Перейти до основного вмісту

EgorovaLeaks: светофор допуска в «ДНР» и контроль иностранных журналистов

Примечание редакции. В рамках кампании нашего партнёра InformNapalm по систематизации информации, связанной со «сливом» сведений ограниченного доступа «ДНР», публикуем интересную статью редактора информационной службы «Радио "Свобода"» Марка Крутова.

Примечание редакции. В рамках кампании нашего партнёра InformNapalm по систематизации информации, связанной с нашумевшим возможным взломом хакерами почтового ящика сотрудницы «Министерства информации ДНР» Татьяны Егоровой и последующим «сливом» сведений ограниченного доступа «ДНР», публикуем интересную статью редактора информационной службы «Радио "Свобода"» Марка Крутова.

«Русофоб, убрать из Донецка!»

В интернет попала электронная переписка сотрудницы «Министерства информации ДНР» Татьяны Егоровой, из которой видно, как в «народной республике» фильтровали желавших работать на её территории журналистов. Для этого в августе 2015 года была разработана целая система, управлявшаяся из Москвы. Сейчас её разработчики просят у руководства «ДНР» денег для того, чтобы продолжить работу уже непосредственно на подконтрольной сепаратистам территории. Есть в письмах Егоровой и другие интересные документы — например, о том, как украинского журналиста отправили «на подвал» за «визитку Яроша».

В июне 2015 года журналист российской «Новой газеты» Павел Каныгин был задержан в Донецке, избит и выдворен с территории самопровозглашённой «Донецкой народной республики». Позже Каныгин рассказывал, как незадолго до этого безуспешно пытался получить аккредитацию для работы в «ДНР» в так называемом «Министерстве информации» республики, у его сотрудницы Татьяной Егоровой. 3 августа 2016 года, спустя год и два месяца после истории с избиением и выдворением Каныгина, в Twitter-аккаунте Егоровой появился такой твит.

ScreenHunter_394_Aug._05_11.50

В файле (по ссылке из Twitter сейчас недоступен, копию предоставили в распоряжение «Радио "Свобода"» активисты международного сообщества расследователей InformNapalm. — РС) содержится электронная переписка Егоровой за 2015–2016 годы. Скорее всего, Twitter Егоровой был взломан, как и её почтовый ящик. Письма, которые неизвестные хакеры опубликовали и передали украинским СМИ (если это, и правда, был взлом, а не «самолюстрация»), проливают свет на механизм фильтрации журналистов, которым власти «ДНР» разрешали или запрещали освещать события в «народной республике». В частности, в переписке есть excel-файл, целиком посвящённый сотрудникам иностранных изданий и телеканалов.

Это не первый взлом электронной почты сотрудников так называемого «Министерства информации ДНР». Весной этого года украинский сайт «Миротворец», фиксирующий по данным в социальных сетях людей, воюющих в рядах «ДНР» и «ЛНР» или сотрудничающих с их властями, опубликовал списки журналистов, аккредитованных в «Донецкой народной республике». Эта публикация вызвала бурю негодования у фигурантов списка и волну острых дискуссий в социальных сетях. Многие сочли, что аккредитация у властей непризнанного государства является вполне обычной и допустимой практикой. После скандала «Миротворец» объявил о своём закрытии, однако потом создатели сайта передумали.

Публикация на «Миротворце» была призвана дискредитировать журналистов, не стесняющихся работать в Донецке по «официальной аккредитации» от властей «ДНР». Однако получить эту аккредитацию крайне сложно — не только журналистам российских оппозиционных изданий, таких как «Новая газета», но и иностранным корреспондентам — если только они не представляют радикальные правые европейские СМИ, сочувствующие сепаратистам.

В файле из опубликованных в среду «писем Егоровой» симпатизанты «ДНР» помечены зелёным цветом. В их числе, например, немецкий фотограф и журналист Мёбиус Мирко (псевдоним — Марк Бартоломай), открыто симпатизирующий сепаратистам и даже снявший фильм с говорящим названием «Украинская агония». Напротив его фамилии крупными буквами написано «GOOD FRIEND» — «хороший друг».

8F53CB8E-1475-4A52-9242-D295B171BC76_w640_s

Впрочем, таких, как Мирко, в этой базе меньшинство. В основном таблица раскрашена в красный и жёлтый цвета. Красный — это журналисты, которых ни в коем случае нельзя допускать на территорию «ДНР», а если они уже там оказались, их нужно оттуда немедленно «убрать». Жёлтый — те, уместность допуска которых в «ДНР» пока под вопросом.

