Тяжёлый развод
Раскол «Оппоблока» обретает всё более и более ясные очертания. С одной стороны останутся Лёвочкин, Бойко и Фирташ. С другой стороны останется вечно непотопляемый Ахметов. И пропасть уже так широка, что беготня Новинского с криками «Ребята, давайте жить дружно!» мало кого интересует. Интересно, жалеет ли Новинский, что его коГОтоК увяз в 25% «Метинвеста»?
Идеологически раскол, как несложно заметить, идёт по линии отношения к основным средствам производства и нормативной документации. Душа Кощея-Ахметова спрятана в физике и в географии. В ЛЭП и в электростанциях, в станциях подхвата, в тарифных справочниках «Укрзализныци», в заводах и шахтах, в самом формате существования украинских госпредприятий. В законе производства и потребления электроэнергии, в конце-то концов, ведь электроэнергию дороже сберегать, чем генерировать, и непросто сбросить её излишки, если вдруг такие есть.
Монополия Ахметова сидит в людях – пока есть пиковое потребление электроэнергии, а двухтарифные счётчики только (в лучшем случае) в одном из двадцати домохозяйств района – Ахметов живёт и здравствует. Потому как маневрирование ядерными энергоблоками для покрытия пиковых запросов это последнее, что нам хотелось бы видеть в украинской энергетике. Веерные отключения по вечерам – тоже штука не из приятных, для любого из предприятий с непрерывным техпроцессом.
Всё это значит, что бизнес-империю Ахметова нельзя отменить одним указом. Хотя кислород «ДТЭК» и «Метинвесту» можно нормально перекрыть, просто поставив Ахметова в общие со всеми условия. Уж не говоря обо всех остальных сегментах СКМ.
Но вернёмся к делу.
Прибыль Фирташа (и, как следствие, Лёвочкина) и в меньшей степени Бойко – это почти чистый схематоз. Вышки и газовые посредники, кредиты под госгарантии на распил или льготные кредиты Газпромбанка одновременно со льготной ценой на газ. О том, из чего состоит империя Фирташа, хорошо написал Бильд – это просто перекачка денег российского бюджета в карман прокладки по имени Дмитрий Васильевич. Вся монополия фирташей рассасывается в тот момент, когда они теряют власть – их можно убрать одним указом или одним назначением в госкомпанию. В нашей стране даже это сделать бывает очень непросто (кофе идешь пить?), но это всё равно намного легче, чем модернизировать по щелчку энергосистему страны и поменять уклад жизни миллионов людей.
Несмотря на столь глубокое (да, это сарказм) идеологическое противоречие, ребята отлично жили в режиме заклятых друзей продолжительное время. И жили бы дальше, но, по слухам, им в компаньоны настоятельно предложили кума одного президента из СНГ. И даже вроде как с пересмотром долей, чтобы кум себя чувствовал комфортно. А Ахметов меняет доли только на реальные активы, к которым Медведчука отнести можно с большим трудом.
Так это или нет, но по кулуарам поползли слухи о стремительном разводе.
Ахметов резко начал отруливать в сторону. Ляшко начал вести беглый огонь по Тимошенко.
И тут встал вопрос раздела активов.
Как вы помните, ныне Почётный Ильичевец господин Ляшко строил свою карьеру в пуле «антикоррупционных активов» и прочих «новых лиц» господина Лёвочкина (да, в том же самом, где были, например, Найем и Кличко).
Ляшко, собственно, даже не пытается своё сотрудничество с Лёвочкиным скрывать. Он открыто говорил, что, например, кандидатура Мельничука (третий номер РПЛ) была на последних выборах включена в список РПЛ по квоте Лёвочкина. Сделано это было, чтобы попасть на рейтинговый Интер. До войны Ляшко вместе с Игорем Шуваловым старательно надували рейтинг Лёвочкина на шоу Савика Шустера. О чём признался сам Шустер, открыто заявив, что приглашал он на шоу Ляшко по «настоятельной» просьбе главы АП Януковича господина Лёвочкина. За это Ляшко мочил тогдашнюю оппозицию Януковича, а до этого Ющенко и конкурентов Лёвочкина по «ПР».
Однако сотрудничество было и до того как Янукович стал президентом, а Лёвочкин стал главой АП.
Смотрите, какое видео. Тут полное комбо – опубликовал Найем, шоу было у Шустера, Парубий борол Ляшка.
Вот такая вот «Свобода слова», как сказал Олег Валерьевич.
