Возвращение ГУЛАГа
Иногда приходится слышать: ну да, путинский режим, конечно, нехороший. Но, мол, позвольте, какой же он необольшевицкий? Что в нем неосоветского? Вы, господа, шутки шутить изволите. Не изволите? Ну, значит, краски сгущаете, преувеличиваете…
Но господа сгущать не склонны, а товарищи – не склонны шутить. И вот очередная новость, это подтверждающая: гражданин Хинштейн, являющийся слегка скандальным депутатом от «Единой России», предложил внести в Уголовно-исправительный кодекс РФ поправки. Суть их сводится к тому, чтобы активнее и эффективнее использовать труд заключенных, находящихся в исправительно-трудовых колониях. Например, по мысли Хинштейна, зэки должны работать не только в предприятиях, размещенных на территории ИТК (как сейчас), но и за пределами колоний, в том числе, и в частных фирмах.
На практике это означает, что, ежели поправки примут, то можно будет создавать мастерские, заводы, а то и промышленные комплексы, которые будут обслуживаться рабочими из числа заключенных. Ну и, конечно, зэков можно будет отправлять на постройку дорог, домов и т.п.
Хинштейновский проект уже поддержала Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН). А карманная путинская клоунесса Элла Памфилова («уполномоченный по правам человека») не только поддержала, но и выступила с рационализаторским предложением: «использовать осужденных для очистки лесов от сухостоя».
Зачем это требуется? Руководство ФСИН открытым текстом говорит, что подневольный труд им нужен «для финансовой оптимизации», то есть для зарабатывания денег. И тут у исполнителей наказаний и запутинского бизнес-сообщества обнаружилось полное взаимопонимание: «В целом, бизнес заинтересован в привлечении малооплачиваемой рабочей силы», - заявил член генсовета «Деловой России» Антон Степанов.
Разумеется, хинштейновский проект – это пока еще проект, и не факт, что его реализуют. Но то, что к делу уже подключилась ФСИН, свидетельствует о том, что идея эта рассматривается всерьез. А Хинштейна выпустили для того, чтобы – самое малое – проверить, как она отзовется в медийном пространстве.
В общем, об активном использовании подневольного труда речь идет очень всерьез.
По-другому и быть не могло.
* * *
Ни для кого не секрет, что экономика путинской РФ давно и крепко завязла в кризисе. А после того, как США и ЕС ввели санкции, кризис этот усугубился, и сам собой рассасываться явно не собирается.
Отчего такая беда приключилась? Говоря коротко, причина заключается в ресоветизации экономической системы – ликвидации рыночных отношений, когда вся российская экономика оказывается под прямым (госкомпании) или косвенным (сидящие на крючке у Путина олигархи и лояльные ему мафиозные структуры) контролем государства. И все это в сочетании с отвратительным менеджментом и запредельной коррупцией.
До поры до времени можно было выезжать на высоких ценах на нефть. Но внезапно выяснилось, что цены высокими будут не вечно. И что же делать при вышеописанной структуре экономики?
Можно, конечно, попытаться провести реформы, чтобы восстановить рыночную систему и ввести прочие буржуйские вещи. Проблема лишь в том, что подобные эксперименты чреваты для режима политическими неприятностями. А раз так, значит, нужно действовать по старой схеме: искать дешевые ресурсы, которые можно продавать задорого. Нефть и газ уже не спасают. Трудовые ресурсы? Чтобы поднять производительность труда, нужны, опять же, системные реформы, а это для ВВП(Х) – харам. Какое же может быть решение?
А только одно: радикально снизить стоимость труда.
В более тучные годы роль дешевой рабочей силы выполняли гастарбайтеры. Но сейчас и гастарбайтеры стали дороги. А вот труд заключенных – это приблизительно рабский труд. Он дешев всегда и везде.
Что роднит проект Хинштейна и ГУЛАГ? Тут стоит вспомнить одного из отцов-основателей ГУЛАГа, Нафталия Ароновича Френкеля. Этот, с позволения сказать, человек прошел уникальный путь: попал на Соловки в качестве заключенного, и именно там сделал карьеру, став одним из руководителей ОГПУ-НКВД, награжденным аж тремя орденами Ленина. Столь удивительный карьерный рост объясняется тем, что Френкель предложил принципиально новую концепцию ГУЛАГовской системы: советские концлагеря было предложено сделать не только карательными, но еще и экономически выгодными учреждениями.
