Перейти до основного вмісту

Доброе утро, Вьетнам! Начало сентября

И не нам вам рассказывать, как важно читать обзоры военных действий. Сентябрь #БД

Несмотря на заявленное перемирие (в дополнение к «пасхальному», «Минску – 2», отведению тяжёлого вооружения свыше 100 мм и ещё полдюжины мелких договорённостей), достичь действенного режима прекращения огня пока не выходит. Даже в первые часы после сентябрьского раунда были обстрелы, раненные и применение миномётов.

На сегодня в сутки уже более 30 огневых контактов, включая применение ствольной артиллерии на Приморском направлении и миномётов в Авдеевке. Может быть, это активность командиров на местах и спонтанные столкновения; может, оперативная пауза с обеих сторон, с прицелом на разжигание. Но, в общем-то, России пока не нужен замороженный конфликт. Тут всё ясно — как только будут выполнены требования «Минска» и случится любой прогресс относительно Донбасса, то тут же на повестку дня вернётся вопрос о Крыме.

Мгновенно.

Об этом прямо говорят западные политики и это прекрасно осознают сами пациенты: до сих пор туда с опаской заходят российские компании, энергомост строят китайцы, на полуострове спустя три года нет большинства российских банков или операторов телефонной связи.

Выполнили «Минск»? Молодцы! Вот вам санкции за нарушения прав человека в Крыму и, кстати, подоспел новый материал о Boeing 777. Эта музыка будет вечной. Примеров хватает — достаточно взглянуть на турецкую часть Кипра. Оттуда спустя десятки лет бегут люди за паспортами ЕС, разрушают стену в Никосии и оставляют кварталы заброшенных гостиниц, магазинов и опустевших храмов.

С одной стороны, в мире ВТО, судов по Ходорковскому и санкций за попытки создания центрифуг для оружейного плутония, страну, которая подставилась, как РФ, будут давить до полного возвращения в сознание. Тем более что Запад выбрал идеальную стратегию насчёт Восточной Европы — либо шаг за шагом ПРО и базы НАТО приближаются к странам Балтии, Польше, Молдове, Грузии и Украине; либо вводятся новые вполне логичные санкции. Протащили вопрос — усилили прозападное правительство, не смогли — есть повод выдавить РФ из производственных цепочек Запада или ограничить возможности разведки и освоения новых месторождений углеводородов. А за что — посадку в церквях, репрессии против татар, сбитый самолёт, вооружение «доктора Асада» или РСЗО по Авдеевке — вопрос технический. Благо поводов россияне дают на сегодняшний день ещё и с запасом.

С другой стороны, Украину в плане мира (временного перед обрушением РФ и решением вопроса по образцу «объединения Германий») устроит, как минимум, только полномасштабная вооружённая миссия ООН или ОБСЕ, которая разведёт стороны, как в Корее или на Кипре. У нас нет горной гряды и Кодори, нет высот, как в Карабахе, нет узкого тоннеля, на котором висит снабжение всей группировки, как в Осетии. Украине в итоге придётся продолжать усиливать ЛБС, наращивать группировку в «красной зоне», обеспечивать ротацию и нести финансовые издержки. А содержать на линии соприкосновения более 60 тысяч людей, с учётом тяжёлой минной обстановки и плотной застройки — это всё равно, что воевать. Да, в принципе, цифры небоевых потерь это, к сожалению, подтверждают.

Взрыв гранаты в автомобиле, подрывы в Марьинке, выстрелы из гранатомёта в грузовике на полигоне с 7 осколочными ранеными 14-й бригады, аварии, травмы из-за алкоголя, ожоги и рваные раны от ракетницы — от такой статистики уйти не удастся. Опять же, нет никакой гарантии, что в обозримом будущем такая миссия вообще планируется — вялотекущие войны на сегодня идут от Турции до Колумбии. Трудно ожидать реализации стратегии, которая не работает ни на Ближнем Востоке, ни с ФАРК, ни с картелями, у нас в Украине.

По факту, и особого выбора у нас нет — противник не сможет существовать в мирном режиме по экономическим и политическим причинам. Достаточно открыть любые «новости Л/ДНР» и погрузиться в «волшебный мир» ЧВК, поляков, негров, тысяч обстрелов в сутки и подготовки ВСУ к наступлению. Оттуда же растут ноги у входящих 122-мм снарядов, кочующих миномётов, половины пакета РСЗО — того, чего никак нельзя списать на спонтанные контакты.

Ребус разгадывается просто: как только на оккупированные территории прекратятся поставки средств для войны, топлива для учений, боеприпасов для слаживания и «гуманитарной помощи» — так автопарк Захарченко резко рванёт к горизонту, а полковники начнут рубиться за оставшиеся залежи драгоценного металлолома.

