Кукан для Ахметова
Перед рассветом будет особенно темно.
Ни для кого не секрет, что ответ на вопрос, почему не сидит Ахметов, есть. Ринат Леонидович — очень нужный всем человек, потому и гуляет на свободе. Когда мы говорим, что нужный всем — это значит действительно всем.
Ринат Леонидович у нас имеет добрую и светлую миссию. Он у нас интегратор «временно оккупированных территорий» в состав Украины. США же заявили о том, что стоят на позициях единой Украины. Ну так вот, в текущей администрации не видят особых проблем в том, что процесс реинтеграции пройдёт под чутким руководством Ахметова. Ахметов для Вашингтона — публичный международный бизнесмен и меценат: и стадион построил, и гуманитарку землякам отправляет. Его дети живут в Лондоне — смотрите, это просто такой украинский Абрамович. Кроме первого миллиона, к нему вопросов особо нет: структура собственности прозрачна, покупки активов шли по «белым» схемам. А чтобы у текущей администрации не возникало никакого желания копать глубже, Ринат Леонидович не забывает заносить лоббистам.
Понятное дело, что и Кремль у нас — тоже (на словах) сторонник единой Украины. Ввиду объективного фейла «Проект Новороссия», для пропихивания в состав Украины оккупированных территорий на условиях Кремля Ринат Леонидович — самый нужный для Путина человек. Потому как условия Кремля, на удивление, совпадают с условиями, устраивающими Ахметова. Ну, в смысле совпадают с «голосом Донбасса», который всё никак не может расслышать Киев. Ну там широкая автономия, сохранение дотаций, соблюдение законности в отношении награбленной собственности, социальная ответственность Украины перед тяжким трудом работников группы компаний СКМ, всякие там права вето во внешнеполитических вопросах и прочая лабуда.
Для боевиков РЛА тоже свет в окошке. Его предприятия продолжают работать и, как следствие, выдавать зарплату куче работяг. Плюс берут на себя соцобязательства по строительству ДОТов и укрепрайонов для боевиков, ремонтируют технику и, по слухам, отстёгивают им за неприкосновенность. Зарплата рабочих потом оседает в магазинах, благополучно отжатых боевиками. Всё это крутится, обеспечивая функционирование каких-никаких рынков, потоков и социальных механизмов. Плюс люди из пула Партии регионов обеспечивают схемные выходы в Украину к потокам и легализации награбленного. Ну и, конечно, гуманитарка Ахметова и подконтрольных ему организаций закрывает проблему малоимущих слоёв населения оккупированных территорий, до которых боевикам дела нет. Считают, что некоторые из организаций «ДНР» традиционно входят в орбиту влияния Ахметова, то есть в силовом уравнении непризнанных анклавов не самая малая величина, а, может, по совокупности владения и первая величина вообще.
Устраивает Ахметов и украинские власти. Его предприятия платят налоги и всё ещё служат источником валютной выручки, поправляющей наш внешнеторговый баланс. Его выплаты в сторону боевиков идут по левым каналам, которые хрен найдёшь, и можно легко сделать вид, что их как бы и нет. У него мощные лоббисты в ЕС и США. У него на зарплате дохрена специалистов, без которых не заработает ни одно профильное министерство или госслужба. У него под рукой 250000 + его рабочих, которые исправно голосуют, а могут и «покаруселить», и т. д. и т. п. С ним реально проще дружить, чем воевать, особенно на фоне текущего шаткого положения правящей коалиции, которая воюет со всеми и сама с собой.
Если смотреть с такого ракурса, то позиции Рината Леонидовича Ахметова абсолютно незыблемы, и остаётся только ждать, когда риторика примирения, звучащая из его уст и уст его подпевал, начнёт воплощаться в реальность. Уже два года некоторые ждут. И верят.
Однако мы же любим смотреть на позицию с разных ракурсов. И вот что мы насмотрели.
