Болото в пустыне
Разберёмся, что же произошло в инфополе за последнюю неделю.
Отбросим сразу экономику, потому как рассуждать о будущем Украины до презентации новой налоговой реформы бессмысленно и беспощадно. Мы беспощадны только к олигархам, а не к своим читателям.
Выводы Кристин Лагард о наших реформах тоже оставим в стороне. Это соотечественникам Кристин могла сказать, что им стоит пересесть на велосипеды, если французские цены на бензин им не по карману, а в МВФ она человек подневольный. Диапазон допустимых спичей у неё весьма ограничен, что написали большие дяди, то и повторила. Проще говоря, ей дали бумажку с надписью «хвалить нельзя одобрять», а запятую разрешили ставить, где угодно. Всем адептам зрады, которые уже успели разок передёрнуть затвор при чтении этого абзаца, советую понять, что реформы с нашим народонаселением на годы и десятилетия, а кредит от МВФ нам нужен в ближайшие несколько месяцев.
Рассуждать о нынешнем экономическом состоянии нашей страны лучше, глядя на падение промышленного производства. Впрочем, если посмотреть на этот параметр пристально, то рассуждать совсем не хочется, а хочется завернуться в саван и ползти на кладбище. Опять же для адептов зрады замечу, что когда Россия решила гибридно повоевать с Украиной, печальный конец для нашей промышленности, ориентированной на Россию, стал неизбежен. А становление промышленности, ориентированной на Европу, слабо вероятно, хотя бы до тех пор, пока нет цифр новых налогов.
Ввиду того, что экономические картины родных берёз, осин и смерек выглядят удручающе, а политический конфликт ставит крест на реформах (или перспектива реформ ставит крест на политическом единении), украинская аудитория ударилась в сладкие мечтания.
Причиной для этих мечтаний стали два информсобытия.
Событие первое – «конституционный переворот» в «ДНР». Редакция придерживается мнения, что арест Александрова и казус Пургина – это цепочка случайных событий, решающую роль в которых играл не коварный замысел и не хитрый план, а банальный алкогольный делирий и неуёмная гордыня тех, кто ещё вчера был никем.
Но даже если предположить, что дискредитация Пургина посредством давления на Александрова была тщательно спланированной провокацией, это не есть, то есть сказать, переворот, это данный этап, так называемая борьба нанайских мальчиков, читай, борьба менеджеров за откат. Смена Пургина на Пушилина, или Пушилина на Ходаковского, или Захарченко на Ходаковского не способна изменить «государственную политику ДНР» по причине отсутствия у «ДНР» государственности. Это просто проект Кремля, и какие там будут менеджеры заслонять для общественного взора теневых кураторов, совершенно неважно.
Соответственно, «государственный переворот в ДНР» – это не более чем инфошум, который какая-то из башен Кремля загоняет в мировое информационное пространство со своими целями, направленными на внутрироссийскую конфронтацию. Реализация через «Анонимный интернационал» устаревшего компромата на «лидеров ДНР» укладывается, по мнению редакции, в ту же самую логику.
Второе информсобытие, вызвавшее необъяснимый подъём настроения у украинской публики, было связано с тем, что в Сирии были замечены российские войска, которых усы Пескова сразу же перевели в категорию «ихтамнетов».
Прежде чем приступить к разбору сирийской карты Кремля, хотелось бы отметить пару моментов. До того как начался массированный инфовброс, Россия весьма успешно и уверенно поставляла технику и военспецов Сирии, плавала через Босфор в Тартус десантными кораблями на глазах у Турции и всячески поддерживала Асада на международной дипломатической арене. В конце концов, после того как конфликт в Сирии перешёл к методам старичка Саддама и Асад начал использовать химическое оружие против своих граждан в пригородах Дамаска, именно Россия удержала международную коалицию от окончательного решения «сирийского вопроса».
