Перейти до основного вмісту

Котики против чиновников. Туризм в Херсоне обречен умереть

Вообще, конечно, тут этого текста быть не должно.

Вообще, конечно, тут этого текста быть не должно. Однако, региональная политота живет по своим своеобразным правилам, и коли уж мы решили идти в регионы, то приходится переходить в режим «почую кожного» и действительно чуять кожного, и реагировать на такие вещи, на которые в здравом уме реагировать не стоит.

В общем, как мы говорили ранее, в городе Херсоне у нас имеется координатор «Справы» Павел Билецкий, и в связи с этим в Херсоне у нас имеются далеко идущие мечты и фантазии. Вот, собственно, они.

И вот, пожалуйста, не успели мы озвучить эти фантазии, как на их пути встали лучшие люди города.

Если коротко, то вчера в Херсоне незаметно ото всех собрались общественные слушания на предмет «ни в коем случае не стоит выделять ни копейки на повышение туристической привлекательности города». Уровень аргументации можно видеть вот здесь.

Во-первых, задается вопрос: почему именно в этом году чиновники с таким рвением взялись за тему туризма и решили выделить на его развитие целых 178 тысяч на год? Правильный ответ – потому что на самом деле город сократил выплаты на туризм. Раньше они составляли более двухсот тысяч при долларе по восемь, то есть около 30 тысяч долларов, а теперь сокращены и в абсолютном и в относительном выражении, и составляют меньше семи тысяч долларов. Завизированная городским головой сумма – 330 тысяч гривен. Ясно, что таких страшных денег (в некоторых странах на них можно купить целый китайский автомобиль) никто не получит, всё «оптимизировано», чтобы общественность не расслаблялась и обходилась вместо туалетной бумаги наждачной.

А внимание такое к теме – потому что раньше эти деньги чиновники тихонько пилили где-то по кабинетам, а теперь за них взялись громкие Билецкие, и пилить их уже не получается.

Во-вторых, задается вопрос о том, а целесообразно ли вообще выделение бюджетных денег на развитие темы туризма? Правильный ответ – туризм вообще единственная надежда на то, что Херсон не вымрет в течение ближайшей пятилетки.

На прошлой неделе я отправил в Херсон в командировку одного хорошего парня. Задача его была простая – определить, как мы можем заработать в Херсоне, какие наладить финансовые потоки для того, чтобы финансировать там наши социальные проекты. И парень вернулся, и прогноз его не то что бы неутешителен. Прогноз его апокалиптичен: в Херсоне денег нет, жизни нет, перспектив нет, это мёртвая земля без будущего. Всё, конец, доворовались.

Когда аренда рекламного щита размером метр на полтора на центральной пешеходной улице города стоит 250 гривен за месяц – это не повод радоваться тому, что даже солдат из АТО за одну свою нищенскую зарплату может выкупить себе все рекламные поверхности в центре Херсона. Это повод задуматься над тем, что в городе вообще нет денег, и он предельно близок к переходу на натуральный товарообмен, когда уже рекламный щит будет стоить мешок картошки.

В таких условиях я знаю всего два способа реанимировать город. Первый способ – это масштабные инвестиции в промышленность. Построить на этом месте завод, который даст рабочие места нескольким тысячам людей, чтобы эти несколько тысяч людей начали получать хорошую зарплату и тратить её в Херсоне, чтобы вокруг них начала расцветать торговля и сфера услуг. Дело за малым – давайте найдём желающих построить в Херсоне завод. Я таких желающих не знаю. Я вообще не знаю желающих построить в Украине новый завод, всё больше люди концентрируются на распиле на куски старых заводов.

И второй способ – сходу начать со сферы услуг. Вместо того, чтобы привлекать в город одного, но грандиозного инвестора, привлекать в него множество, но маленьких. То есть туристов. Которым заяснить, почему они должны приехать в Херсон и посмотреть на старинные камни и черепки, и почему это такие уникальные черепки с такой интересной историей, что на это стоит потратить пару выходных дней.