Есть у Рината Леонидовича группа компаний, куда входят все его предприятия, и, говоря об Ахметове, стоит говорить именно об этой группе. Называется она «СКМ». Для начала опишем ряд объективных проблем, которыми Ахметов отяготил свою группу компаний, несмотря на своё уникальное положение.
Основным локомотивом группы является холдинг «Метинвест».
Состояние основного локомотива «Метинвеста» аховое. Он уже допустил технический дефолт и сейчас топ-менеджмент Ахметова ведёт переговоры с кредиторами, пугая их тем, что в случае начала процедуры банкротства стоимость реализации всех активов будет меньше суммы всех долгов. Казалось бы, ничего страшного и весьма неплохие позиции для переговоров, но проблема в том, что Ахметов тянет из холдинга деньги, как ни в чём не бывало.
Общая сумма задолженности «Метинвеста» — 2,8 миллиарда долларов. В апреле 2015 года холдинг допустил технический дефолт. И это при том, что в 2014-м акционеры получили 400 миллионов долларов дивидендов. Только выплат за 2014 год хватило бы на то, чтобы обслуживать долги «Метинвеста» в течение нескольких лет.
Ахметов и Новинский тупо сосут деньги из «Метинвеста», причём на постоянной основе, абсолютно забивая на перспективу. Надо признать, что так было всегда. Как результат в Шахтёре за баснословные деньги играют бразильцы, а в Мариуполе и Запорожье люди травятся выбросами, потому что на фильтры для труб вечно не хватает средств. Ну и нет денег на выплаты по долговым обязательствам.
В условиях, когда цены на металл не растут уже который год, перспективы «Метинвеста» с таким управлением несколько туманны, и все это отлично понимают.
Совсем недавно металлурги Украины выступили с совместным заявлением. Они строго предупредили Абромавичуса и Пивоварского, что отрасли грозит остановка из-за действий подчиненных этого безумца Пивоварского. Металлурги чётко заявили, что нужно любой ценой установить мораторий на повышение цен на перевозку железной руды (у нас перевозка этих грузов дотируется), снизить портовые сборы, тарифы на погрузочные работы для металлургов на 25–30%, плату за недра в случае дальнейшего падения цен, а также маржу «Нафтогаза» для потребителей первой категории в 2,5 раза. Список требований ультимативнее, чем список требований Абромавичуса.
Три первых подписанта — «Азовсталь», ММК Ильича и «Запорожсталь». Дальше идут ГОКи «Метинвеста» с небольшими вкраплениями российского «Евраза» Таруты и прочих мелких игроков.
Основной донор структур Ахметова на последнем издыхании. Если в рамках борьбы за выживание и оптимизацию бюджета власти Украины не пойдут на поводу у металлургического лобби, «Метинвесту» станет очень плохо. Активы Ахметова на оккупированной территории тоже находятся под огромным давлением. В случае, если кредиторы перестанут учитывать в общей капитализации и их (ввиду фактической невозможности продажи или же банального отжима боевиками), то долговая нагрузка относительно общей стоимости холдинга вырастет ещё больше.
Всё плохо не только у «Метинвеста».
Если сами заводы и генерацию ещё можно защитить телефонным правом, то ни о какой защите институтов и механизмов расчёта на оккупированных территориях речи не идёт.
Так, совсем недавно «постановлением Минугля ДНР» ДТЭК закрыли возможность получать оплату от потребителей на оккупированных территориях по той причине, что счета ДТЭК выставлял в гривнах. Теперь все оплаты в сторону ДТЭК не признаются, более того, боевики считают их «противозаконнымии». Тех, кто продолжает платить по реквизитам ДТЭК, они просто отключают от сети в принудительном порядке. При этом боевики обещают, что обладатели рублевых счетов РП «Региональная энергопоставляющая компания» и ООО «Компания Энергосервис "Виколд"» позже рассчитаются с ДТЭК. Подобная ситуация открывает бездну возможных исков потребителей против ДТЭК, потому что боевики тупо отключают тех, кто исправно платит ДТЭКу, ибо считает их должниками. Кроме того, надо понимать, что ДТЭК (даже в случае получения денег от боевиков) покажет в отчётности перевод от непризнанного банка непризванной республики? Допустим, оплату ещё можно провести по фиктивной цепочке, но боевики — это черти, которые Курченко не платят и на «Газпром» поплёвывают. Им и Ахметову не так уж сложно не платить.