Формулировки безапелляционны. «Русофобы, работают чётко на ВСУ, убрать из Донецка срочно». «Работает на ВСУ и АТО, срочно убрать из Донецка». «Работает на украинские СМИ». Напротив фамилии корреспондента агентства Associated Press чуть более развёрнутый комментарий: «НАТОвский пропагандист. Очень грамотный. Reuters и АП — основные идеологические враги России в информационной войне». В отдельном столбце — ссылки на материалы, которые должны подтвердить эти оценки.

13DE310F-7AF7-4927-875F-DC7CEB2E787E_w640_s_cx22_cy1_cw76

При этом с допуском в «ДНР» журналистов австралийского телеканала ABC сепаратисты готовы «поэкспериментировать», хотя и называют канал «русофобским».

27C025F9-7204-4EED-88D9-6BED70697ADF_w640_s

Напротив некоторых фамилий (как в верхней строчке на фото выше) стоит пометка «попросите его показать свои статьи». Напротив других, например, корреспондента итальянской газеты La Repubblica, — пометка «есть риск» и пояснение: мол, запрашивающий аккредитацию журналист делал интервью с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым. В числе известных западных журналистов, которым категорически запрещено появляться в Донецке, — Оливер Кэррол (в то время — сотрудник британской The Independent), Роланд Олифант (Daily Telegraph), Анна Немцова (The Daily Beast). Все они не раз делали репортажи из Донецка с самого начала событий «русской весны» 2014 года — захвата административных зданий сторонниками независимости Донецкой и Луганской областей от Украины. В «чёрных списках» фигурируют также представители таких СМИ, как Reuters, BBC, Al Jazeera.

Всё это, как следует из другого обнаруженного в почте письма, — результат работы «Системы мониторинга СМИ и журналистов в ДНР». Система базировалась в Москве на базе англоязычного «Информационного агентства DONi» (Donbass International News Agency). Система была запущена в августе 2015 года, но теперь руководство «ДНР» отказывается дальше финансировать её работу.

В письме от 5 июля 2016 года директор агентства, финский журналист Янус Путконен (российские СМИ называют его «западным журналистом-энтузиастом, пытающемся прорвать информблокаду вокруг «ДНР» и «ЛНР») пишет Егоровой (с копиями в «МГБ ДНР» и «Администрацию ДНР»):

«Мы вынуждены сообщить службе национальной безопасности ДНР (МГБ), государственному управлению и пресс-центру Донецкой Народной Республики, что Система информационной защиты, которой управляет Информационное агентство Донбасса DONi для предоставления надёжных услуг по аккредитации иностранных журналистов, закрыта и находится в режиме ожидания с 1.7.2016. Причиной закрытия системных служб послужила долговременная неуверенность в продолжении деятельности Информационного агентства и Международного пресс-центра Донбасса DONi. DONi Group несколько месяцев ожидала подтверждения наличия официальной поддержки и фактического решения о продолжении государственного партнёрства в качестве официального канала средств массовой информации ДНР. Принятие необходимых решений находится в руках А. Захарченко, Главы Народной Республики».

78CBC92B-D25E-4968-8F80-E7F9F10C46AA_w640_s

Янус Путконен (слева) и «заместитель командующего оперативным командованием ДНР» Эдуард Басурин

Путконен отчитывается о проделанной работе и доказывает незаменимость «системы» для руководства сепаратистов:

«Система DONi служила Донецкой Народной Республике с момента своего основания в августе 2015-го, и была нацелена на работу при взаимодействии с высокопоставленными лицами ДНР. Точность предложений по выдаче аккредитаций от системы была очень надёжна без каких-либо сбоев, неудач или утечек информации в период обслуживания интересов ДНР. DONi ни разу не было обвинено в предоставлении высокопоставленным лицам ДНР ложной, предубеждённой или необоснованной информации об аккредитации. Вся информация предоставлялась через несколько часов или максимум в течение суток».

Абзац, посвящённый налаживанию сотрудничества с «нужными» и «правильными» журналистами и СМИ:

 «Практически ежедневно выдвигались объективные предложения для возможного сотрудничества с иностранными источниками СМИ и журналистами в тесном взаимодействии с МГБ, Министерством обороны, донецким пресс-центром, а также с администрацией или другими министерствами ДНР, а также отдельными официальными высокопоставленными лицами. Вся обработанная информация, прошедшая через систему, является вопросом национальной безопасности и проходит под грифом "совершенно секретно". Послужные списки некоторых иностранных журналистов изучались также в рамках непосредственно военных нужд ДНР».

Ну а в итоге Путконен просит денег — агентство DONi ради этого готово сменить московскую прописку на донецкую и сократить расходы.

