Уязвимый титан
Хотелось бы напомнить наши предложения о том, зачем и как Украине нужно вводить санкции против РФ и временно оккупированных Кремлём территорий Украины. На эту тему у нас была программная статья, и мы рекомендуем её прочесть. Есть и её вторая часть на тему «Д/ЛНР», но не о ней сейчас речь.
Впрочем, попытаемся кратко пояснить позицию в паре абзацев о том, как все санкции должны были быть реализованы по уму. Нужно понимать, что возвращение территорий, на которых установлены режимы «Д/ЛНР», ещё теоретически возможно в результате локальных операций и/или хитрых политических игр. Возвращение же Крыма – это операция, которую удастся провести с хоть сколько-то высокими шансами лишь при серьёзном изменении формата взаимодействия на территории СНГ. Для возвращения Крыма мало смены власти в РФ (не бутерброд же, ага), необходима смена политического устройства РФ (им придётся или пойти на такую смену ввиду цикла дешёвых углеводородов, или развалиться). Проще говоря, объединяться с Крымом можно будет только в режиме «объединения Германий при крушении Союза». Это больно, это тяжело признавать, но это факт. Соответственно, действия в рамках санкций к РФ из-за Крыма должны приводить к максимальному удорожанию удержания региона в составе России, как, например, и удержание Восточной Германии требовало от СССР колоссальных затрат. В итоге затраты на содержание ЗГВ в Центральной Европе были одним из факторов, которые способствовали крушению Советского Союза.
Санкции против Крыма не должны никого ни в чём переубеждать (а скоро и некого будет, смотрите на миграционную статистику), они должны подводить Кремль к обрыву, раз уж Кремль запихал в Крым тысячи и тысячи своих ихтамнетов, да ещё и, возможно, с ядерным оружием.
РФ должна строить в Крым автомобильный и железнодорожный мост (желательно разводной) и всю необходимую к нему инфраструктуру; должна строить энергомост по нитке и всю необходимую к нему инфраструктуру, причём как в районе Керчи, так и Краснодарском крае и Ростовской области; должна строить газопровод; должна строить в Крыму ТЭЦ и инфраструктуру для подвоза топлива и распределения мощностей; должна строить в Крыму дороги; должна бурить скважины и создавать десятки водохранилищ; должна выплачивать там огромные пенсии, пособия и надбавки; должна строить системы опреснения воды и ещё тысячи вещей.
Причём всё это Россия должна делать одновременно, с сегодня на вчера и с российским же уровнем качества и распила. Собственно, если бы РФ всё описанное выше делала, во введении дополнительных санкций в отношении оккупантов Крыма со стороны Украины не было бы необходимости. Однако РФ решила сэкономить на Крыме, призывая всех потерпеть, – и начали падать вышки и «сушки».
Задача санкций – заставить Кремль не просто «хотеть как лучше». Задача санкций – заставить Кремль пытаться «сделать как лучше», растрачивая ресурсы. А то, что «получится, как всегда», это мы и так знаем.
Посмотрев на проблему и ситуацию без иллюзий, перейдём к анализу самой диспозиции с Крымом сейчас.
Медиакампания Кремля
Рассмотрим информационный аспект со стороны зомбоизлучателя.
Начнём со странностей освещения «энергетической блокады» российскими СМИ. Заметьте, что истерика и раскручивание «гуманитарного аспекта» продолжались буквально пару дней, и то на фоне заявлений о «временном характере блокады» одновременно с заявлениями о том, что «сейчас Украина всё сама наладит». В дальнейшем истерику полностью погасили, переключив вышки излучения в другой режим.
Никто не говорил долго и всерьёз о «геноциде» крымчан, никто не жаловался мировому сообществу и не писал слёзных писем в СБ ООН или хотя бы на деревню Путину в прямом эфире. Всё было очень тихо. Так тихо, что даже пророссийски настроенные жители Крыма ощутили, что Россия о них забыла.
