Перейти до основного вмісту

Полмира за Пальмиру. РФ втягивается в сухопутную войну в Сирии

Самое время готовить российского зрителя к полномасштабной сухопутной войне в Сирии. Ведь кто-то должен сей движ оплатить. #InformNapalm

Примечание редакции: публикуем материал наших партнёров InformNapalm об участии сухопутных войск России в сирийской кампании, а именно о взятии Пальмиры. Возможно, уже в этом году России придётся опять брать город штурмом – неспроста же за это даже отдельную медаль дают!    

Силы специальных операций РФ тайно проводили сухопутные операции в Сирии – репортаж об этом 11 декабря в программе «Вести недели с Дмитрием Киселевым» можно считать началом информационной подготовки российских граждан к официальному заявлению о проведении сухопутной операции.
После позорного поражения в Пальмире у РФ не остаётся выбора: авиация не способна бороться с мобильными группами боевиков, так что придётся втягиваться в войну и на суше.


«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…» В исполнении российской армии эта фраза звучала бы несколько иначе, ведь, похоже, Пальмиру россиянам придется брать ещё раз, может быть, даже в этом году. 

Предисловие

Пока весь мир смотрел, как российская авиация и Асад разрушают остатки Алеппо, в глубоком тылу, в районе Пальмиры, на прошлой неделе начался непонятный движ. Игиловцы начали целенаправленно работать по блокпостам на подступах к Пальмире.

Единой линии фронта с километрами траншей там нет, вся борьба проходит за контроль над теми или иными ключевыми точками, подъездами к дорогам, с которых можно контролировать другие дороги, и т.д. Несколько удачных операций с джихад-мобилями, когда наполненное взрывчаткой авто взрывает блок-пост, может поменять расстановку сил на фронте. В итоге на прошлой неделе ИГИЛ очень умело атаковал асадовцев под Пальмирой.

Кстати, про Пальмиру. Борьба там идет вокруг города Тадмор и господствующих над ним высот. Контроль над этим городом и районом позволяют спокойно чувствовать себя на авиабазе Т4 рядом с населенным пунктом Эт-Тияс (та самая, где сгорели российские вертолёты, хотя этого так никто и не признал). Контроль над этой базой отодвигает линию фронта от города Хомс и других населённых пунктов.

В марте 2016 года с использованием всей имеющейся авиации Пальмира была отбита у ИГИЛ. Даже такой маленький населённый пункт (в мирное время 50 тысяч человек) сирийская армия, «Хезболла» и российская армия отбивали долгие три недели. Кстати, в Пальмире впервые было официально признано наличие в Сирии российских спецназовцев: 24 марта официально сообщили о смерти 25-летнего лейтенанта ССО РФ Александра Прохоренко. «Военнослужащий геройски погиб, вызвав огонь на себя после того, как был обнаружен террористами и окружен…» (ссылка).

Погибшему дали Героя России, факт наземного участия упомянули вскользь, хотя фотографии с российской формой и документами на кириллице в тот период были популярны в твиттерах игиловцев.

28 марта 2016 года об освобождении Пальмиры было сообщено официально. А дальше в дело вступили телевизионщики. 5 мая на развалинах Пальмиры состоялся концерт с участием того самого Ролдугина.

Министерство обороны РФ учредило сразу две медали за эту операцию: «За освобождение Пальмиры» (вот тут осторожнее с терминами надо быть: не «взятие», а «освобождение») и «За разминирование Пальмиры». Казалось бы, рядовая операция, а сколько шума. В том же разминировании Пальмиры принимало участие несколько сотен или даже десятков людей, зачем же ради такого случая создавать отдельную медаль? Вопрос интересный и правильный, если исходить из того, что Пальмиру больше не сдадут.  Однако если Пальмиру «освобождать» и «разминировать» раз в год, то получится очень даже популярная боевая награда. Кто-то сможет стать кавалером дважды, а то и трижды.

Впрочем, телевизионщики скоро уехали, красивая картинка осталась в прошлом, начались суровые будни. Оказалось, что двигаться дальше от Пальмиры на восток особо некуда: ИГИЛ или уже был очень близко, или оказывался близко в результате пары удачных атак.

Для охраны и контроля города и подъездов к нему требовались такие силы, каких у режима Асада за пять лет войны уже просто не осталось. Какое-то время минимальными силами натиск ИГИЛ удавалось сдерживать. Но во время операции по взятию (или освобождению) Алеппо большая часть боеспособных частей была перекинута туда. В пальмирском тылу активности боевиков, видимо, не ожидали вообще, потому что достаточных сил для обороны не оставили. 