«Условия, необходимые для продолжения работы:

  • Система информационной защиты DONi базировалась в Москве, откуда и осуществлялась поддержка базы данных и обработка информации. Система может продолжить функционировать в той же форме, как и с момента основания и начала своего развития около года назад, но для поддержки функционала ежемесячно требуются 50 000 рублей, которые предназначены главным образом для заработной платы системного оператора. (45 000 зарплата + 5 000 затраты на содержание системы)
  • Система защиты может быть перемещена в столицу ДНР — город Донецк под непосредственное руководство директора DONi в его офис, что поможет снизить расходы на ежемесячную заработную плату оператора базы данных приблизительно до 30 000, но в таком случае возвращение системы к полному функционированию займёт около месяца. (15 000 зарплата + 5 000 затраты на содержание)
  • Информационное агентство DONi готово продолжить нести обязанности по выполнению задач в рамках информационной защиты, но после года частного финансирования, столкнувшись с несколькими неудачами в развитии агентства и спустя несколько месяцев огромной неуверенности в получении государственной поддержки, формат и функционирование концепта Системы информационной защиты должны быть снова пересмотрены в процессе переговоров».

37F9CA6F-24B8-4722-9BB0-246755945C3A_w640_s

Если верить письмам из почтового ящика Татьяны Егоровой, финансирование системы фильтрации иностранных журналистов осуществлялось с личной санкции лидера сепаратистов «ДНР» Александра Захарченко

Выложенная в сеть переписка Татьяны Егоровой содержит тысячи писем — они посвящены не только аккредитации журналистов, но и помощи в попадании на территорию «ДНР» иностранных «активистов», поддерживающих «народные республики». В письмах — десятки копий паспортов граждан Италии, Франции, Финляндии и других стран и обсуждение того, как лучше организовать их приезд в «ДНР» (как правило — через территорию России, автобусами из Москвы). Но всё-таки большинство писем посвящены работе СМИ.

В одном из них, например, говорится о том, что в селе Зайцево (одна из самых горячих точек на линии соприкосновения между сепаратистами и украинской армией; сейчас село –— под формальным контролем ВСУ. РС) замечена журналистка французского телеканала «France 24». Она якобы «задавала проукропские вопросы» командиру одного из отрядов сепаратистов.

Другое письмо рассказывает о том, как украинского журналиста и блогера Назария Наджогу отправили в «фильтрационный пункт МГБ ДНР» за то, что в его сумке для ноутбука нашли «визитку Яроша». Это словосочетание стало интернет-мемом весной 2014 года, когда российские СМИ после одной из перестрелок в районе Славянска, тогда ещё занятого сепаратистами, сообщили о том, что на месте событий была найдена визитная карточка лидера «Правого сектора» (организация запрещена в России. — РС) и «американские доллары». С тех пор производство сувенирных «визиток Яроша» было поставлено на поток, магнитики в виде этой визитки можно купить на любом сувенирном развале в Киеве. Сложно сказать, сувенир ли был в сумке у украинского журналиста, задержанного на одном из блокпостов «ДНР», но обнаружение визитки стало для него причиной серьёзных неприятностей.

«Утром 10 мая 2015 года при проведении досмотра личных вещей Наджоги Н. М. сотрудниками пограничной службы МГБ ДНР в кармане сумки для транспортировки личного ноутбука обнаружена визитная карточка на имя Яроша Дмитрия Анатольевича, который является лидером неформальной правоэкстремистской группировки "Правый сектор" с указанными номерами областной ячейки данной организации в городе Тернополе, в результате чего указанное лицо задержано и доставлено в Пункт фильтрации МГБ ДНР в городе Донецк».

Для Наджоги эта история закончилась благополучно. Из письма следует, что с ним «был налажен психологический контакт», после чего журналисту было рекомендовано выдать аккредитацию, но при этом держать его под пристальным контролем. На Украине же в связи с публикацией «писем Егоровой» больше всего обсуждают не проблемы иностранных корреспондентов, а телеканал «Интер». В одном из писем некий Леонид Муравьёв оправдывается перед Егоровой за слово «террористы», употреблённое в одном из репортажей журналистом «Интера» Романом Бочкалой в адрес сепаратистов, и заверяет её, что Бочкала за это слово был «адски наказан». Сам Бочкала уже заявил, что никаких наказаний в его адрес руководство телеканала не применяло, и вспомнил, что одно время на «Интере», действительно, появлялся человек с фамилией «Муравьёв» — Бочкала намекает, что он мог быть куратором, которого под видом стажёра пытались внедрить для работы на телеканале российские спецслужбы. Муравьёв фигурировал в украинском медиа-пространстве как загадочный «редактор» одной из программ «Интера», однако в марте 2015 года руководство телеканала опровергло эту информацию. Официально известно лишь то, что той же весной Леонид Муравьёв был выдворен из Украины сотрудниками СБУ «за пропагандистские материалы о конфликте на Донбассе». Въезд в Украину ему запрещён на ближайшие 5 лет.

Автор: Марк Крутов.

Источник: InformNapalm.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!