На Интере, кстати, сложился по итогу интересный пул. Причём ничуть не удивительный. Дмитрий Корчинский (посотрудничав с Витренко-старшей и Дугиным ) тесно задружился с Егором Бенкендорфом, который в итоге возглавит Интер (сейчас гендир на 112). Фирташ на пару с российским «ОРТ» владел Интером. Лёвочкин раскручивал на Интере своих спикеров, одним из которых был Ляшко. Корчинский лично пиарил Ляшко. Ну, как пиарил. Как умеет пиарить Корчинский – то есть примерно так, как сейчас он Киву пиарит. Просто Кива у Корчинского это такой Муссолини, а Ляшко у Корчинского вместе с Femen (помните таких?) должен был сформировать двухпартийную систему в Украине. Вам смешно, а пипл хавал. Собственно, того же Киву на 112, куда переехал Бенкендорф, хавал тоже.
Вся эта тесная дружба вылилась в то, что Оксана Корчинская тоже стала депутатом РПЛ.
Однако в последние полтора года Ляшко немного переобулся (что, кстати, вызвало неудовольствие не только Мельничука, но и, например, Корчинской). Особенно сильно процесс переобувания пошёл в январе, когда и поползли слухи про развод, а в Авдеевку начало прилетать.
Славное посещение всех заводов Метинвеста, электростанций ДТЭК и «активов» Смарт-Холдинга не могло не вызывать вопросов. Почётный Ильичевец достаточно тесно связал себя с Ахметовым. А сам Ахметов стратегически смирился (мы надеемся) с тем, что больше власть качать не стоит.
При неизбежном разводе внутри «Оппоблока» должен был пойти слив отколовшегося проекта Ляшко. Точно так же, как медийный пул Лёвочкина в своё время отработал по Мустафе Найему, так же должны были отработать и по Ляшко (а через него по Ахметову).
Однако слив Ляшко не был первоочередной задачей. Первоочередной задачей в формате раскола «Оппоблока» был бы удар по Ахметову и, по возможности, экономике Украины. Сложно сказать, проводили этот удар в формате «принуждения к сотрудничеству» или в формате «так не доставайся же ты никому». У политиков всегда есть план Б, как сказал недавно одному из авторов один замминистра, касательно одной из системных государственных реформ. И этот план Б иногда является планом А.
Удары по Ахметову были понятны, предсказуемы и пошли в чётком синхроне.
Произошло внезапное обострение под Авдеевкой, когда боевики поочередно перебили все энерговводы Авдеевского коксохима. Особенно смешно выглядели попытки российской пропаганды сначала сказать, что Авдеевка находится на оккупированной территории, а потом переложить ответственность за обострение на Украину.
Уже тогда авторы предположили, что это формат давления Кремля на Ахметова с целью удержать его в «Оппоблоке» и принять в себя немного Медведчука. Многие тогда возразили, что чем пытаться выбомбить предприятие на украинской территории (кладя в землю роты коколченцев, отпускников, руки Гиви и его комполков), намного легче было бы остановить предприятия Ахметова на оккупированной территории. Однако цель Кремля была именно в том, чтобы остановить предприятия на украинской территории, а на оккупированной отжать под своих миньонов и оставить работать, перестроить схемы сбыта.
Мы уже давно обрисовали глобальную цель Кремля (в случае реализации Кремлём концепции создания из Донбасса долгосрочного «Приднестровья-2»). Цель эта состоит в том, чтобы максимально снять нагрузку «дыры» на бюджет РФ и запустить в «ДЛНР» собственную экономику за счёт собственных мощностей оккупированных территорий.
Именно потому сначала в «ДЛНР» заявили о грядущем переподчинении налоговых агентов (то есть предприятия должны будут платить налоги только в «ДЛНР», иначе «национализация», то есть отжим). Как вы понимаете, «ДНР» не имеет никакого отношения к «ЛНР», и если какие-то решения там принимаются синхронно, то это реализация отмашек Кремля. Ну а потом Кремль заявил о временном (нет ничего более постоянного) признании документов ОРДЛО наравне с украинскими, сигнализируя всем миньонам о том, что новому Приднестровью быть.
Судя по всему, Ахметов уперся рогом и отжиматься на кремлёвском плацу добровольно отказался. Конфликт перешел в острую стадию не только на передовой, но и под киевскими коврами.
Сейчас встает Енакиевский МЗ (значит, по идее, и Макеевский МЗ). Об остановке сообщает «Краснодонуголь», производитель коксующихся углей. Официальная причина – блокада. Ага, блокада одной железнодорожной линии остановила крупнейшего в мире производителя квадратной заготовки и одновременно крупнейшего производителя коксующихся углей «Ж» и «К» в Украине. Никак нельзя было перенаправить потоки. Семьон, судя по всему, провёл глубокий системный анализ логистических потоков «Метинвеста», чтобы ударить точно в сопло. Хотя, может быть, это сделал Парасюк.