В любом случае, очень красивый кейс, когда боевики генерацию отжать не смогли из-за внутренних проблем, а вот потребителей отжать смогли.
Про аресты людей, традиционно аффилируемых с Ахметовым, отдельно можно даже не писать — всем известные случаи. Впрочем, хотелось бы отметить, что совершенно не важно, постановка их аресты и выдворение или нет. Подобные действия в любом случае дегуманизируют в медиа-сфере боевиков окончательно, представляя их некой разновидностью ИГИЛ со сказками про «ЦРУ, работающее через международные гуманитарные организации». Подобный медиа-тренд идёт вразрез с интеграторской миссией Ахметова в медиа-сфере, умножая на ноль всю работу его пиарщиков в этом направлении. Если он пошёл на такую постановку, это говорит о серьёзных проблемах с перспективами внутри оккупированных анклавов.
Издания и телеканалы, подконтрольные боевикам «ДНР», предпочитают помалкивать о гуманитарных заслугах «великого защитника Донбасса», потому что на этом фоне их собственные заслуги на этом поприще выглядят блекловато.
В самой «ДНР» активно муссируется слух, что со всех работников структур «СКМ» берут расписки, что они не будут критиковать «ДНР» под угрозой увольнения. А ведь Ахметов — это в анклавах величина огромная, и сомнительно, что он не имел бы возможности надавить на боевиков как через Кремль, так и своим личным ресурсом в «ДНР». Но как-то не продавливает. Подобная ситуация с группой компаний наводит на интересные мысли.
Логика интегратора работает только в том случае, если интеграция представляет хоть сколько-либо возможной.
Понимаете, какая ситуация. Если подумать широко, то многим игрокам для продолжения игры нет никакой нужды в интеграции оккупированных территорий. США-то за территориальную целостность, но санкции будут действовать до того момента, пока Украина не откажется от территорий именно де-юре. А как там де-факто будет — дело совершенно второстепенное, особенно на фоне падения цен на нефть (влияющих на цены на уголь) и металл. Тем более, что США уже продавили ЕС на продолжение санкций до самого возвращения Крыма, что переводит игру на другой уровень.
Россия уже тоже поняла, что впихнуть Донбасс на своих условиях не выйдет: этому мешает и отсутствие рычагов, и перманентный политический кризис. Отдавать его просто так никто из «серьёзных пацанов» категорически не собирается. Это ж будет чистое «что ж ты, фраер, сдал назад». Свои же не простят. Конечно, если Путин уйдёт, то Донбасс отдадут, но как-то Владим Владимыч не показывает готовности накинуть затылок на табакерку. Так что, надо думать, в Кремле теперь в раздумьях, как дальше жить-поживать придётся захваченному анклаву.
Боевики интегрироваться в Украину не собирались вообще никогда, ну кроме как всю захватить, желательно по самый Берлин, самую Варшаву самое Мукачево. Однако чем дольше боевики сидят на местах, тем сильнее они включаются в схемы, тем больше возникает горизонтальных связей на местах. Зачем решать через большого татарина, когда можно порешать напрямую? И денег больше, и свободы больше.
И в длительной перспективе для связки Кремль + боевики при сохранении режима в России Ахметов вообще становится совсем ненужным человеком. Смотрите, какие для этого причины.
Ахметов — вечное напоминание о том, как на Донбассе всё было до оккупации. Его предприятия работают, его работники получают зарплаты, у них есть уверенность в завтрашнем дне, недоступная даже самого крутому палачу «МГБ ДНР».
