Перейти до основного вмісту

Хотели ли украинцы независимости?

В условиях отсутствия другой легитимной власти на территории Украины УНР пыталась строить свою государственность, как умела.

А. К.

Один из устойчивых мифов украинско-российских споров – австрийский генштаб, выдумавший Украину и через предателя-Грушевского оторвавший Малороссию от единого тела великорусского народа.

Официальная украинская история (это то, что подается нам в школьных учебниках), хоть австрийский генштаб и не признает, но тоже подает все события революционного движения в Украине через призму «прагнення до незалежності», что вполне понятно и полезно для воспитания школьника-патриота.

Однако, на самом деле все было несколько сложнее. Несмотря на падение дома Романовых, украинское движение еще очень долго оставалось лояльным к идее единой России, и не выдвигало требований независимости или там, присоединения к той же Австро-Венгрии (привет, ДНР).

Итак, как все происходило? После отречения Николая II закончилась эпоха имперской России. Процесс передачи власти прошел более-менее легитимно, в России появилось Временное правительство, которое обьявило, что дальнейшую судьбу страны будет решать Учредительное собрание. Народ и в Петрограде, и в Киеве ликовал, собирались огромные митинги в поддержку Февральской революции, и на волне этого воодушевления возникла Центральная Рада. По-русски это будет Центральный Совет, отображение очень популярного в те времена способа самоорганизации.

И вот 7 марта Центральная Рада издает воззвание к украинскому народу, в котором провозглашает… да по нынешним меркам ничего революционного и не провозглашает. Украинский народ просят сохранять спокойствие, ждать учредительного собрания, а тем временем организовываться и требовать аж преподавания в школах на украинском языке, проповедей в церквях на нем же, и права на употребление украинского языка в судах и государственных инстанциях. При этом надо понимать, что это не запрет русского языка, это требование использовать также и украинский. Просто потому что большинство населения Украины сто лет назад – это крестьяне, которые действительно слабо понимали русский язык, особенно официальный канцелярит. Кстати, преподавание в школах на украинском Российская империя уже разрешала во время первой русской революции, но во времена реакции это разрешение снова было отменено (с 1909 г.)

Как же следовало добиваться этих прав по мнению Центральной Рады? Захватывать обладминистрации Выбирать украинских людей на все выборные места, организовываться в партии, культурные и экономические сообщества, вобщем, все то, к чему призывает Нойнец.

Параллельно Центральная Рада набирала низовую поддержку и легитимизацию. В апреле прошел Всеукраинский национальный конгресс, представители которого избрали 150 членов Центральной Рады. В мае прошли военный, крестьянский, рабочий, кооперативный всеукраинские сьезды, представители которых тоже вошли в Раду. Еще одна очень характерная и позитивная особенность этого собрания – представительство национальных меньшинств. Русские, поляки, евреи, молдаване, белорусы – все имели там своих представителей. В конце июля Рада насчитывала более 800 членов.

В июне 1917 года Центральная Рада выпускает Первый Универсал, в котором провозглашает… нет, снова не независимость, а автономию Украины, однако «не разрывая с державой Российской». Почему вообще был выпущен этот документ? Через три месяца после начала революции четкой даты Учредительного Собрания еще не было, украинизацию школ и администрации Временное правительство не проводило и не разрешало. Параллельно после всеукраинского военного сьезда возник вопрос украинизации армии. В Петрограде сказали, что решать все это будет уже Учредительное собрание (даты которого все еще не было). В то же время Финляндии, Кавказу, Польше намного более широкую автономию Временное правительство дало, не откладывая в долгий ящик. Вот в таких условиях Центральная Рада решила на Временное правительство надавить, чтобы получить хоть что-то. Характерная деталь – провозглашая автономию Украины, универсал ничего не говорил о территории этой самой автономии.

Далее были запутанные политические споры между Центральной Радой и Временном правительством о границах национальной автономии, сферах влияния автономного и «федерального» правительства. В Петрограде напирали на то, что Центральная Рада нелегитимна и решать такие вопросы до Учредительного собрания нельзя. Но вообще проблема была не в Раде. После революции подобные советы возникали по всей территории бывшей империи. Петроградский совет, например, издавал декреты, которые должны были влиять на советы по всей стране. Центров власти становилось слишком много, и Временное правительство постепенно теряло контроль над ситуацией на низовом уровне, теряло поддержку населения, ту самую легитимизацию.

Даже в таких условиях Центральная Рада издает 3 июля Второй Универсал, в котором подчеркивалось, что «Центральная рада… всегда стояла за то, чтобы не отделять Украину от России». Результатом всех этих Универсалов, делегаций украинцев в Петроград и представителей Временного правительства в Киев стала «Инструкция Временного Правительства Центральной Раде» в которой признавалась ограниченная автономия части украинских земель (без «Новороссии»), военные и финансовые вопросы, почта, пути сообщения оставались в ведении России.