И это при том, что мы знаем, как может раздувать истерию российская пропагандистская машина. Мы видим постоянные сюжеты об обстрелах «хунтой» мирных жителей Донбасса. Видим удивительно целый Славянск, «практически полностью разрушенный хунтой», и др. Слив Крыма – это очень странно, ведь информационный повод-то замечательный. И с точки зрения дискредитации Украины как государства («укропы не контролируют территорию» и «незаконные вооружённые формирования» взрывают ЛЭП), и с точки зрения ухудшения имиджа нашей страны перед очередным раундом переговоров, и с точки зрения перекладывания ответственности на Киев за плачевное состояние Крыма и т. д. и т. п. Но все как в рот воды набрали. Значит, проблему нужно было замолчать. И её замолчали.
То, что Россия умеет мастерски создавать и раскручивать информационные поводы, – пример с ударом «Калибрами» по территории Сирии. Непонятно, как попали, куда попали, непонятны характеристики крылатых ракет, непонятна эффективность и, вообще, зачем стреляли. Но «КОЛИБАР» уже вместо «Искандеров» стал информационным мемом и символом триумфального вставания с колен. И теперь любой ракетный удар – это удар «колибрами», и попробуйте фанатам что-то сказать: «КОЛИБР – это имперское всё».
Можно предположить, что в истории с «энергетической блокадой» кто-то изначально принял решение проблему не выпячивать, а замалчивать. Причём замалчивать жёстко и активно. Даже с привлечением силовых структур: Поклонская заявила, о том, что за информацию об отсутствии электричества будут сажать на 15 суток. Вы скажете глупость и «эксцесс исполнителя» – ничего подобного. Понятно, что сажать никого не будут. Но напугать такой информацией инертную массу населения (домохозяйки, сидящие целый день дома без света, или клерки, отпущенные в отпуска за свой счёт из офисов) можно. Глядишь, и лишний раз в Инете и не отпишутся о графике подачи света.
Даже историю со смертью белого тигрёнка в зоопарке, которую можно было превратить в «эпическое гуманитарное шоу» (как в фильме «День радио»), быстро замяли на самом высоком уровне. Умер от отравления и точка. Что за укропы пошли, даже тигрёнка убить не сумели.
Всё это ещё раз убеждает: все медиасилы брошены на замалчивание проблемы.
И даже то, как «проблему с электроэнергией решили», – ну это явно же решение в стиле «потёмкинских деревень». Всю дополнительную энергию от «энергомоста» (за счёт перебалансировки) пустили на пиар – освещение улиц и коммунальных объектов в крупных городах (Севастополь, Симферополь, Феодосия и др.). Понятно, светим там, где видно: там, где СМИ, журналисты; активная часть населения с интернетом «обитает» именно там.
Ещё один пазл – опять показать всеми силами, что проблемы нет.
Анализ информационного поля и стратегии участников конфликта заставляет склоняться к выводу, что проблема с энергообеспечением Крыма автономно от Украины у Кремля есть. И эта проблема в ближайшем будущем не является разрешимой без Украины.
Соответственно, и Кремль, понимая своё уязвимое положение и необходимость идти на поклон к Киеву, принял такую, странную на первый взгляд, стратегию – показать незначительность блокады, нивелируя её угрозу.
Потому, что Кремлю очень нужно было обеспечить энергоснабжение из Украины. Но просто включить подачу, принимая во внимание общественный резонанс и поддержку обществом действий активистов блокады, никакая пятая колонна Кремля и никакое энергетическое бизнес-лобби (зарабатывающее на поставках электроэнергии в Крым, угля из России и «Д/ЛНР» и т. д.) не смогли бы. Не позволило бы общество, уверенное, что наконец-то нащупало брюхо дракона, «включить рубильник». Именно поэтому дракон и делает вид, что всё нормально и так и было задумано, и удар был не под дых (хотя надо признать, они часто так делают).
Какой план Кремля?
- Кремль показывает, что блокада не наносит реального вреда.
- Кремль демонстрирует быстрое решение проблем, связанных с блокадой (параллельно на этом сильно пиарится лучезарный светоносный Путин). Перебаланс энергосистемы и подвод одной нитки энергомоста создаёт иллюзию решения проблем.