Война — единственный шанс «молодых республик» сосать ресурсы и не превратиться (на фоне рецессии в самой РФ) в дыру хуже Абхазии, в которой, по крайней мере, есть возможность зарабатывать туризмом. Тем более что за три года была уйма реальных возможностей достигнуть мира — начиная от первых переговоров, когда сбивали генералов и офицеров СБУ, заканчивая штурмами Дебальцево в прямом эфире «Минска – 2» и срывами режима прекращения огня спустя сутки после начала его действия.

Сейчас «республики» уверенно держат курс на полное и бесповоротное Конго — нарываясь на блокаду, провоцируя действия в «серой зоне», поощряя пенсионный и «аптечный» туризм и ведя обстрелы из городской застройки, чем, кстати, вызывает неодобрение развитого мира. Любой адепт «русского мира» должен чётко осознавать, что он не получит пенсий, как в России, космоса и передвижного цирка братьев Залдостановых.

Будет только красная рыба — килька из коробки с гуманитарной помощью, подвалы «МГБ» и вечная война всех против всех. Украина не находится в ситуации Израиля, который за каждый снаряд в ответ песочит в ООН и выдаёт соответствующие резолюции. И потому старые палестинские сценарии тут не прокатят.

Для того, чтобы конфликт не скатился в сербский или сирийский вариант, здесь и разворачивали миссию ОБСЕ, нарезали зоны отвода тяжёлого оружия и проводят беспрерывные переговоры. Итоги? Количество нарушений со стороны боевиков — стабильно в 2–3 раза выше все эти месяцы.

Именно поэтому вводят новые санкции и продлевают старые; именно поэтому помощь США от 300 млн долларов в год достигает 700 млн, и это не предел. Они прямо говорят, что возьмёте сколько, сможете освоить. Если будет нужно, на основе нескольких БПЛА, автомобилей и радаров в учебных центрах, группировку на востоке Украины технически реально в течение недель нарастить хоть на порядок. На планете более 250 тысяч «Хамви», а модернизацию и бронирование можно ускорить, доставляя машины хоть прямо на ВПП в Киев, хоть через Львов на полигоны.

Как, впрочем, и ротные БПЛА, ПНВ, тепловизоры, санитарные автомобили, экскаваторы и средства связи — союзники готовы покрыть нам потери в обозримые сроки либо нарастить количество помощи в разы, если потребует тактическая обстановка.

И, кстати, поставки говорят сами за себя — на Западе не питают иллюзий о скором прекращении огня. Стране, которая завтра подпишет действенный мирный договор, не ввозят экскаваторов, эвакуационных машин, беспилотных аппаратов тактического звена и радаров, засекающих работу артиллерии, готовясь отгружать миномёты, ПТО и снайперские комплексы. Это всё оснащение сугубо для возни на передовой при стабильной ЛБС. Именно под эти задачи расширяют британскую миссию инструкторов и назначают Полтораку в советники британского и американского генералов — тут речь ведь не только о реформах, но и о сжатых сроках и максимальном наращивании объёмов помощи.

Так вот. Зная о том, как проходят реальные мирные переговоры; зная, что на местах война питает саму себя при помощи контрабанды и махинаций с топливом, пособиями и цветным металлом; зная, что Запад везёт сюда довольно конкретные модификации техники (для позиционного конфликта и манёвренных операций против малых групп), странно каждый раз ожидать работающего мира, бессрочного прекращения огня и отвода вооружений, не так ли?

А украинская общественность занимается этим многие месяцы — гадает на выступлениях президента, ждёт мира к Пасхе и к 1 сентября. И все мы с тревогой считаем количество обстрелов. Исходя из анализа подобных конфликтов, у нас ещё вполне «тепличные» условия, когда любое серьёзное обострение приводит к визиту к нам первых лиц США и ЕС, консультациям, санкциям раз в квартал и пристальному вниманию к фирмам, строящим мост в Крым, и лидерам боевиков.

Таких условий не было ни у Пакистана, ни у Израиля, ни у Шри–Ланки или Македонии, да нет их и у Турции, четверть века ведущей войну с курдами. Стратегически — ни одна попытка россиян раскачать ситуацию извне не увенчалась успехом. Украина сохранила управление, добилась роста ВВП ещё до окончания конфликта, выполняет все требования Запада для продолжения поддержки с его стороны и сохранения санкций.

Оперативно-тактически — инициатива за нами, мы продолжаем и усиливаем блокаду оккупированного региона. В самый пик развития группировок боевиков их численность не превышала 40 тысяч людей (это при условии, что не менее 20% там составляют россияне). На фоне 2 млн беженцев вполне очевидно, что люди голосуют ногами против «республик» и «русского мира».

