День Победы против победобесия
9 мая 1945 года стало, наверное, самым главным днем прошлого века. Как минимум - для СССР, чьи потери во Второй мировой войне были без преувеличения огромны. Собственно, во многом для постсоветского пространства именно этот день до сих пор остается главным в новейшей истории, но об этом чуть ниже.
Пока о том, что нерабочим и праздничным при Сталине День Победы был только до 1948 года. Связано это с тем, что тогда еще была окопная правда, были живы ее носители, были живы маршалы Победы, которые могли по популярности в народе составить конкуренцию самому вождю. Да и празднование в один прекрасный день завершилось бы развенчанием пропагандистских мифов, например, о героях-панфиловцах, придуманных корреспондентами «Красной звезды». Да и как фронтовики рассказывали о войне? Кто успел пообщаться с настоящими, а не фэйковыми солдатами из замполитов или НКВД, знают, что о войне они рассказывали скупо, без подробностей и без всякой гордости. Какой уж тут праздник.
Однако День Победы вернулся в красные дни календаря в 1965 году при Брежневе. Мотивы были исключительно политическими, ибо требовалась некая скрепа, соединяющая страну. К тому же многие ветераны и маршалы Победы умерли, а оставшиеся никакой угрозы не представляли, да и время стерло из памяти слезы получивших похоронки жен и матерей. В итоге горе войны уступило место бравурным маршам, парадам и песням Иосифа Кобзона. Но все-таки ветераны были живы, и они проводили свои праздники, например, в сквере у Большого театра в Москве, ради которых и можно было терпеть очередное обращение дряхлеющего генсека к нации.
Потом уже Брежнев написал «Малую землю», получил за нее госпремию СССР и Орден Победы, которого был лишен после смерти. Все это и стало первым шагом к вымыванию настоящего смысла праздника.
Окончательно же смысл праздника был потерян при Горбачеве, когда к ветеранам войны была приравнена еще целая куча льготных категорий граждан, имевших к войне либо косвенное отношение, либо никакого.
При Ельцине масштабное празднование Дня Победы было только в 1995 году, когда 50-летний юбилей главного дня страны совпал с фактическим началом предвыборной кампании. Тогда в Москву приехали лидеры всех ведущих мировых держав, оставив на задворках лидеров стран СНГ.
Но тогда можно было говорить о потере истинного смысла праздника, что неудивительно, потому что то военное поколение просто уходило из жизни. Однако День Победы оставался Днем Победы. Кстати, в 90-е годы часто к празднику можно было услышать дискуссии о войне, почтить труды о роли Сталина и многое из того, что по нынешним временам может привести к возбуждению уголовного дела. В те годы праздник отмечался, скорее, по инерции, и особо политического смысла после 1995 года в него не вкладывалось.
Сейчас же в России возникла ровно такая же потребность в скрепах, которая была при Брежневе. И вдруг выяснилось, что никаких масштабных успехов страна с 1945 года не достигла. Все войны были как минимум не выиграны, страна распалась, ну вот, собственно, и все. Да, есть День космонавтики, но у нас величие страны всегда определялось войнами, а не научными достижениями. Вот так начало рождаться победобесие.
Его градус рос вместе с антизападной риторикой, и сейчас уже смысл Дня Победы полностью поменялся. Началось все с того, что стало крамольным писать о роли союзников, потом стали карать за фальсификацию истории, то есть отход от канонической парадной версии событий, написанной в стиле «Малой земли» Брежнева. В итоге День Победы стал настоящим Днем войны, когда страна должна наводить страх на весь мир.
Кстати, теперь даже те, кто подзабыл «дорогого Леонида Ильича» с его бессмертным творением, вспомнили о нем после того, как девушки, которые станцевали крамольный тверк на фоне мемориала в Новороссийске, получили административный арест до 15 суток. Интересно, что с другой стороны мемориала - грязнющий пляж, но он никого не оскорбил. Оно, наверное, и правильно, потому что мемориал стоит не в местах боев на Малой земле. То есть он просто кусок бетона, а сама земля полита кровью совсем в других местах, в том числе и тех, где сейчас загорают люди в купальниках, а может, и без… Бедных девушек же просто принесли в жертву победобесию. У меня складывается впечатление, что высшие чиновники требуют отчета о том, какого еще посадили или на худой конец оштрафовали перед Днем Победы. В Москве, например, был организован специальный рейд по изъятию всяких книжек, солдатиков и прочих сувениров, которые напоминают о свастике или, прости Господи, Гитлере. Такой же рейд, как периодически бывает по отлову пьяных водителей.
Весьма символичным стало и другое решение московских властей перед 70-летием Победы. Всех ветеранов, которые приедут на военный парад в Москву, будут оправлять в больницу в подмосковный Звенигород. Парад - это уже не их праздник, что сказано четко и определенно. Там, конечно, будут ветераны, но относиться к ним иначе, как к казакам в самопальных медалях, нельзя. И не катит оправдание про то, что ветераны войны не поместятся на Красной площади, их возраст больше 90 лет, соответственно, только десятки из них смогли бы добраться до Москвы. При этом 91-летнего диктатора из Зимбабве Роберта Мугабе доставят из Африки и поставят рядом с Путиным у Мавзолея. Ему в больницу не надо.