Сложно сказать, чем в таком случае является блокада Насиння.
Это может быть игрой Ахметова, с целью переложить ответственность за остановку производств с себя на «фашиствующих молодчиков» Украины и абстрактные «боевые действия». Не Ахметов отказался платить налоги «народу Домбаса», это Украина всё сломала опять. Очередной этап (последний?) ахметовского «хватить бомбить Донбасс», «уберите радикалов» и мы договоримся.
Это может быть точно такой же игрой уже Кремля в перекладывание ответственности – это не россияне и руководство ОРДЛО отжали у Ахметова заводы и они встали, это Украина всё сломала.
Это может быть дополнительным этапом давления на Ахметова со стороны Кремля\Лёвочикна\Фирташа. Обстрелы, национализация и блокада. Тоже логично.
Это может быть собственной игрой Семьона. Семьон как никто ощущает в мутной воде спрос на свой интерес, который можно потом продать кому угодно. Вчера в ДОДА, сегодня на железке – почему бы и нет, если над головой висит срок.
Это может быть игрой Коломойского, который давно и сильно старается поджать Ахметова. Вдвойне сильно старается, потому что поджимают и самого Беню.
Это может быть тончайшей игрой Банковой, заинтересованной ослабить Ахметова чужими руками с целью окончательно выбить у него из рук все рычаги и вынудить принести вассальную присягу Киеву. Однако при таком количестве интересантов думается, что Банковая занялась своим любимым делом – ничего не делать, ожидая, пока коленопреклонённый труп Ахметова вынесет на отмель возле Печерских холмов.
В любом случае отжимная национализация предприятий Ахметова на оккупированной территории для него тяжёлый удар, хоть с разрывом технологических цепочек, хоть без. То, что отжато, не впишешь в капитализацию. А, значит, опять может начаться свистопляска с кредитами и рейтингами, которую только-только удалось разрулить.
Тому же Новинскому пришлось вывести из состава «Смарт холдинга» АО «Балаклавское рудоуправление» в Крыму после оккупации, которое занималось производством известняков для металлургии. Новинский, конечно, просто переложил предприятие в другой карман, но из холдинга пришлось вывести и из капитализации вычесть. Иначе санкции и привет.
И всё это на фоне того, что Захарченко открыто заявил о том, что собирается стартануть работу фирташевского «Стирола». «Стиролу», судя по всему, блокада не мешает, не ту колею, видимо, перекрыли.
И вот тут всплывает господин Артеменко со своим «мирным планом». Очень вовремя.
Господин Артеменко – депутат от РПЛ.
NYT пишет статью, в которой заявляет, что господин Артеменко через друга Трампа Феликса Сэйтера и его юриста Майкла Коэна предлагает советнику Трампа Флинну план снятия санкций с РФ. Причём этот план согласован с советником Путина (кто сказал Сурков?), и, кроме того, Артеменко передал компромат на Порошенко (судя по всему, именно позиция Порошенко мешает «снятию санкций»).
Сам Майкл Флинн был 20 января (день инаугурации) назначен советником Трампа по национальной безопасности, однако уже 13 февраля улетел в отставку за связи с Россией. То есть какая-то работа с ним, очевидно, велась через Артеменко, но уже к 13 февраля стало понятно, что эта работа провалена. Возможно, стало понятно, что план уплывет в американские СМИ (прецеденты уже бывали) и сливать придётся не только Артеменко. И кто-то явно включил комсомольский режим – «если не можешь преодолеть процесс, надо его возглавить».
Как уже было сказано, удар Лёвочкина по Ляшко в рамках развода с Ахметовым был ожидаем. А лучшего «плана Б» представить себе сложно. Может, он и был основным.
И тут очень странным (или логичным) кажется поведение господина Артеменко. Дорогая редакция бы на месте Артеменко уже на день Святого Валентина каталась бы в районе Байкала, чтобы потом можно было сказать что «утонул я, дорогие, кокаина перенюхал и утонул, даже тела не нашли». Опять же, прецеденты есть, а нет тела – нет дела. В крайнем случае надо было сидеть в Боготе и стирать отпечатки кислотой, выбирая новый цвет глаз. Теоретически можно было бы к детям в США или в Канаду, но тут договориться сложнее, чем вариант с Байкалом, хотя тоже можно.
