Перейти к основному содержанию

«Волынская резня» и пропаганда

Прежде всего, хочу начать с упоминания о нескольких общеизвестных, но часто забываемых истинах. Во-первых, никакой правды, одинаковой для всех, не существует, есть лишь позиция говорящего, «факты не существуют, есть только интерпретации» (С).

Сергей Басаревич

Прежде всего, хочу начать с упоминания о нескольких общеизвестных, но часто забываемых истинах. Во-первых, никакой правды, одинаковой для всех, не существует, есть лишь позиция говорящего, «факты не существуют, есть только интерпретации» (С). Во-вторых, если в СМИ поднимается то, что называется «резонансом», или если государственные деятели делают громкие заявления, или если вообще происходит что-то новое и необычное, то, очевидно, вряд ли это происходит просто так.

В ряде случаев интерпретация фактов возможна только определённым образом, и всякий, кто осмелится пререкаться, будет немедленно публично выпорот. Недавние неосторожные высказывания польского министра образования Анны Залевской и последовавшая реакция – тому яркое подтверждение. В случае интерпретации событий на Волыни 1942-1943 годов, к счастью, ситуация ещё не зашла так далеко, но уже имеется ряд тревожных сигналов. И признание сеймом «геноцида поляков» – это очень тревожный сигнал. В общем, если с украинской стороны не будут предприняты энергичные контрмеры, то деятели национального сопротивления ХХ века будут поставлены в один ряд с персонажами третьего рейха. И сама идея украинской государственности будет в очередной раз дискредитирована.

Но дело даже не в этом. А в том, что в Польше существуют и весьма распространены реваншистские настроения и ностальгия о потерянных «восточных окраинах». Пока ещё на бытовом уровне, в маргинальной среде, они редко просачиваются в публичную плоскость. Но деятельность организаций вроде «Реституции Кресов», готовящих иски по возврату недвижимости, принадлежавшей полякам до Второй мировой, – это ещё один тревожный сигнал. Иными словами, нам не стоит терять бдительности в отношениях с ещё одним «братским народом». Потому что российская агрессия против Украины тоже начиналась с уверений в дружбе и любви и с упреков в национализме. Я позволю себе высказать предположение, что сейчас происходит подготовка к территориальным и имущественным претензиям со стороны Польши, которые могут быть воплощены в жизнь в случае дальнейшего ослабления нашего государства. А могут быть и не воплощены, если государство или общество проявит должную реакцию.

То есть нам совершенно необходима собственная однозначная и безупречная интерпретация фактов, имевших место на Волыни в середине прошлого века. И для того чтобы такая интерпретация стала действенным инструментом в борьбе с потенциальной агрессией, необходимо использовать главный приём всех продавцов, желающих продать как можно больше своего товара, — частоту повторений рекламного объявления. Именно с помощью этого приёма была достигнута упомянутая выше ситуация, в которую попала незадачливая пани Залевская. Так было и с печально известным победобесием в РФ и со многими другими вещами. Им же пользуются и поляки, ставящие, помимо всего прочего, многочисленные памятники-рекламы «жертвам ОУН». Так продвигаются идеи в массы.

Когда конфликт происходит где-то далеко или происходил давно, трудно бывает разобраться, кто «хороший», а кто «плохой». За кого, например, надо болеть в Турции, за авторитарного Эрдогана или за непонятных военных? Я, вот, не знаю. Задача, с которой вполне успешно справляется «Russia Today» в Западной Европе, заключается в том, чтобы европейский обыватель стал болеть за Россию. Человек, не погруженный в описываемую реальность, может мыслить только схематически. Западноевропейский обыватель будет пытаться интерпретировать украинские события в привычных ему моделях. «Russia Today» весьма успешно предлагает ему схему «антифашисты против фашистов», и эта схема понемногу вытесняет официальную «антидемократы против демократов». Задача, которую необходимо решить Украине «на внешнем рынке», состоит в выборе и постоянной трансляции своей универсальной пропагандистской схемы, простой, понятной и укладывающейся в рамки «европейских ценностей».

С незапамятных времён существуют два важных пропагандистских приёма: демонизация и героизация, которые отражают примитивную концепцию борьбы добра со злом. Такая двухвалентная логика из средневекового сознания перекочевала в современное, с тем отличием, что место дьявола и чертей прочно заняли Гитлер с компанией, а на месте абсолютного добра мы имеем День победы с православием в России и права человека, демократию и политкорректность на Западе. Россияне и поляки демонизируют УПА и героизируют Красную армию и Армию Крайову, преследуя свои интересы. И эти интересы противоречат нашим. Что мы можем этому противопоставить? Очевидно, что героизация УПА не вписывается в «европейские ценности» и годится только для внутреннего рынка, и то, далеко не на всей территории Украины.

Здесь я предлагаю всем желающим присоединиться к дискуссии. Со своей же стороны предлагаю следующее. Одним из возможных вариантов для пропагандистской схемы может быть «антиколониализм против колониализма». То есть колониализм должен быть демонизирован всеми возможными способами, вспомнить надо всё: от геноцида африканцев до разрушения цивилизаций Мезоамерики, а Кортеса и Писсаро надо обозвать нацистами XVI века. И лучшей интерпретацией волынских событий 1940-х годов в рамках этой логики могла бы стать борьба с колониализмом. То есть мы должны утверждать, что:

- «Волынская резня» совершенно произвольно вырвана из исторического контекста многовековых и трагических взаимоотношений украинского и польского народов;

- Колониализм – это величайшее зло в истории человечества наряду с фашизмом и расизмом;

- Украинцы – это, безусловно, жертвы польского (и российского) колониализма, события 1942-43 гг. произошли на украинской земле и были ответной реакцией на колонизацию;

- Поляки сами не раз становились жертвами немецкого и российского колониализмов. И Львов – такой же польский город, как Данциг – немецкий.

- И вообще, давайте жить дружно.

Я полагаю, что инициатива народного депутата О. Мусия об установлении дня памяти жертв польского геноцида была хоть и искренней, но контрпродуктивной, поскольку доказать, что такой геноцид когда-либо имел место, не получится. Но кто сможет возразить, когда речь зайдёт о жертвах польского колониализма? Да ещё, если начать считать с XIV века? А что можно возразить тому, что Волынь и Галичина были присоединены к Польше в 1919-1920 гг. в результате военной агрессии? И потому все имущественные права поляков в Украине приобретены незаконно.

В любом случае Польша – это ценный союзник Украины, и не стоит её сильно раздражать. Но, если когда-нибудь Интермариум станет реальностью, надо быть готовым к тому, чтобы не дать братьям-полякам снова залезть себе на голову.

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.