История тоже уже не имеет никакого значения. Почитайте паблики в «Одноклассниках», там очень многие уверены, что мы воевали не только с немцами, но и с американцами. И это опять же вполне укладывается в официальную повестку дня противостояния с Западом.
В празднике, конечно, должен быть некий элемент шоу. То есть фактически спускается госзаказ на обыгрывание Дня Победы в каких-то патриотических действах. Но ведь День Победы уступил место победобесию, поэтому и люди не видят ничего плохого в том, чтобы сделать на торте похоронку из глазури, а потом предложить ее съесть. Ровно отсюда и банки с пивом, украшенные изображениями героев войны, или водка с Георгиевскими ленточками. Кстати, и сами ленточки играют роль новогодней елки или колпака Деда Мороза. Для того, чтобы святость ленточки все поняли, предлагается ввести уголовную ответственность за ее осквернение. Хотя больше, чем ополченцы в Донбассе, которые воюют на могилах своих же дедов, осквернить ее не может никто даже чисто теоретически.
Еще День Победы теперь изображается в цирке, где одни из главных героев - обезьяны в фашистской форме. Это людям нельзя покупать солдатиков или какие-то другие вещи, напоминающие о фашизме, а вот обезьянам можно. Хорошо только, что ветераны в связи со своей старостью не видят подобных проявлений патриотизма.
Кроме Георгиевских ленточек, роль новогодней елки играют еще и копии Знамени Победы. Я помню, как перед Новым годом всегда отчитываются, что в космос на МКС доставили муляж лесной красавицы. Перед 9 мая хотели отчитаться о доставке Знамени Победы, но увы, грузовик «Прогресс» сбился с курса и развалился. Его обломки 9 мая упадут на нашу планету. Еще одно знамя решили водрузить якутские дайверы, которые не знают не только историю, но физику. В итоге оно утонуло в каком-то местном озере.
Проблема на самом деле в том, что в России сейчас нет никакой идеологии, которую исповедовало бы если не общество, то хотя бы правящие элиты. При Брежневе все было понятно, тем более, что и сам Леонид Ильич изображал из себя героя войны. Поэтому, кстати, тогда не открывали памятники Сталину, а чествовали ветеранов, пусть и в антураже пресного советского официоза. При Ельцине Россия позиционировалась, как часть Европы и западного мира. Поэтому на парад звали Клинтона, Коля и Ширака, причем они приезжали.
А что сейчас? Ветеранов уже нет, чествовать некого. Кто остался - в Екатеринбурге позвали пить чай в демонстрационном зале в похоронном бюро на фоне гробов и венков, а потом отчитались, что чествование состоялось. Провести празднование в стиле Брежнева исключительно для внутреннего пользования нельзя, поэтому, как при Ельцине, зовут мировых лидеров. Правда, теперь вместо Клинтона и Коля будут Мугабе и Мадуро. И на фоне всего этого идеологического вакуума выросло поколение, которое знает о войне по сериалам «Первого канала». Отсюда и утопленное Знамя Победы, и целые шарфики цвета Георгиевской ленточки даже на чиновниках мэрии Москвы во главе с Собяниным.
Собственно, в Орле пиарщики мэрии московских превзошли. Они организовали фестиваль ко Дню Победы, на котором должен быть установлен мировой рекорд по сгибанию арматуры об голову. Я не шучу, это серьезно заявлено на официальных сайтах Орловской области.
И День Победы - это праздник, безусловно, идеологический. Его обязательно надо наполнять смыслом. Причем смыслом не сиюминутным. То есть, может, Моторолу и приравняют к героям Великой Отечественной войны, но это только участит случаи поедания шоколадных похоронок и сгибания арматуры об голову.
Можно по-разному относиться к тому, как 9 мая празднуется в Украине, однако власть там пытается наполнить этот праздник смыслом, исходя не из сиюминутных интересов, несмотря на войну на своей территории. Поэтому мне в социальных сетях не попалось ни одного российского ролика ко Дню Победы, зато украинские я выучил уже наизусть. Просто потому, что в них есть смысл. Его, кстати, можно не принимать, поспорить с теми, кто его в них вложил, но куда страшнее, когда даже спорные смыслы отсутствуют.
Россию же будто кто-то сверху пытается на эти смыслы натолкнуть. В Калуге решили поставить памятник Жукову. Для этого мэрия приказала разрушить монумент с останками советских солдат. Кости, естественно, раскопали. После этого скоропостижно скончался мэр города, который не дожил даже до 50 лет.
У нас принято верить в знаки и символы. Натолкнет ли этот мистический символизм на какие-то выводы?
Раньше я всегда ждал Дня Победы, готовился, можно сказать. А теперь я просто жду 10 мая, когда почти на год закончится это пиршество победобесия. И это страшно… Потому что растет поколение, для которого от войны остается только ленточка на сумке, ракеты на Красной площади, Кобзон в телевизоре и административный арест за танцы на фоне памятника.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!