Клеймо пятой статьи
Пока подчинённые Рината Леонидовича рассказывают о том, как хунтоКиев продолжает в рамках акции «Не слушай Донбасс» бурятоубийственную войну на Донбассе, подчинённые Владимира Владимировича готовы начать в регионе ещё одну заваруху.
Речь, понятное дело, пойдёт о Турции. Сегодня очередной российский военный самолёт нарушил границу Турции, что вызвало истерику у турецкого руководства. Потому что они уже не знают, что думать и что делать, кроме как тупо тушить все российские войска в радиусе досягаемости.
Редакция ранее писала о том, что Эрдоган – это такое турецкое зеркало Путина. Мощный, закалённый в подковерных интригах и тяготеющий к авторитарности правитель, с сильной и обкатанной в боях армией (теперь уже почти полностью лояльной) – самый опасный военный противник для Кремля. Но самое главное неудобство состоит не в военной составляющей конфликта. У Израиля тоже неплохая армия.
Самое главное неудобство состоит в том, что конфликты в Грузии, Молдове, Украине, Израиле, Сирии, Ливане, Ираке Кремль может позиционировать как «гражданские», «религиозные» или «этнические». А потом, соответственно, может продавать себя как посредника в этих конфликтах, наращивая политический вес. Конфликт с Турцией таким образом представить и продать явно будет нельзя.
Турция сама создаёт конфликты, сама давит, сама играет меньшинствами в соседних странах, сама занимается оккупациями и аннексией. Турция – один из самых мощных региональных игроков, а в перспективе и региональная сверхдержава.
Многие сейчас говорят о гибридных войнах как о гениальной тактике Кремля, но, на самом деле, эта «гениальная» тактика – единственная, которая Кремлю вообще доступна ввиду скудости ресурсов и дырявости российской системы управления. Это тактика игры слабого игрока против пула врагов, которые совокупно намного сильней. Это реально единственная доступная тактика.
С Турцией такая тактика не прокатит. Турция и сама гибридно воевала с соседями и размазывала по горам и пустыням гибридновоюющих курдов. Друзья Кремля – Башар Асад и Тельман Исмаилов – могут многое о войнах Турции рассказать. Каждый раз, когда надо было разрешить или создать проблему, Турция делала это быстро и решительно и практически без последствий.
Турецкая власть понимает и в провокациях, и в пропаганде, и во врагах.
Конфликт с Турцией не обещает быть лёгким для Кремля. И этот конфликт не обещает быть предсказуемым. Действия Европы и США продиктованы рациональностью, действия авторитарных правителей могут лежать в намного более широком поле вариантов.
Поэтому для Кремля было бы наиболее желательным как можно скорей этот конфликт потушить, а в Сирии – разделить зоны влияния. Да и вообще, следовало вести переговоры по Сирии именно с идеологически близким Кремлю Эрдоганом. Аналогично, рациональней всего было согласовывать с Эрдоганом не только аннексию Крыма, но и последующее этим Крымом управление. Эрдоган должен был стать (и был даже какое-то время) наиболее важным союзником Кремля.
Однако этого не произошло. Кто-то скажет, что всему виной обычные для авторитарных режимов проблемы позиционирования и внешних коммуникаций. Отчасти это так. Но в данном конкретном случае дело не только в проблемах коммуницирования. Дело в эффекте утёнка. Дело в памяти.
Совок в головах действительно слабо истребим.
В значительной степени текущий конфликт Порты и Кремля связан с нежеланием кремлёвских старцев осознать силу, влияние и амбиции современной Турции. Для гэбистов Турция как была мелким сателлитом Вашингтона и площадкой для ядерного оружия НАТО, так ею и осталась.
Остатки былого величия тромбами перекрывают сосуды кремлёвских старцев, грозя мощным кровоизлиянием на всех планах бытия. Старая проблема восприятия у обитателей Кремля связана в значительной степени с вот этими замечательными строчками.
Статья 5
Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооружённое нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае, если подобное вооружённое нападение будет иметь место, каждая из них в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединённых Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путём немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтёт необходимым, включая применение вооружённой силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.