Работники предприятий Ахметова и сопутствующих предприятий — потенциально протестный электорат, потому что они всегда заинтересованы в реинтеграции с Украиной с целью сохранения своих рабочих мест и производственных цепочек. Это одна из самых нелояльных и при этом социально активных категорий населения.
Кроме того, зарплаты Ахметова и его потоки вливаются в денежную систему непризнанного анклава, обеспечивая существование излишнего количества прочих потенциальных бунтовщиков и протестного электората в нём. Эти деньги раскручивают маховик какой-никакой экономики в анклаве, создавая иллюзию в «ДНР» жизни и каких-то перспектив. Не зря ахметовский медиа-пул так напирал на репатриацию дончан на родину. Ахметову нужны люди в Донецке, а боевикам — нет. Меньше народу — больше кислороду. Меньше пенсионеров — меньше голодных ртов, меньше недовольных. Резать всё на металл и губить людей в копанках можно и с минимальным количеством населения.
Даже при условии, скажем, ротации Путина (вероятность подобного сценария минимальна, но давайте его теоретически рассмотрим) на кого угодно и безусловного возвращения Донбасса Ахметов тоже не очень нужен Кремлю. Хотя бы потому, что может затормозить процесс безусловной передачи, ведь у Ахметова условия были, есть и будут. А вот новой власти в Кремле надо будет очень быстро восстанавливать экономику, чтобы не было провала в добыче полезных ископаемых. Ей будем очень мешать Ахметов в спайке со старой путинской гвардией на местах.
У редакции есть инсайд, что к осени ВТБ, занимавшийся выпуском еврооблигаций для «Метинвеста», собирается потрошить за долги «Метинвест» в любом раскладе.
В самой Украине тоже возникает ситуация, когда энергетический баланс после «отрубания» Крыма и Донбасса (а также падения производства в энергозатратных отраслях) выравнивается. И тепловая генерация вроде как и не нужна, а если и нужна, то некритично. Вы слышали о веерных отключениях или недостатке угля на топливных складах ТЭС этой зимой? Вот и мы нет. При этом запасов угля на тепловых станциях — просто завались, вот только недавно прошла информация, что «Западэнерго» отказывается принимать уголь на свои электростанции. Да и по личным впечатлениям, проезжая недавно по дороге мимо Бурштынской ТЭС, один из авторов просто удивился наполненности её складов. Такого и в довоенные времена не было. Использование тепловых электростанций в качестве маневровых мощностей не является нормальным режимом работы и жутко сокращает их ресурс. У тепловой генерации в Украине нет будущего без больших вложений, а зачем давать их кому-то, кроме себя?
Аналогично для украинской стороны действуют и прочие факторы. Если интеграция территорий остаётся под вопросом, перспективы получения налогов от предприятий на оккупированных территориях становятся призрачными. А если металл по-прежнему падает в цене, то и ценность Ахметова в Украине сильно падает.
В момент, когда Ахметов из нужного всем человека станет никому не нужным, у него прямо под седалищем начинает разворачиваться кейс Путина. Пока Путин был всем нужен, все его любили и жали руку. Как только пошла команда «фас» — и дело ЮКОСа сложилось, и Литвиненко расследовали, и Boeing и всё. Вот вам тамбовская группировка, вот вам Патрушев, вот вам Чайка, вот вам Иванов. Подобным путём, кстати, прошёл и Фирташ.
Ринат Леонидович может легко повторить этот кейс. Если ты одновременно не нужен никому, а многим даже вреден, жизнь твоя резко становится сложной. Именно поэтому Ахметов и его пул (но не весь) из последних сил цепляется за реинтеграцию.
Альтернатива для них ужасна.
Боевики отжимают генерацию, заводы и сети на оккупированных территориях в надежде или распилить, или включить в российские цепочки. Эти объекты уже не смогут де-юре числиться в активах ахметовской империи. Падает уровень ликвидности, растёт долговая нагрузка, и тут возникает ситуация, когда долгами холдинга заинтересуются биржевые махинаторы. Причём это могут быть как иностранные, так и отечественные. Возможен и их союз.