В этом случае точно так же постепенно возрождается сфера услуг. Туристы привозят в город деньги, которые тратят по кафе и прочим забегаловкам, запуская деньги в сейчас уже мёртвую экономику города.

По-хорошему для реализации такого сценария не нужно вообще ничего, кроме целеустремленного желания. Лас-Вегас построили в глухой пустыне. Шарм-эль-Шейх построили мало того, что в глухой пустыне, так ещё и в глухой пустыне, населённой бедуинами.

В-третьих, задается вопрос о том, нельзя ли услышать ответы на вопросы о целесообразности расходования средств от профильных чиновников?

Правильный ответ – а нельзя ли сделать так, чтобы вопрос задавали профильные специалисты? Потому что на самом деле на эти вне всякого сомнения важные общественные слушания не был приглашен ни единый человек, занимающийся в Херсоне, собственно, вопросами туризма, из примерно десяти профильных херсонских контор, и мероприятие проводилось силами местных прикормленных общественников, не занятых в туризме аж никак. Поэтому ни спросить, ни ответить было некому.

В общем.

Не то, чтобы Павел как-то рассчитывал разворовать эти огромные деньги. Шутка ли – почти семь тысяч долларов в год! Важен сам подход. В прошлом году Билецкие на свои деньги, собственной инициативой взяли и отреставрировали Северные ворота Херсонской крепости. И когда говорится «Северные ворота», имеются в виду не ворота в смысле «двери, две створки, открываются», имеется в виду огромная каменная конструкция, реально крепостные ворота, поменьше, чем Золотые Ворота в Киеве, но покрупнее любых других ворот в моей жизни. И Билецкие их отреставрировали, ни у кого денег не просили.

А в этом году городские власти, ошеломленные этим подвигом, решили, что, так и быть, давайте накинем этим странным энтузиастам каких-то копеек, сколько у нас там на туризм завалялось, сократите немного и выдайте, пускай ребята крутятся, они ещё молодые. И удивительно выглядит реакция общественников на этот факт. Ребята! Произошла революция, только вы её не заметили! Представителям общественности, таким же, как и вы, про которых вы сами говорите, цитирую: «Ребята известны своей любовью к истории, желанием выдраить и вычистить город до блеска и привлечь сюда толпы туристов. В благих намерениях братьев не сомневается никто, они взялись за нелегкое и нужное дело», городской бюджет согласился выделить денег. Немного, копейки, семь каких-то тысяч долларов.

Однако, даже эти семь тысяч долларов – это ровно на семь тысяч долларов больше, чем когда-либо удавалось вырвать профильным общественникам из цепких лап городских чиновников. Это хороший знак – это значит, что в дальнейшем, если не останавливать напор, то городские патриоты и общественники смогут рассчитывать на сотрудничество с городскими властями и реализацию хороших и правильных проектов хотя бы частично за бюджетный счет, а не только за свои личные сбережения.

Это ли не здорово? Где здесь вообще пространство для возражений со стороны общественности?

P.S.: Минутка хваленой украинской предприимчивости. Обратите внимание. Крым пока ещё не наш. Побережье Азовского моря пока что серьезно потеряло в туристической привлекательности. А количество украинцев, привыкших отдыхать на украинском морском побережье, всё ещё велико. Куда они поедут? Вариантов не очень много. Одесса, Южное, Коблево, Херсон. Война войной, а туристический сезон – по расписанию, даже не сомневайтесь. И он близится. Кто первый инвестирует в туристическую привлекательность – того и клиенты.

В этих условиях заявлять о том, что Херсону не нужна бюджетная строка «на развитие туризма» равнозначно заявлению «жевать и глотать пищу утомительно и для экономии сил мы отказываемся есть».

Не очень дальновидно.

Александр Нойнец

http://youtu.be/zfwEtaDvqwM

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!