Это 5-я статья Устава НАТО, суть которой состоит в том, что тот, кто нападает на страну НАТО, нападает на всех её членов. Конечно, написана эта статья не для того, чтобы Люксембург защитил Латвию. НАТО – динозавр эпохи битв сверхдержав и был создан для того, чтобы США могли в случае агрессии Союза в Европе действовать без согласия органов стран, подвергшихся агрессии. Ну, по той простой причине, что эти органы Советы захватывали в первую очередь и дальше эти органы начинали гибридно вещать о «помощи Красной армии трудящимся» страны-потерпашки.
То есть изначально НАТО создавался для того, чтобы США могли быстренько вступить в войну в случае молниеносной оккупации условных Голландии или Дании совком. Поняли логику, да? Европка – слабая, Канада – слабая, США как сверхимперия скрепляла свою зону влияния при помощи НАТО. Нависала, как козырёк, над Союзом. США – реальный гегемон и основной противник.
Соответственно, советское руководство всегда смотрело на все страны НАТО в перспективе большого ядерного конфликта (за исключением, пожалуй, Франции и Британии) как на плесень. Такой рыхлый барьер, который Красная армия будет спокойно разрезать, пока не упрётся в кадровые части ВС США, размещённые в Европе.
В 1952 году в НАТО вступила Турция. Именно агрессивные намерения СССР в отношении турецких проливов (да и вообще турецкой земли) и способствовали вступлению Турции в НАТО. СССР организовал кампании по возвращению дончан армян со всего мира в Армению с целью создать на границе с Турцией искусственное перенаселение и на основании этого(!) потребовать у Турции территории, некогда входившие в состав Армении. Параллельно в совке начали создавать обкомы для будущих «возвращённых территорий» и начали сосредоточение частей Красной армии. Турки получили ультиматум о совместном с СССР управлении проливами и о создании советской военно-морской базы на территории Турции. Шли 50-е годы, и история стран Балтии, принявшей подобный ультиматум вначале 40-х, ещё была у всех на слуху. Турция быстренько договорилась с США и оказалась в НАТО под американским ядерным козырьком.
Потому что у армии Турции против Красной армии особых шансов тогда не было.
На турецкую армию в Кремле всегда смотрели в основном как на внутритурецкую силу, и на это были основания.
Так в 1960-м турецкая армия совершила переворот и арестовала авторитарного руководителя государства. В 1971 г. опять отстранила от власти правящую коалицию. В 1974-м турецкая армия, правда, оккупировала половину Кипра в результате корявой операции. Венцом той операции стало эпичное сражение возле города Пафос между турецкой авиацией и турецким флотом. Да-да, вы правильно прочитали. В результате греческой спецоперации по дезинформации ВВС Турции поразили три из трёх сосредоточенных в том районе эсминца турецкого ВМФ. Один эсминец даже взорвался и затонул. В ответ турецкий ВМФ сбил четыре самолёта турецких ВВС. Эпическая победа.
В 1996-97-х турецкая армия опять, но уже более мягкими мерами, добилась развала правящей коалиции под управлением исламистской партии «Рефах». В общем, это могло ещё долго продолжаться, но к власти пришёл Эрдоган и в результате дела «Эргенекона» полностью уничтожил армейскую оппозицию. Кого-то убил, кого-то посадил, кого-то отправил в отставку, кого-то вынудил бежать. Кстати, Эргенекон – это такое сакральное место на Алтае, откуда, по преданию, все тюрки и пошли. Смешно-то как, почти как в истории про Крым и Херсонес.
Как вы понимаете у армии, которая принимает такое деятельное участие в жизни страны, которая обрастает лоббистскими и бизнес-интересами, очень сильно падает эффективность. В такой армии процветает кастовость, кумовство, хищения, коррупция, торговля должностями, непотизм и прочие плохие вещи. Такая, знаете ли, тюркская латиноамериканизация. И потому в глазах жителей Кремля Турция так и осталась маленьким мышонком, спрятавшимся под юбкой американской мамаши. Так на неё в Кремле и смотрели до начала конфликта.
А зря.
Проблема Кремля в том, что он видит мир таким, какой он был 50 лет назад. Но 50 лет назад, это аж целых полвека. А сейчас – это сейчас. И объективная реальность очень сурова.
