Доклад по высшей школе.
Децентрализация высшего образования в Украине не должна и не может строиться по региональному, областному принципу.
Мы хотим не раздергать страну на много маленьких вотчин, а дать мотивацию региональным игрокам. В нашем случае – игрокам образовательного рынка.
Основы для такой децентрализации высшей школы в Украине заложены уже давно. Болонский процесс – это и есть процесс повышения самостоятельности вузов, и одновременно – приближения их к европейскому образовательному стандарту. Итак, процесс начат. Нужно ли его ускорять, к чему он должен привести?
Как и в любом вопросе, затрагивающем интересы сотен тысяч людей, имеем задачу про волка, козу и капусту. В игру «высшее образование» играют такие люди: 4 группы студентов (контрактники, бюджетники, заочники и иностранцы), преподаватели, менеджмент вузов, работодатели, государство.
У каждого свой интерес. Студенты хотят получить диплом по максимально доступной цене, во вторую очередь – хотят получить качественную образовательную услугу. Преподаватели хотят работать меньше и с меньшими группами студентов, получать достойные и стабильные зарплаты, а во вторую очередь – хотят повысить уровень абитуриентов и выпускников. Менеджмент вузов хочет максимально снизить расходы на преподавателей и ресурсы, при этом максимально нарастив количество студентов. Работодатели хотят, чтобы им за минимальные деньги ковали кадры высшей квалификации, и чтобы эта квалификация была максимально пригодна на их работе, здесь и сейчас. Государство хочет, чтобы все участники процесса были максимально эффективны и не проявляли недовольства.
Главная задача – создать эффективный компромисс. То есть, такой, который ведет не к деградации высшего образования в Украине в сравнении с другими странами, а к повышению его качества.
Ошибкой будет считать, что децентрализация сама по себе создаст условия для повсеместного роста качества высшего образования в Украине. Децентрализация всего лишь приведет к развитию многоукладности, повышению самостоятельности вузов. Однако, если мы после этого бросим все на самотек, то потеряем отечественную высшую школу. Государство должно сохранить определенные рычаги влияния на политику вузов. Ими могут стать: аккредитация вузов, контроль качества высшего образования, государственный заказ.
Какими должны быть наши цели?
- Аккредитация вузов и оценка качества высшего образования должна быть полностью выведена из цеховой среды в Украине. Научное сообщество пронизано тысячами горизонтальных связей – однако они не выходят за пределы нашей страны. Итак, если оценивать качество украинского образования будет международная структура, то мы получим предпосылки к повышению качества образования.
- Мотивация вузов к экспорту образовательной услуги. Привлечение тысяч иностранных студентов в Украину возможно при выполнении четырех условий: 1. Качественный диплом европейского образца. 2. Сравнительная дешевизна образовательной услуги. 3. Качественная работа Минобрнауки и отдельных вузов по формированию имиджа Украины как передового экспортера образовательных услуг. Кстати, любители поразвлечься избиением иностранных студентов должны квалифицироваться не как хулиганы, а как расисты, экстремисты и террористы. 4. Сохранение в вузах прямой финансовой выгоды от привлечения иностранных студентов. Государству будет достаточно и косвенной выгоды: иностранные студенты тратят деньги в Украине и создают рабочие места и ВВП.
- Высшее образование – это отбор и отсев. Сейчас этого не происходит, потому что менеджмент диктует правила преподавательскому составу, причем диктует нагло и тиранически. «Выгоните студента – и потеряете ставки». Оптимальный отсев составляет 20-50% от поступившего в вуз материала. Необходимо, чтобы такой отсев отечественных студентов не сказывался на доходах кафедры.
- Полная англификация высшего образования Украины. Образовательная услуга на русском языке почти неконкурентоспособна в глобальном мире. Образовательная услуга на украинском языке неконкурентоспособна вообще нигде, кроме Украины. Так мы денег не заработаем. Только английский язык в качестве основного, единственного и повсеместного, причем из-под палки: людей заставляет учить иностранный язык одна только суровая необходимость. Ученый, который не знает английского – не ученый, а самозванец, за редчайшим исключением (например, это не касается украинистов).
- Государственный заказ должен применяться как метод поощрения вузов, экспортирующих образовательную услугу и обеспечивающих высокие стандарты образования. Критерии распределения заказа должны быть четкими и очень простыми, иначе будет коррупция. А вот региональный и муниципальный заказ должен определяться только и исключительно бизнесом. Нет бизнеса – нет и заказа. Поймите и простите.
После применения этих мер мы найдем вместо 803 вузов, которые занимаются профанацией высшего образования, 120, и в них – сильнейшие кадры, выжившие в академической среде после жесточайшего отбора. И эти кадры будут получать не по 2500-4000 гривен, как сейчас, а в полтора-два раза больше, потому что они не будут успевать за выросшим спросом. В Украине учатся 2 миллиона студентов. Если на них останется 120 вузов с лимитированным числом мест на специальностях – то стоимость образовательной услуги на внутреннем рынке вырастет вдвое-вчетверо. И демографический кризис будет нипочем.
Игорь Щедрин
https://www.youtube.com/watch?v=YR5ApYxkU-U
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!