связать» США, или, по крайней мере, открыть их для компромисса с Москвой. Иран является приоритетом в наблюдении за российскими попытками «уколоть» США, так как Вашингтон будет особенно чувствительным к любым попыткам саботировать ядерные переговоры. Россия может предложить сделку на поставку в Иран ядерных реакторов и современного оружия, а также бартерные сделки, чтобы помочь Ирану обойти санкции. Хотя некоторые предложения могут быть заманчивым для Ирана и могут быть использованы в качестве рычага в переговорах с Соединенными Штатами, мы ожидаем, что Тегеран сохранит дистанцию ​​от Москвы и установит приоритет на переговорах с Вашингтоном, а не Москвой.

Американо-иранские переговоры неизбежно встретят некоторые препятствия во втором квартале, но недостаточно существенные, чтобы сорвать переговоры в принципе. В Конгрессе США будет расти оппозиция уступкам по праву Ирана на обогащение урана. В Вашингтоне противники переговоров будут вести кампанию, подчеркивая связи Ирана с терроризмом и нарушения прав человека, чтобы оправдать поддержание санкций. В то же время, Иран будет бороться с растущим внутренним давлением, так как президент Ирана Хасан Рухани пытается удовлетворить как консервативных сторонников существующего режима, так и решить экономические проблемы для более ориентированного на реформы крыла. Рухани, вероятно, будет осторожным во внедрении реформы субсидий в этом квартале, но будет использовать угрозу серьезного политического кризиса в Иране, чтобы продемонстрировать необходимость снятия большего количества санкций со стороны Соединенных Штатов во время встречи обеих сторон. Как мы уже формулировали в нашем годовом прогнозе, несмотря на ожидаемые осложнения, администрация США будет сохранять достаточно исполнительной власти, чтобы продолжать переходить к переговорам на более комплексной основе.

Связанные интересы в сирийских и ливанских выборах

Американо-иранские переговоры, а также саудовское и российское вмешательство в эти переговоры, будет иметь отношение к сирийским и ливанским выборам во втором квартале. Срок полномочий Президента Ливана истекает в мае, и предполагается, что Сирия проведет президентские выборы в июне. Президент Сирии Башар аль Асад может заработать на растущей уверенности режима на поле боя (во многом благодаря помощи России и Ирана), чтобы обеспечить себе еще один срок. С другой стороны, ливанские президентские выборы обязательно будут «долгим, затянувшимся романом», так как коалиция 14 марта, поддерживаемая Саудовской Аравией, и коалиция 8 марта, поддерживаемая Ираном и Сирией во главе с Хезбаллой, спорят за пост. Хезболла, Сирия и Иран будут требовать нейтрального кандидата в президенты, который будет избегать обсуждения вопроса о разоружении боевиков Хезболлы и признает необходимость работы с Дамаском. Процесс переговоров касательно президентства может нарушить избирательный график.

В Сирии, силы режима выиграют от продолжающейся повстанческой борьбы, так как они отвоюют районы вокруг Дамаска и продолжат наступление на север в районе Алеппо. Хезболла будет поддерживать сильное присутствие вдоль сирийско-ливанской границы, но сможет использовать прогресс на сирийском поле боя, чтобы уделять больше внимания обеспечению своих позиций в Ливане. Арабские государства Залива будут направлять помощь Свободной сирийской повстанческой армии и некоторым салафитско-джихадистским фракциям в южном регионе, недалеко от границы с Иорданией, предотвращая решительную победу режима. Тем временем, Россия будет использовать свою постоянную поддержку сирийского режима и текущую озабоченность по поводу угрозы химического оружия, чтобы попытаться сохранить некоторые рычаги против Соединенных Штатов в этом регионе.