Сейчас турецкая армия – вторая по численности в НАТО после США и вторая по боеготовности после тех самых США. Турция сама производит по лицензии F-16. Турция проводила серьёзные операции на своей границе, как военные, так и полицейские. Турецкое руководство справилось с серьёзными протестами в недалёком прошлом. У Турции всё не очень хорошо с экономикой, но до российских проблем Турции далеко, да и снижение цен на нефть положительно влияет на турецкий торговый баланс. Эрдоган последовательно идёт по пути экономической либерализации и приватизации. Автомобили, химпром, интенсивизация сельхоза – у Турции есть заделы, где можно расти. У России таких заделов уже нет. Собственно, всего несколько лет назад у Турции была серьёзная проблема с слишком большим экономическим ростом и перегревом экономики. Турция по показателям роста обгоняла даже Китай.
Турция действительно мощный региональный игрок, страна с сильной и (высоковероятно) устойчивой экономикой, с легитимным и поддерживаемым массовым электоратом правителем. Гибридные войны против такой страны не помогут (если ты не США, конечно), придётся воевать в полный рост.
Турция сейчас сама способна накидать российской армии в конвенционной войне в воздухе и на море. И турки, и руководство Турции об этом прекрасно осведомлены. Турецкая экономика намного более развита и диверсифицирована, чем российская, а значит, ей не особо грозят внезапные обвалы при изменении цен на нефть.
Пятая статья всё ещё застит глаза жителям Кремля, им всё кажется, что этот козырёк только и спасает соседей от силовых действий России. Из Кремля достойным противником видится только США, только с Президентом США хочет вести диалог Путин о судьбах мира. Ну можно ещё Канцлера Германии позвать и китайского генсека. В Кремле не делают разницы между теми, кто сидит под американским ядерным козырьком. Подумаешь, страны Балтии, подумаешь, Турция.
А зря.
Эрдоган ведь достаточно долго бегал за Путиным, пытаясь найти точки для разговора. Турция предупреждала, просила, намекала и прямо говорила о своих целях, желаниях, болевых точках и интересах.
Путину для того, чтобы получить Эрдогана в союзники, нужно было лишь спуститься с Красного Олимпа и самому прийти решать к Тайипу судьбы мира. Ну не мира, а региона. Не нужно было бегать к Тайипу и решать судьбу капитала и газа. Авторитарные правители любят деньги, но прекрасно понимают, что деньги им достаются не сами по себе, а лишь через обладание властью. Путину стоило прийти к Эрдогану, принести ему голову Башара-Крестителя на блюде в знак власти Эрдогана.
Но Вова этого не сделал. Потому что для него что Асад, что Эрдоган, что Порошенко, что Грибаускайте. Плесень, и различается эта плесень между собой лишь наличием американского зонтика.
Теперь для Эрдогана что Башар, что Путин – разницы нет, два дебила, бл*дь, под боком.
И замечу, что Башара Эрдоган уже затравил.
Какой из этого вывод для нас?
Вывод – просто как белые тапочки. Ни о какой нормализации отношений с РФ речи не идёт. Никаких действий по Минскому соглашению РФ выполнять не будет, границу никому не передаст. Выборы в «Д/ЛНР» специально проведут в таком виде, что любого, кроме Чурова, от них будет коробить. Демонстративно.
Люди, которые хотят избегать конфликтов, не плодят их один за другим. Они не плюют на головы всем вокруг, а понимают сложность мира.
Вова не понимает. В его борьбе против Белого дома Украина и Турция – это лишь второстепенные препятствия перед главным боссом, от которого сам Вова хочет получить головы Эрдогана и Порошенко на блюде. Потому что хочет, чтобы к нему пришли обсудить судьбы мира. Ну не мира, а региона.
А не придут.
И не принесут.
Так что дорогой Ринат Леонидович, которому плотно ездят по ушам на тему мира и вообще, может сколько угодно инструктировать своих работников на оккупированной территории хвалить «Моторолу» и Захарченко. Толку нет. Мира не будет, пока Кремль решает проблемы с Белым домом и не видит ничего вокруг.
Мир будет, когда Кремль будет решать проблемы Костромы и Торжка. Ну или пока не начнёт бомбить Воронеж взаправду, а не морально и экономически.
А Киев? А что Киев? Мы тут просто стараемся не упасть раньше Кремля.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!