Mapping Media Freedom: как правильно считать агрессию против журналистов
Примечание редакции: публикуем материал наших партнёров InformNapalm, в котором можно узнать, как продавец арбузов может повлиять на уровень давления на прессу в нашей стране.
В продолжение темы исследований глобальных политических и информационных манипуляций статистическими сведениями OSINT-расследователи международного волонтёрского сообщества InformNapalm обратили внимание на отчет проекта Mapping Media Freedom про изучение уровня агрессии против журналистов в разных странах мира. Оказалось, что по данным этого отчёта в третьем квартале 2016 года Украина чуть ли не впереди планеты всей. Издание «Громадське» так и написало: «Україна на третьому місці в Європі за рівнем тиску на журналістів».
Нас обогнали Турция (зарегистрировано 114 случаев давления на прессу) и Россия (58) — у Украины «почётная» бронза (44). Казалось бы, ещё немного — и мы догоним Россию. Причём, судя по карте, представленной в докладе, ситуация у нас реально одна из худших в мире:
Инфографика: Mapping Media Freedom «замеряет свободу слова» по всей Европе.
Однако, если рассмотреть случаи отдельно, то к такому докладу и методу подачи информации возникают вопросы.
Каждый желающий может сообщить о притеснении и препятствовании работе журналиста, указав место, приложив описание случившегося и ссылки, подтверждающие эту историю. Проект собирает такие «случаи» и раз в квартал выдаёт отчёт. Текущий отчёт охватывал период с 1 июля до 30 сентября.
Отметим, одним из последних случаев по Украине стало выдворение из «ДНР» двух журналистов российского телеканала «Дождь». Так прямо и написали:
Ukraine: Two independent Russian TV reporters detained and expelled from Donetsk
А причём здесь Украина? Да, Донецк — это Украина, был, есть и будет. Но сейчас это временно оккупированные территории, на которых украинские власти никак не могут защитить журналистов. Так почему такие случаи в отчёте приписываются Украине?
Мы рассмотрим самые странные из 44 «украинских» случаев, упомянутых в отчёте за 3-й квартал 2016-го года.
Карта нарушений прав журналистов, по версии Mapping Media Freedom. У Украины 44 случая — «бронза» в общем зачёте.
Пожалуй, один из самых странных эпизодов из этого отчёта вот эта новость:
«12 вересня 2016. — Бойовики “ДНР” стверджують з посиланням на “дані власної розвідки”, що українські силовики начебто готують диверсантів під виглядом журналістів. У “ДНР” заявили, що будуть “виявляти і знищувати” так званих “українських диверсантів”».
Мало того, что речь снова идёт про события на оккупированной части Донбасса, так тут ещё и ссылаются на заявления Эдуарда Басурина, который уже два года «ловит» украинские ДРГ. В этот раз решил ловить «ДРГ из журналистов»? Какое отношение это имеет к работе журналистов и её ограничениям в Украине? Логики нет.
Или вот замечательный случай с рынка:
Ukraine/Україна: Fruit vendor yells explicit threats at ZIK TV journalist
Читаем, о чём речь:
«5 серпня 2016. — Журналіст телеканалу ZIK Олександр Івахнюк заявив, що 5 серпня йому у Києві під час рейду у мікрорайоні Позняки в Києві погрожував вбивством продавець кавунів у відповідь на питання про наявність дозволу на вуличну торгівлю і сертифікату на товар, повідомляє “Детектор медіа”».
Неспокойно не только на украинских базарах, но и в церковном плане:
«26 липня 2016 року. — Під час хресного ходу, який ішов з Борисполя, один з вірян Української православної церкви (Московського патріархату) накинувся на знімальну групу 24-го каналу», — повідомляє ТСН».
На украинских дорогах вообще беспредел:
«22 липня 2016 року. – У Сумах нетверезі учасники дорожньо-транспортної пригоди напали на знімальну групу місцевого телеканалу СТС, повідомляє сайт телеканалу». (ссылка)
«21 липня 2016 року. — Водій, що скоїв ДТП в Ужгороді, намагався вибити камеру журналіста сайту Mukachevo.net, повідомляє Інститут масової інформації. П’яний водій, за даними Mukachevo.net — працівник ДАІ, на машині протаранив огорожу дитячого садка». (ссылка)
Но кроме базаров и ДТП речь также идёт про ограничение работы журналистов в Интернете:
«11 липня 2016 року. — 11 липня зранку херсонський сайт “Гривня. Новий формат” піддавався DDoS-атаці, його робота була ускладнена, повідомив Херсон Онлайн». (ссылка)
Кто-то атакует какой-то безымянный сайт, а свободу слова ограничивают в Украине. А вдруг это был не DDoS, а технические проблемы?
«6 вересня 2016 року. — Невідомі здійснили хакерську атаку на сайт журналу “Український тиждень”, повідомляється на сайті видання. На сайті хакери розмістили пропагандистський матеріал антиукраїнського змісту. Відповідальність за злом взяла хакерська група “Берегині”». (ссылка)
Получается, российская хакерская группа блокирует работу украинского сайта, но свободу слова при этом ограничивают в Украине.
А теперь про очень неприятные вещи. В отчёте упоминаются убийства четырёх журналистов (именно в формулировке «were killed»), два случая относятся к Украине. Речь идёт про убийство Павла Шеремета и Александра Щетинина. И если в случае с Шереметом все ясно — это заказное убийство, то в случае с Щетининым речь, скорее всего, идёт про самоубийство. Стоило ли включать этот случай в отчёт? Вряд ли.
Карта по Германии. Там тоже неспокойно, но в отчёт это не попало.
Если провести поиск через фильтр на сайте Mapping Media Freedom, то не совсем ясно, как была получена графика из отчёта. Так, в Германии в 3-м квартале было зарегистрировано 4 случая ограничения работы журналистов, а в итоговом отчёте у Германии стоит «0». Проходят ли случаи пост-модерацию? Если да, то почему все украинские «случаи» попали в отчёт, а немецкие — нет?
Что такое пропаганда?
В итоге, опираясь на частично противоречивые данные, Mapping Media Freedom выдаёт отчёты о противодействии работе журналистов в Европе. Кстати, одним из co-founder этого проекта является Европейская Комиссия. В итоге наши СМИ с ужасом перепечатывают такие новости и создают искривлённую информационную реальность.
Скорее всего, красивые графики из таких отчётов пойдут гулять по кабинетам Брюсселя. И европейские эксперты будут с ужасом отмечать, что ситуация в Украине ещё больше ухудшилась. А потом будут рассказывать нашим журналистам в режиме off-the-records об «усталости европейцев» от Украины и внутренних проблемах. И кто-то получит очередной грант «на борьбу с языком вражды» или на улучшение условий работы журналистов. И деньги снова будут распилены на очередной «замеритель» уровня свободы слова или на красивый отчёт для Еврокомиссии. Деньги европейского налогоплательщика, как и украинского, никто из чиновников всё равно не считает.
Каждая такая история по отдельности не значит ничего, но в целом подобная подача информации только вредит украинской журналистике и украинскому обществу.
Источник: InformNapalm
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!