Пределы саудовского влияния

Саудовская Аравия, которая по-прежнему глубоко обеспокоена перспективой заключения мира ее главного персидского соперника с ее главным гарантом безопасности, будет пытаться, и не сможет сформировать более единую позицию против Ирана через Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Совету грозят внутренние противоречия, а некоторые члены, в том числе Оман, Катар и Кувейт, не считают примирение с Тегераном анафемой своих стратегических интересов. Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты будут придерживаться наиболее близкой к Саудовской позиции относительно сопротивления Ирану через небольшие столкновения в Сирии, Ливане и Ираке, хотя Иран сохранит верх во всех этих битвах. Эта подгруппа под саудовским руководством в рамках Совета по сотрудничеству стран Персидского залива также будет поддерживать агрессивную кампанию, чтобы ослабить Братьев-мусульман во всем регионе. Кувейт будет пытаться стать посредником между своими соседями Персидского залива, но Катар будет продолжать оказывать поддержку таким группам, как Братство и формировать свою внешнюю политику независимо от саудовских интересов. Чем больше будет разделен Совет сотрудничества стран Залива в ответ на внешнее давление в регионе, тем больше возможностей у Ирана будет, чтобы эксплуатировать эти различия, так как он пытается культивировать рабочие отношения, по крайней мере, с некоторыми из своих арабских соседей.

Выборы и паралич в Ираке

Вооруженные стычки в Ираке, региональная напряженность и политическая борьба будут пересекаться во втором квартале, так как страна движется к парламентским выборам 30 апреля. Проиранское, шиитское правительство будет поддерживать централизованное управление в Багдаде, хотя шиитам придется протянуть руку арабам-суннитам и курдам, чтобы сформировать правительство.

Как и в предыдущих циклах выборов, предложения и компромиссы после выборов, скорее всего, задержат формирование правительства, потенциально на несколько месяцев. Иракские курды, пытаясь использовать свою потенциальную поддержку будущего иракского правительства, скорее всего, увидят, что их попытки расстроены шагами Багдада навстречу суннитскому арабскому населению, которые сами по себе являются шагом, чтобы помочь подавить религиозные различия. Шаги Багдада навстречу своим суннитским арабским гражданам также будут мотивированы желанием уменьшить региональную поддержку и помощь военизированных группировок групп, таких как Исламское Государство в Ираке и Леванта, которые все еще контролируют локальные территории в Рамади и Эль-Фаллудже. Окончательное соглашение об экспорте нефти между Эрбилем и Багдадом останется туманным, так как Багдад имеет бюджетные полномочия, а курды пытаются укрепить свои позиции во время неровного процесса формирования правительства.

Занятость Турции политической повесткой дня

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган будет использовать свою уверенную победу на местных выборах в качестве мандата, чтобы баллотироваться на президентство на первых прямых президентских выборах в Турции в августе. Потребуется политическая ловкость, чтобы Эрдоган смог баллотироваться на пост президента в то время, как он все еще является членом правящей Партии справедливости и развития. Эрдоган также гарантирует, что тот, кто займет его место в качестве премьер-министра (президент Турции Абдулла Гюль по-прежнему является реальным кандидатом), будет работать с ним, а не с его политическими соперниками. Движение Хизмет Фетхуллаха Гюлена сыграло важную роль в начале политического взлета Эрдогана и «стерилизации» военных, но Эрдоган обернется против своих бывших союзников, используя свое новое доверие, чтобы попытаться очистить влияние Гюлена в государственных структурах на территории Турции и за рубежом. Политическая борьба будет грязной и будет нервировать иностранных инвесторов, но ответные расследования коррупции и утечек будут иметь относительно небольшое влияние на избирателей.

Эрдоган будет стремиться к сотрудничеству с Азербайджаном, преследуя своих политических противников, так как Баку уже давно разделяют недоверие Анкары к движению Хизмет. Турция также будет уделять первостепенное внимание своим отношениям с Азербайджаном во втором квартале, чтобы показать России, что она намерена провести линию на Кавказе и изолировать Южный коридор энергетических проектов от вмешательства России, так как она сражается за влияние в Европе. Турция будет выражать тревогу касательно шагов России на окраинах Евразии через форумы НАТО, но не сможет выйти за рамки риторики в вызове России.