Но ничего такого не происходит. Господин Артеменко спокойно себе сидит в Украине (где прокуратура уже крутила тестикулы депутатам от РПЛ в прямом эфире) и как только всплывает статья на NYТ, Артеменко тут же стартует раздавать пачками интервью. Не раздумывает, не сомневается, не консультируется, не пропадает в никуда.
Спокойно, прямо и чётко прёт на интервью в Страну.UA
И так прямо всё и говорит.
Да, я из РПЛ.
Да, согласовал план с Путиным.
Да, согласовал отмену санкций с Ляшко.
Да, передал компромат на Порошенко.
Да, от Наливайченко.
А вот Манафорта не было, совсем не было, вообще его не знаю.
Джинсовый пул тут же взрывается серией заказух с заголовками «У Ляшко предложили снять санкции с Путина».
Проведён фактически единственный вариант более-менее эффективного удара по Ляшко и его патриотическому рейтингу. Никакой компромат на Ляшко после памятного видео про Борю бы эффекта не имел. Никакие данные о коррупции никому не интересны – электорат Ляшко благополучно проигнорировал его особняк рядом с Клюевым.
На фоне предыдущей отработки по Ахметову и блокады, всё выглядит чётко скользящим по таймингу. Не исключено, что источники NYT были не из США, а из Киева или Москвы. Уж больно вовремя.
Ляшко ожидаемо говорит, что вообще не в курсе действий Артеменко, что его надо лишить мандата, а ГПУ спускает на Артемона своих гончих. Последнего всё происходящее ни капли не пугает, как будто он Медведчук какой-то. Артеменко однозначно будет пытаться играть свою игру, если шею не свернет.
Что в итоге?
Неплохая игра по стреноживанию Ахметова, который не имеет собственного политического проекта (в случае выхода из «Оппоблока»). Под ударом бизнес, под ударом перспективы, под ударом спонсируемые политические проекты. Ахметов снова законная цель и пул Бени не упустит возможности взять своё.
Весь вопрос в том, кто станет бенефициаром этой атаки?
Можно предположить, что пока ведёт Банковая. Ляшко уже заявил о том, что возвращается в коалицию. Это не спонтанное решение – подобное обсуждалось уже давно, включая конкретные министерские должности. Лишние голоса от РПЛ дадут президенту больше свободы под куполом. А, может, с чем чёрт не шутит, и премьера.
Аналогично плюсом для Банковой идёт и повышенная покладистость Ахметова, который в базовом состоянии очень сложный игрок, а иногда и вообще кровавый мудила.
Однако удар по экономике Украины (как следствие от удара по собственности Ахметова) может быть вполне ощутимым и Кремль с Лёвочкиным отыграют свое скачками курса и общей нестабильностью, от которой электорат изрядно устал.
Вполне возможно, тот же Артеменко сможет действительно стать компромиссной фигурой, за которой начнётся объединение групп Лёвочкин-Бойко-Фирташ, Наливайченко-Тимошенко и Медведчук-Кум. Или его убьют «фашиствующие молодчики», а Медведчук натянет его шкуру на предвыборный стяг.
Кроме того, есть ряд аспектов.
Как мы видим по происходящим событиям, чисто силовой протест пока не запускается (смешно будет, если до вечера наши слова опровергнет реальность). Условный Корчинский держится в тени, в расход идут безусловные Коханивские, причём идут без всякого толка.
Мы видим, как сливы компромата не трогают вообще никого, даже людей, которые рядились в одежды, что были белее снега. Всем плевать.
Очевидно, что кукловодам украинской политики нужны новые методы.
Мы видим, как формируется иной вид раскачки, формирование сложных систем подачи компромата. Это новый вид атак – гибридные удары по украинскому политическому балансу через западные СМИ и коррумпированных американских игроков. Впрочем, можно смотреть на это как на удары через украинских опинион-мейкеров и истеблишмента по американским целям. К конце-то концов и Манафорт, и Флинн фигуры куда как покрупней, чем Ляшко и Артеменко.
Опять же, по времени странно совпало и решение австрийского суда о снятии безусловного запрета на экстрадицию Фирташа. Впрочем, Фирташ, как мы помним, сильный игрок и его уже арестовали по запросу испанской прокуратуры (есть предположение, что это игра фирташевских юристов по затягиванию дела). Кроме того, суд не постановил экстрадировать Фирташа, а разрешил это сделать в теории и переложил всю ответственность на министра юстиции Австрии.
Противники наносят друг по другу такие плотные серии ударов, что уже сложно сказать, кто же по кому бьет и какие цели преследует.
Даже простое описание ситуации уводит нас в бесконечное поле предположений.
На этом и закончим наш сегодняшний обзор.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!