Будни войны

В итоге первые тревожные звоночки прозвучали 8 декабря. Уже 9-го появились первые видео с атаками игиловцев и отступающими с блок-постов асадовцами.

Захваченный блок-пост:

Обстрел отступающих:

Уже утром и днем 10 декабря проасадовские источники сообщали о боях на подступах к городу, а игиловцы рассказывали об уличных боях в самом Тадморе и Пальмире. Стало понятно, что ситуация накалилась. Истеричные заявления шли потоком с обеих сторон, правда, пока без каких-либо доказательств: их надо было подождать ещё пару часов. Под вечер 10 декабря нервы у редакторов BBC не выдержали, и они написали о сдаче города ИГИЛ. Хотя эту новость некоторые посчитали фейковой.

Вечером и ночью 10 декабря появилась информация о работе по ИГИЛ российской авиации – якобы в бой брошен даже Ту-95. Видимо, авиацию действительно использовали, правда, неясно, почему так поздно и почему ночью. Чтобы понять тактику боёв, можно посмотреть эти видео. Примерно так выглядит линия фронта в Сирии:

Применение авиации против такой линии фронта – напрасная трата ресурсов. Силы боевиков – блуждающие банды на пикапах, хорошо вооружённые стрелковым оружием, мобильная пехота, редко в кадры попадают захваченные у сирийской армии танки. Работать против такой армии могут только силы спецназа, постепенно отрезающие пути снабжения и зачищающие одну группировку за другой. Процесс это долгий, и для него нужно много профессиональной пехоты. Где бы её взять? Мы, кажется, знаем.

Ночью с 10 на 11 декабря Twitter был полон рассказов о том, что ИГИЛ после бомбардировок отступил, а его конвои разбиты, но утром 11-го исламисты начали выкладывать первые видео из самой Пальмиры-Тадмора. Уставшая сирийская армия была выбита из города.

Кстати, если перечитать новости об этой операции, обнаружится, что сначала речь шла о нескольких сотнях исламистов (самое близкое к реальности число), потом их число выросло до тысячи, потом – до двух. Последняя версия описывает группировку ИГИЛ численностью до 4 тысяч человек. Видимо, проиграть такой «армии» уже не зазорно, поэтому в СМИ начала активно разгоняться именно эта цифра. Рассказывают даже о спецоперации американцев, которые якобы не могли не заметить такое массовое перемещение войск, так что речь вполне может идти об извечном «американском заговоре против России»…

Вскоре потерю города признали и официальные сирийские власти – после того как игиловцы выложили немало  фотографий трофеев, трупов и следов российского присутствия. Отметим, что в Пальмире был большой опорный пункт российских войск, за последние 9 месяцев там наделали селфи десятки российских солдат. Теперь на этих же местах снимают видео исламисты. Смешно получилось: 

А вот российская техника

 Игиловцы осматривают брошенные танки

 Игиловские «шахтеры» отбили танки у российских и сирийских регулярных войск 

 ИГИЛ подходит к воротам военной базы и читает надписи на российском КПП

Издалека виднеется надпись на российском блок-посту

 Теперь даже русскоязычные игиловцы знают, что они захватили 
 
Первые трофеи ИГИЛ 

Теперь у ИГИЛ есть свой БМП-97 «Выстрел» – прямо как в «ЛНР»

Игиловцы постепенно начали выкладывать фото со всего города и окрестностей. Сирийская армия город сдала, оставив технику и склады. 

Итоги

Буквально за несколько дней поражение в Пальмире затмило приближающуюся в Алеппо победу россиян. То, что начиналось как маленькая победоносная операция, стало затяжной военной кампанией.

Пальмиру захватили для красивой картинки, использовали её в пропагандистских материалах, но потом оказалось, что защищать город некому. И одна из очередных атак ИГИЛ, проведённая в неудобное для армии Асада время, вдруг дала свои плоды. Россияне, размещённые в Пальмире, видимо, сразу поняли серьёзность положения. Было принято решение не делать из Пальмиры очередного Сталинграда, и ВС РФ вместе с остатками сирийского гарнизона покинули город.

Что дальше? Рано или поздно Пальмиру придётся отвоёвывать опять, иначе проблемы начнутся уже на аэродроме Т4. Или надо официально признать, что сил контролировать эту территорию нет. Но как тогда быть с уже сыгранным концертом Ролдугина?..

Как бы то ни было, но именно вечером 11 декабря Дмитрий Киселев впервые показал, как российские ССО работают в Сирии (с 45:37):

Это ведь официальное признание участия сухопутных войск России в сирийской кампании. Или это просто совпадение, что такой репортаж решили запустить именно после падения Пальмиры? Мы думаем, что российского зрителя готовят к полномасштабной сухопутной операции.

Источник: InformNapalm

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!