Понятно, что сразу посыплются непрофильные активы: информационный, телекоммуникационный и строительный дивизионы группы. Без целостной поддержки группы и её мультипликативного эффекта они — «живые мертвецы». Ритейл («Брусничка»), нефтетрейдинг («Параллель») и транспорт («Лемтранс») — уже мертвецы реальные, давно «отжаты» различными представителями «ополчения ДНР», хотя их логотипы до сих пор украшают сайт компании. Но это всё семечки, настоящая война будет за бриллиант Ахметовской короны — горно-металлургические активы СКМ, находящиеся на украинской территории. И основной целью атаки на «Метинвест», в случае отсутствия прикрытия со стороны РФ и США, могут стать ГОКи, так как металл первого передела нужен всем, несмотря ни на какую негативную конъюнктуру мировых рынков.
Вот тут и разгорится основное сражение. И, учитывая то, что все эти активы расположены в пределах одной области (Днепропетровской) и одного города (Кривого Рога), становится понятным и интерес основных политических групп к этому району и личности основных «операторов санации» — условной команды Коломойского.
Почему интерес именно политический — понять очень просто. Тот, кто выиграет кресло мера Кривого Рога, и будет осуществлять политическое прикрытие «отжима», ну или пытаться его предотвратить.
Почему? Отжим предприятий невозможен без лояльности местных силовиков, поэтому крайне важна лояльная милиция. Горные отводы, а для ГОКов это основное, — это стопроцентная вотчина местных советов. Это видно даже на примере глиномесов несчастного Часов Яра, о котором мы писали ранее. ГОКи — штука несколько более сложная, со всеми их огромными карьерами и разветвлёнными подъездными путями. В общем, борьба за Криворожское наследство — необходимый подготовительный этап отжима. И видите, как сложно проходит даже предварительный этап. Только Коломойский посадил в кресло мэра Днепропетровска своего человека, как этот человек сразу стал не совсем свой, и сблокировался с «Оппоблоком». Однако в случае, если политическое влияние Ахметова станет таять, мы сможем увидеть, как группа Вилкула стройными рядами первая побежит на сделку с Коломойским. Недаром у Вилкула и Филатова уже есть совместный бизнес, и, похоже, именно «юридический».
Однако хотя вышеописанное — это и возможный сценарий, но это не сценарий завтрашнего дня. Пока Ахметов всё ещё нужен и очень силён, Вилкул, Ходаковский и прочие считаются его людьми. И потому пока Ахметов на кукане.
Немного экскурса в детство. Бабушка одного из авторов статьи была умелым рыбаком и ловила днепровских карпов весом по несколько килограммов. Так вот, чтобы карп был вкусным и не слишком жирным, его на 4–5 дней отпускали в бассейн на кукан. Кто не знает, кукан — это такая верёвка, которую пропускают крупной рыбе через жабры. Потом рыбу отпускают в водоем и другой конец верёвки привязывают на берегу. Рыба имеет определённую свободу, но не может уплыть. Так вот, за несколько дней на кукане карп и теряет свой лишний жир.
Нам кажется, что Ахметова сейчас все глобальные игроки и посадили на такой кукан. Метания карпа и информационные метания Ахметова идентичны, и практически одинаково бесполезны. Имея бизнес по обе стороны от линии фронта, он вынужден платить за политическую поддержку по обе линии фронта. Как следствие, он полностью лишён манёвра. Единственное, что ему остаётся, — доживать отпущенное время, теряя жировую прослойку. Это происходит на фоне падения цен на основную продукцию, разрушения цепочек и выкачивания финансовых ресурсов холдингов на «поддержание штанов» группы компаний. Кроме того, значительные средства уходят и на выполнение заранее согласованной с глобальными игроками «социально-гуманитарной миссии». Но это не может длиться вечно, как невозможно вечно предлагать реинтеграцию. Уже два года прошло, и ещё годик-другой — и перспективы развеются, и жирок постепенно сойдёт.
И карп станет лакомой добычей удачливого рыбака.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!