Одна проблема — по вполне понятным причинам мы не можем обнародовать, как оно всё подробно происходит на тактическом уровне. В итоге, складывается впечатление, что ВСУ сидят на блоках под дождём мин и подрываются в перерывах между распитием алкоголя и употреблением наркотиков. Поэтому этот выпуск, кроме традиционной стратегии начала месяца, мы хотели бы дополнить позитивом. В конце концов, сколько снарядов упало на хутор под Троицким или на Приморском направлении — мы можем прочитать у любого коллективного Лысенко.

Редакции снилось, что на Приморском направлении «серая зона» постепенно закончилась, а наши опорные пункты уже в двух километрах от населённых пунктов под контролем НВФ — там перед самым перемирием шли жестокие стычки за коммуникации, «зелёнку» и передовые посты перед входом в застройку. Позиции «гибридов» уже в зоне действия АГС и крупнокалиберных пулемётов, обрабатываются миномётами и ЗУ-23\2.

Непонятно, к чему такие сны. Может, к дождю? Вообще, ситуация в «молодых республиках» достаточно тяжёлая — не помещается списочная численность в 400 км полосы ответственности. Оттуда списки потерь у таких легендарных подразделений, как «СПН Прокуратуры города Донецка», и слухи об уничтожении техники связистов в Ясиноватой, всплывающие спустя месяцы после событий. Отсюда перебежчики из 3-й бригады родом из Москвы, сдающиеся возле Широкой Балки и соловьями поющие на камеру о том, что «укропы сами разберутся и не нужно сюда ехать». Потому, что воевать трудно, людей мало, а в «республики» ссылают либо неудачников, либо карьеристов, выезжающих на чужих трупах.

Кстати, о птичках — в «МГБ ДНР» заявляют об арестах несовершеннолетних, якобы совершавших теракты в интересах ВСУ. В материалах дела подрыв военного автомобиля возле исполкома Ясиноватой, уничтожение микроавтобуса связистов с техникой из-за поребрика, личные автомобили военных, подрыв МТЛБ (правда, непонятно — это известный случай со «Стрелой-10» или новые факты). Против оккупантов развёрнута настоящая минная война в тылу, а ведь были ещё горящие цистерны, покушения на офицеров и подорванный комбриг.

Мы не знаем, работали ли эти подростки против «ДНР» или это имитация бурной деятельности, но потери противнику кто-то наносит. А так, на самом деле неважно, что там случилось, как и с третьим за полгода комбригом «Л/ДНР» — инсульт, отравление свинцом в организме или редкая болезнь на фоне приёма токсинов. Главное — результат.

И, вообще, россиянам нужно что-то делать с пропагандой — то водитель с лишним весом убил двух бойцов ФСБ и ДШБ, то дети год подрывали их в тактическом тылу двух корпусов. Чувствуем, скоро пойдут бабушки-убийцы и ночные горшки из окон.

На фронте же обе стороны, пользуясь уменьшением количества обстрелов и активности, занимаются вполне обыденными бытовыми делами: разбором завалов, постановкой мин, инженерным оснащением передовых позиций, куда трудно подвести тяжёлую технику во время острой фазы, проведением ротации. Горячими точками остаются Авдеевка и развязка ЯБП, трасса Мариуполь – Новоазовск, Саханка, Водяное; несколько контактов зафиксированы возле Марьинки и Троицкого — в основном тяжёлое пехотное, но есть пару эпизодов применения бронетехники и миномётов.

Есть 2 погибших, до 20 человек ранено. Подробно мы рассмотрим тактический уровень в следующих выпусках. Просто в качестве выводов — не ждите, что в ближайшее время заработает перемирие, конфликт чудесным образом разрешится, а очередные санкции ранним осенним утром 2016 года разрушат экономику России.

Это очень постепенный и болезненный для всех сторон процесс. Будут продолжаться война малых групп, обстрелы, блокада с обеих сторон, подрывы и смерти на изолированных блоках. Также обе стороны ждёт вечная нехватка финансов, техники и особенно людей.

Коллективный Путин, Сурков или кто там у них правит РФ довольно размеренно ведут финансовые дела и до последнего будут перекрываться девальвацией, сбережениями и пенсиями россиян — они до последнего будут делать ставку на то, что Украина упадёт раньше, а с Западом можно договориться.

Сохраняем дыхание — самый тяжёлый период почти позади, скоро дожди превратят грунт в кашу, спадёт «зелёнка» и станет полегче. Очередное лето под санкциями, со смертями комбригов и офицеров, когда «гибриды» могли бы за неделю дойти до Киева, но «нет приказа», завершилось. Впереди три килограмма грязи на берцах и подготовка к зиме.

Оставайтесь на связи и оставайтесь с нами.

Мы победим.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!