О воинах и политиках.
Я не профессиональный историк, мне интересны мифологемы и образы героев и мерзавцев, которые рисует история. И еще более интересен перенос исторических персонажей и событий на современность.
Убежден, что, так как у древних греков были такие же, как у нас две руки и две ноги, то и основные мотивы поведения, как отдельного человека, так и социума в целом были те же. В общем, люди за тысячелетия сильно не изменились. Не ищите прямых параллелей с кем-то из современников, это не было моей целью. Здесь я хочу обсудить двух значимых греческих фигур эпохи Второго Персидского Вторжения: царя Леонида и Фемистокла.
Воин.
Подвиг 300 спартанцев - пример безукоризненной воинской выучки и доблести.
Но Фермопильское сражение с военной точки зрения было тяжелым поражением греков.
Царю Леониду не удалось выполнить стратегическую задачу, поставленную общегреческим советом и удержать Фермопильское ущелье. Неплохо понять почему.
Был ли он виноват в организации обороны, виновато ли только предательство или просто у него не хватило сил, вот в чем вопрос?
Царь Леонид - суровый спартанский воин, один из немногих царей, который прошёл школу «агогэ». Презрение к долгим разговорам, присущее спартанцам. В общем - похож на прямой, вылитый из стали меч. Он достоин нашего уважения и той славы, которая прошла с ним в веках.
Но, что же все-таки случилось?
Леонид шел не побеждать – он шел красиво умирать. Он никогда не верил в возможность удержать ущелье, основной причиной этого, возможно, была суеверность: услышав предсказание оракулов о том, что или царь умрет или вся Спарта, он и пошел выполнять эти слова.
Данное отношение командующего передалось и войску, в особенности ополчению из других городов Греции. Также, я уверен, Леонид не проявил должного внимания сплочению войска. И, зная про козью тропу, не предпринял надлежащих действий для перекрытия, понадеявшись на «авось» персы не узнают.
Косность мышления и прямолинейность сыграла с ним и со всей Грецией злую шутку.
Давайте помечтаем.
Представьте, что Леонид изначально, всей душой воина, поверил в возможность победы, что он взял с собой 1000 спартанцев, а не 300 на смерть, как некоторые источники ему приписывают. Этих 1000 спартанцев можно было б разделить, оставить часть на прикрытие козьей тропы, устроить ротацию на основной дороге. Или, хорошо, ему не удалось взять больше спартанцев из-за внутренних интриг. Тогда, собрав 7000 воинов из других городов, обратился с пламенной речью, в которой сказал, что ему, профессиональному воину, выпала большая честь воевать с пахарями и пекарями, взявшими в руки оружие. Что он верит в победу, верит в то, что если они будут вместе, то смогут защитить общий дом Грецию. Что они должны удержать перешеек, и больше никого нет: ни богов, ни чертей.
Представим, что он потратил время, которое у него было, на укрепление козьей тропы. Тогда, может быть, он продержался бы не 4 дня, а две-три недели, до окончания дурацких олимпийских игр и подхода основных сил. Или, может, даже месяц, и у персов начались бы проблемы с продовольствием.
И на Стелле выгранили бы совсем другие слова, вместо этих:
«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».
Но спасителем Греции стал другой человек.
Политик.
Абсолютной противоположностью Царю Леониду встает фигура стратега и архонта Фемистокла (кстати удержание Фермопильского ущелья было его идеей).
Мы видим безродного сына иммигрантки. Только родившаяся афинская демократия позволила честолюбивому парню из пригорода совершить политическую карьеру. Отсутствие комплексов, гибкость ума позволяет ему обыгрывать опытных соперников. Одно противостояние аристократу Аристиду «Справедливому» чего стоит.
Он настоящий мастер политической интриги, коррупция ему так же не чужда. Но главное для нас это то, что он не просто прожженный политик – это настоящий прозорливый государственный деятель, который руководствуется не только желаниям толпы, но и интересами народа и страны. Он использует обман, хитрости, подлог, чтоб реализовать планы по укреплению обороноспособности страны. Он использует выдающееся ораторское искусство и переубеждает всех сомневающихся (куда там спартанцу). А как он прекрасно толковал оракулов - все ему верили (ИМХО сам он ни в каких оракулов не верил). Война от Фемистокла – это постоянный обман противника, дезинформация, пропаганда, ложь, ложь и еще раз ложь. И, конечно, флотоводческое искусство.
Итог - персы разбиты, Греция спасена, а Фемистокл предан остракизму и изгнан.
Владислав Макаров.
https://www.youtube.com/watch?v=UFeJkfB4xKo
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!