И Френкелю, и его наследникам-сотоварищам удалось свой план реализовать. Концлагеря действительно стали одним из самых эффективных элементов советской экономики. Именно благодаря дармовому, или, прямо говоря, рабскому труду лагерников строились железные дороги и каналы, шоссе и аэродромы, стадионы и знаменитые сталинские высотки. ГУЛАГ не только уничтожал «контрреволюционеров», но и приносил стране Советов некислые финансово-экономические дивиденды.
Хинштейн и поддержавшие его ребята из ФСИНа действуют в точности по френкелевской схеме: они хотят исправительные учреждения сделать экономически выгодными. Что, в свою очередь, приведет к тем же результатам, что и 80 лет назад.
* * *
Может ли труд заключенных в современных условиях быть экономически эффективным? Очень даже может. И речь, кстати, не только о чернорабочих. Как и в сталинском ГУЛАГе, в новых «предприятиях» ФСИНа найдется место и людям интеллектуального труда.
Например, по такой схеме. Получил за какой-нибудь грех (скажем, за экстремизм) свои 4 года колонии классный специалист-айтишник. А дальше начальник колонии ему делает предложение: а давай ты в одной фирме будешь работать по специальности? Зарплата у тебя будет не 100 тысяч, как на воле, а 10 тысяч – но, все-таки, будет. Будешь жить в отдельной комнате. И через два с половиной года выйдешь по УДО. Нет, ты, конечно, можешь отказаться. Но тогда никакого УДО тебе не будет. И вообще, сейчас сюда зайдут ребята из ОСН «Тайфун», и самое позднее через полчаса ты станешь инвалидом.
Откажется после этого гипотетический айтишник от предложенной работы? Не откажется. И его руководитель в частной фирме может быть уверен, что работать он будет хорошо. Потому что, если возникнут претензии, не нужно будет оного айтишника распекать не планерке и т.п. Достаточно будет позвонить начальнику колонии, и тот проведет такую воспитательную работу, что мало не покажется. И ко всему прочему, труд такого покладистого и высокопрофессионального специалиста будет стоить существенно дешевле, чем труд его вольного коллеги.
В общем, отличная бизнес-схема. Но тут возникает два нюанса.
Нюанс первый. Любой бизнес нуждается в стабильности. А это значит, что, если какое-то предприятие использует труд заключенных, то эти заключенные должны быть в наличии всегда. Иначе ведь работать невозможно – сегодня есть в колонии работники, а завтра – извините, кончились.
Нюанс второй: любой успешный бизнес нуждается в расширении. А стало быть, в увеличении количества работников. В данном случае – заключенных.
В общем, ФСИН и государство в целом оказываются кровно заинтересованными в том, чтобы за решетку людей попадало все больше и больше. Причем не лишь бы каких людей, а тех, чей труд стоит дорого. Иначе говоря – в большинстве своем лучших, а не худших, людей.
К этому еще стоит добавить, что Путин сейчас очень сильно боится «Майдана в Москве», и политические репрессии явно будет наращивать. Каков будет результат, полагаю, уже понятно.
И – да, это чисто гулаговская, френкелевская схема. Ведь печально знаменитые сталинские «лимиты» на репрессии диктовались, кроме всего прочего, еще и экономическими соображениями: СССР нуждался в регулярном пополнении огромной армии рабов. Если хинштейновская инициатива будет реализована, то неизбежно появятся и новые «лимиты» – на каждый регион и на каждый город.
Так что ГУЛАГ – это, к сожалению, не только наше трагическое прошлое. Он, увы, может стать и нашим будущим. Причем самым ближайшим. И именно это и называется необольшевизмом.
И если вы живете в РФ, то вам об этом стоит очень всерьез задуматься. Задуматься сейчас, пока вы еще сидите у себя дома перед компьютером. Потому, что, когда на вас наденут ватник с номерком, вручат кайло или тачку и отправят на великие стройки путинизма – думать будет уже поздно.
Димитрий Саввин
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!