При существующих разногласиях Центральная Рада продолжала признавать верховенство Временного правительства до начала Учредительного собрания, оставляла остаточное решение всех вопросов автономии Украины на разрешение этим собранием, поддерживала Временное правительство во времена июльского большевистского и августовского корниловского путчей. Мало того, когда радикальные украинские сепаратисты подняли восстание с требованием реальной независимости Украины, Центральная Рада сыграла ведущую роль в его подавлении.

И тут грянул Октябрьский переворот. Легитимное Временное правительство свергнуто, власть захватили большевики, все рушится, самое время для агентов австрийского генштаба обьявить независимость Украины, остаточно развалив агонизирующую империю. Но нет, сначала совместно с силами Временного правительства Центральная Рада подавляет большевистские выступления в Киеве. Потом, только когда стало понятно, что Временного больше нет, Третьим Универсалом провозглашается Украинская Народная Республика в составе России как «федерации вольных и равных народов». Главная причина даже такого неполного отсоединения – необходимость дистанцироваться от российских большевиков, которым Центральная Рада подчиняться не желала. При этом с коммунистами местными сотрудничество считалось вполне допустимым, пока не оказалось, что те ставят интересы коммунистов российских на первое место. В этом Универсале впервые было названо территорию, которую Центральная рада считала украинской. Она более-менее отвечает современным границам Украины без Крыма (привет любителям постить картинки «Сталин подарил Украине ее территорию»).

Никакого движения к полной независимости все еще не было. На территории, подконтрольной Центральной Раде, беспрепятственно проходят выборы во Всероссийское Учредительное собрание, военные части республики очень малочисленны, многие в Раде выступают против их формирования, так как война скоро закончится, а с кем же потом воевать, не с русскими же?

Большевики, тоже не имея больших сил сразу после Октябрьского переворота, попытались ликвидировать украинскую автономию изнутри. Всеукраинский сьезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов, созванный 4 декабря 1917 г. должен был перехватить руководство у Центральной Рады (мы же помним, что это Центральный Совет?), однако вместо этого выразил ей поддержку. Однако 9 декабря красные войска ударом с территории России взяли Харьков, где тут же прошел еще один «всеукраинский» сьезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Сьезд провозгласил Украинскую Народную Республику Советов. То есть формально воевали между собой  две «радянські» УНР.

В военном противостоянии украинцы тогда катастрофически проигрывали, волонтерского движения еще не было; кто, за что и с кем воюет, простым людям понять было трудно (после продразверсток и военного коммунизма поняли).

Однако украинские дипломаты сорвали джек-пот, заключив сепаратный Брестский мир с Центральными державами. По условиям мира немцы и австрийцы должны были выгнать красных с территории Украины. В этом месте обычно российские пропагандисты выступают с обвинением в предательстве, и, наконец-то, находят доказательства хитрого плана, разработанного австрийским генштабом.

Но и тут не все так просто. Сепаратные переговоры о мире в Бресте Ленин начал 3 декабря 1917 года, а до этого с 9 ноября на фронтах было обьявлено перемирие. Украинскую Народную Республику Антанта не признавала, да и не должна была, так как формально республика оставалась автономией в составе России. Воевать с Центральными Державами на стороне Антанты, которая вас даже не признает, при отказе от военных действий федерального правительства (большевиков) было бы по меньшей мере странно. Но даже так Центральная Рада своих представителей в Брест отправила аж 4 января 1918 года и огорошила их требованиями передачи Украине Холмщины, Восточной Галиции и Буковины (то, что сейчас называт Западной Украиной). Австрийский генштаб, надо думать, был особенно удивлен. Немцы, тем не менее делегацию приняли, но отметили, что не могут подписать мир с автономией, для этого надо независимое государство. В это время красные войска уже штурмовали Киев. 9 января, под звуки канонад, Четвертым Универсалом Украина-таки обьявила полную независимость. После этого в Бресте был подписан сепаратный мир, а австрийцы обязались организовать отдельную украинскую коронную автономию в составе Австро-Венгрии.

Подводя итоги, украинское движение в массе своей не было сепаратистским, скорее, его можно назвать культурно-автономным или федералистским. Больше всего для независимости Украины сделали большевики, ведь именно желанием дистанционироваться от красного режима были продиктованы и Третий и Четвертый Универсалы, которые уже тогда сформулировали национальную идею: «відї*ться від нас»!

В условиях отсутствия другой легитимной власти на территории Украины УНР пыталась строить свою государственность, как умела. При этом УНР, (как, кстати, и Держава Скоропадского), постоянно пытались сотрудничать с белыми на почве общей неприязни к коммунистам. На фоне той же Финляндии или Прибалтики независимость у них вышла не очень, но, с другой стороны, продержались они дольше Колчака и ненамного меньше Врангеля. А Правительство УНР «в екзилі» дожило до 1991 года и передало свои полномочия Верховной Раде снова независимой Украины.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!