- Этими действиями Кремль снижает интерес к блокаде и её общественную поддержку.
- Параллельно в украинском информационном поле силами «отраслевых экспертов» подают вред блокадных действий для самой Украины: описывают потерю рынков сбыта, обещают экологическую катастрофу на Сиваше при отключении предприятий Армянска и Красноперекопска, предрекают проблемы с энергообеспечением отдельных районов (тьфу-тьфу-тьфу) Херсонской области и т. д.
- Потом нам расскажут, что, отказавшись поставлять электроэнергию в Крым, Украина лишается последнего козыря в переговорах и окончательно «отторгает» территорию. Хотя всем понятно, что территорию отторгает не отсутствие электричества, а наличие ихтамнетов.
- Следующий шаг – «отраслевые эксперты» и руководители отрасли предлагают «запрыгнуть в уходящий вагон» и всё-таки не отрывать Крым, а возобновить поставки электроэнергии хотя бы по одной ветке – в Западный и Центральный Крым, включив подстанции «Титан» и «Островская».
- Ну и наша власть включает подачу электроэнергии. Лобби торжествует, бизнес пилит деньги, «блокадники» получают профит, а Украина пускает по ветру один из своих самых мощных козырей в борьбе с Россией.
Кому это выгодно?
Самому Путину и Фирташу с его крымскими предприятиями («Крымский Титан» – крупнейший производитель диоксида титана в Восточной Европе, «Крымсода» – 2,5% мирового рынка кальцинированной соды и т. д.).
Это выгодно и нашему энергетическому лобби. Экспорт электроэнергии – дело выгодное, особенно в связи со слабым учётом последней при поставках не в порядочную Европу, а в «серую зону» АРК, да ещё и на фоне неафишируемых бонусов от Кремля и Фирташа.
Подача электроэнергии на заводы Фирташа – это наш проигрыш. Почему? Потому что во время любого конфликта самый большой дефицит и самый важный ресурс – это время, а включением электроэнергии мы дадим России время (до 2020–2025 года) для коренной реконструкции сетей полуострова в расслабленном режиме. А надо, как мы уже говорили, чтобы в спешке, чтобы сегодня на вчера. Кроме того, мы обеспечиваем генерацией заводы Фирташа, который на самом деле никакой не украинский олигарх. Фирташ – газпромовский олигарх. Но и это ещё не всё.
Что нужно понимать?
Уже много говорили, о том, что энергомост не решает проблем, и это объективный факт.
Есть проблема с энергетическим балансом. Во-первых, мощности моста недостаточно. Мост позволит перебросить через Керченский залив до 400 МВт. Крым может получать от Украины до 1 250 МВт. Реально с учётом санкций и остановки производств в осенний период переток был в пределах 850–900 МВт. На деле же Крыму нужно больше. По российским нормам (смотрите программу развития энергетики Крыма) Крым должен потреблять 2 160 МВт, что при существующей выработке в 350 МВт (в пике) даёт дефицит в 1810 МВт. Иначе регион считается энергодефицитным, а это значит никакой инвестиционной активности, никаких новых производств, ничего. Не придёт инвестор/государство вкладывать в создание производств, инфраструктуры, военных баз, отелей и ресторанов в таком регионе.
Так что дефицит намного больше, и его устранить можно только путём создания собственной внутрикрымской генерации (а не с помощью мобильных ГТЭС, которых понатыкали аж на 290 МВт, и мобильных генераторов на 315 МВт). Россия должна построить в Крыму нормальные устойчиво функционирующие станции, способные выдерживать базовый режим эксплуатации (7 000 часов в год). Это десяток лет и сотни миллионов долларов инвестиций, это необходимость создания собственной топливной базы (из России придётся тянуть ещё и газопровод, ведь добываемого в Крыму природного газа уже сейчас не хватает в отопительный сезон).