В то время, как Ирак погряз в политических торгах за новое правительство, Турция останется в стороне, предоставляя ограниченную и разрозненную финансовую поддержку региональному правительству Курдистана, избегая конфронтации с Багдадом. Как мы отмечали в годовом прогнозе, Турция, вероятно, будет также стремиться нормализовать отношения с Израилем, чтобы вмешаться в энергетические переговоры восточного средиземноморья, но она по-прежнему сталкивается с серьезными препятствиями в обсуждении подобного мира с Кипром.

Внутренние вызовы Египта

Фельдмаршал Абдель Фаттах аль-Сиси, скорее всего, победит на президентских выборах в мае. После этого он еще больше закрепит присутствие военных в политической системе Египта, но столкнётся с растущими проблемами.

Вялый экономический рост и надвигающийся дефицит энергии представит серьезную проблему для будущего постоянного правительства в Каире. Повышением накала будет служить обложение налогом уже «прореженного» энергетического сектора, что может привести к социальным волнениям. Египет будет использовать российские предложения обороны и торговые сделки в это трудное время, чтобы попытаться уговорить Соединенные Штаты на сильное стратегическое партнерство. Эта стратегия будет сталкиваться с ограничениями, так как Вашингтон будет по-прежнему уверен, что многие из этих египетско-русских сделок не будут реализованы, и будет продолжать протестовать против чрезмерных политических гонений.

В то же время, выборы нового правительства в Каире, даже с бывшим военным командующим у руля, могут дать администрации США некоторое политическое прикрытие, чтобы заново установить рабочие, хотя по-прежнему напряженные отношения с Каиром. Борьба с боевиками также останется в центре внимания правительства, поддерживаемого военными, поскольку оно стремится сдержать угрозы исламистских боевиков, вокруг президентских выборов, особенно в Египте.

Алжир столкнется с проблемами безопасности

Протесты и демонстрации, скорее всего, будут предшествовать президентским выборам в Алжире 17 апреля. Различные сегменты оппозиции (исламисты, бывшие элементы режима, отстраненные от политического процесса передачи, и некоторые этнические меньшинства) озвучат свое недовольство возможностью четвертого срока для президента Абдельазиза Бутефлика. Оппозиция, вероятно, останется разделенной, однако, и алжирские политические силы, и силы безопасности должны оставаться способными сдерживать любые беспорядки.

Внутренняя безопасность будет оставаться в центре внимания Алжира в этом квартале. Значимые экономические и политические реформы будут приостановлены, так как президентские выборы открывают двери для более тяжелых, кулуарных споров касательно перехода страны после правления Бутефлика. В настоящее время, правительство будет уделять первостепенное внимание вопросам развития производства энергии из текущим проектам, сохраняя при этом конституционные поправки, в том числе созданию поста вице-президента и некоторых экономических реформам, обсуждаемых в течение следующих трех месяцев.

Ливия останется нестабильной

Находящийся в боевой готовности Генеральный национальный конгресс, воплощающий слабый национальный орган власти в Триполи, столкнется с разрушением власти после этого квартала под давлением оппозиции. Хотя конгресс согласовал рамки для наблюдения за выборами для замены законодательной власти, отсутствие консенсуса среди политической элиты страны осложнит и, вероятно, отложит новые выборы. Между тем, вероятные отключения воды и электроэнергии в южных ливийских регионах могут спровоцировать беспорядки в прибрежных населенных пунктах страны, особенно по мере роста летних температур, на фоне кулуарной конкуренции за влияние на состав будущего политического органа. Ожидается фальстарт, связанный с разобщенностью конституционного процесса в стране и продолжающимися протестными движениями с участием различного городского населения, этнических меньшинств, региональных вооруженных формирований и политических советов.

Мы по-прежнему глубоко скептически относимся к перспективе урегулирования конфликта между слабым Триполи и различными военизированными формированиями, региональными элементами и племенными субъектами, что позволит обеспечить устойчивую добычу нефти. Временные перемирия будет трудно воплотить в жизнь с обеих сторон, а это значит, что производство и экспорт нефти из Ливии останутся на довольно низком уровне.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!