Во-вторых, есть ещё структура энергосети. Мост подключит только Восточный Крым (Керчь, Феодосия). Для того, чтобы подключить центр и ЮБК, придётся тянуть ЛЭПы аж до Джанкоя – ПС «Джанкой», ПС «Островская». А это 240 км.
Но и это ещё не всё. Самое интересное, что для того, чтобы подключить «гнилой угол Крыма» с промышленной зоной Присивашья (Армянск, Красноперекопск) нужно будет ещё протянуть 70 км ЛЭП. А если этого не сделать, все заводы Фирташа, а также моногорода Армянск, Красноперекопск, города и посёлки Северо-Западного Крыма останутся без энергии. Кроме того, на Тарханкуте (не в курортных Оленевке, Мысовом, Окунёвке) главные подразделения добычи «Черноморнефтегаза» (база по обслуживанию добывающих платформ в Черноморском, основное газохранилище в Глебовке) останутся без энергии. Значит, и газ добывать будет если не невозможно, то достаточно трудно, с ненадёжными мобильными газогенераторами в качестве источника энергии. Вот так.
Подключить электричество на весь этот крымский угол возможно либо через Украину и ПС «Титан», либо протянув дополнительно к «энергомосту» ещё 300 км ЛЭП. А пока в этом районе вообще нет источников электроэнергии. Сейчас там работают только своя генерация на «Крымском Титане» и мобильные установки. Вот это и есть «мягкое подбрюшье» кремлёвского дракона. Туда и нужно бить.
Но и это ещё не всё.
Синхронность работы энергосистем – это отдельная тема. Когда вам говорят, что часть энергии в энергосистему Крыма может поступать от Украины, а часть – от России, то это неправда. Наши энергосистемы работают не синхронно. Тут всё просто. Переменный ток – это колебания, и в синусоиде переменного тока есть фаза и частота. Так вот, чтобы поставлять переменный ток в систему, вы должны его генерировать чётко с такой частотой и фазностью, как в системе. Иначе у вас возникнут огромные потери на реактивном сопротивлении, срабатывание защит и т. д. и т. п . В общем, нельзя.
Во времена Януковича была идея синхронизировать энергосистемы России и Украины. Этот проект не успели осуществить. А без синхронизации мы поставлять в Россию электроэнергию можем только так, как мы поставляем электроэнергию в Европу – через вставки постоянного тока. Так вот, Аксёнов вообще перестал передавать «Укрэнерго» телеметрию своей сети ещё 3 декабря (вполне возможно, что с целями сокрытия реального состояния энергосистемы региона, в рамках концепта «энергоблокада не работает»). Украина в принципе не можем включить подачу на весь Крым, пока оккупационная власть Крыма не начнёт передавать телеметрию.
Поэтому и говорят наши «эксперты» о включении только подстанции «Титан». Судя по всему, Россия хочет разорвать энергосеть Крыма на два участка. Восток (питающийся за счёт собственной генерации и за счёт энергомоста) и центр (за счёт своей генерации) синхронизировать с Россией, а Северо-Западный Крым на время переходного этапа оставить висеть на энергосистеме Украины.
Естественно, это лишает, в значительной части, санкции по отношению к Крыму всякой логики. Предприятия Фирташа на оккупированной территории должны быть убыточны и тащить на себе «добровольные соцобязательства» по обеспечению жителей окрестных городов электричеством за счёт своей генерации. Добыча «Черноморнефтегаза» должна идти в высокорисковом режиме и лишь за счёт своей генерации, вынуждая Кремль резервировать мощности или ремонтировать последствия аварий в авральном режиме и за космический прайс.
Включение линии на ПС «Титан» – это репутационное поражение Украины и победа лоббистов Фирташа. Подобное включение не даст нам никаких плюсов, не вернёт нам крымский рынок, не позволит включить больше базовых мощностей ядерных электростанций. Оно не убедит жителей оккупированных территорий, зомбированных пропагандой.
Никаких плюсов, кроме плюсов в карман и в кремлёвскую карму для тех, кто «порешал вопрос», и Фирташа.
Но это же всё не для этого затевалось, да?
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!