Второй момент – разворачивание инфовброса началось с российских и сирийских проправительственных информационных площадок. Сначала видео с российской техникой и переговорами предположительно российских военспецов или обычных военных появилось на сирийском телеканале. И тут же ожидаемо было растиражировано мировой прессой. Потом с российских форумов полетели скриншоты о «командировках в Сирию», Песков заявил, что «ихтамнет», а потом подоспели и фото, в тиражировании которых приняли участие и прокремлевские блогеры. В связи с фотографиями хотелось бы заметить, что выйти в интернет из Латакии несколько сложней, чем из Тореза, поскольку Сирия весьма жёстко контролирует интернет на территории страны. А число особистов в по-настоящему зарубежных вояжах армейцев просто зашкаливает. Во всяком случае, до начала инфовброса особистам как-то удавалось держать солдатиков в узде.
В общем, Кремль, если не сам поспособствовал сливу информации, то, как минимум, не предпринял никаких усилий для купирования и недопущения утечки информации.
В украинском инфополе сообщения о вояже в Сирию наложились на сообщения о «государственном перевороте» в «ДНР», отчего у многих сложилась картинка, которая редакции кажется если не ошибочной, то уж излишне оптимистичной.
Участие российских войск в войне в Сирии многие восприняли как попытку Кремля понравиться Западу, найти новые переговорные точки, а смена Пургина на Пушилина – как попытку показать договороспособность в вопросе «Д/ЛНР». Проще говоря, многие решили, что Путин слил, и сейчас Украине вернут Донбасс на блюдечке, а боевиков сбросят в шлюзы Сирию.
Однако в этом случае Кремль должен был заранее получить негласный мандат на расширение своей операции в Сирии. Ну такой же, какой у него был до этого, когда страны Запада закрывали глаза на российское присутствие в Сирии, только предполагающий больше степеней свободы.
Здесь, как вы видите, мы ступаем на зыбкую почву предположений.
Скорее всего, никакого такого мандата у Кремля нет. Более того, есть предположение, что Кремль вообще не уведомил ни США, ни ЕС о своих действиях или, если быть точным, уведомил посредством контролируемого инфовброса. Подобное предположение возникло, когда Госсекретарь Керри предостерёг РФ от наращивания своего присутствия в Сирии. Беспокойство Керри и американского истеблишмента можно понять.
Наличие мандата или договорённостей позволяет провести разграничение территорий влияния, сортировку зон ответственности, договориться о контроле неба, прохождении колонн, снабжении и о куче других важных вещей. В случае если этого не сделать, авиация международной коалиции будет бомбить любые показавшиеся им подозрительные колонны, появившиеся в их зоне ответственности. А также будет накрывать их артударами и ракетными налётами, нацеливать на вражеские расположения свои ДРГ. ВС РФ, соответственно, вынуждены будут применять ПВО для защиты своих колонн, вести контрдиверсионную деятельность не только против сирийской оппозиции и соединений ИГИЛ, но и против всех вообще без исключения. Это пахнет немаленьким конфликтом, а то и большой войной.
Собственно Керри это прямо и сказал о increase refugee flows and risk confrontation with the anti-Isil coalition operating in Syria.
Кое-кто успел заявить, что подобные заявления Керри не говорят об отсутствии мандата, а просто являются риторикой, направленной на союзников США в регионе.
Однако следом США предприняли дипломатические шаги для того, чтобы вынудить Грецию закрыть своё небо для российских военных бортов. Подобные действия уже выходят за рамки риторики и являются весьма сильным давлением как на Грецию, так и на РФ.
Пока продолжался спор о том, что является признаком наличия договорённостей между США/ЕС и РФ, а что нет, Дмитрий Подтуркин выдал гениальную мысль, что никаких признаков и быть не может. Даже если договорённости о разрядке или совместных действиях и существуют, то всё равно все будут действовать так, как будто их нет, по одной единственной причине: Кремль – это большой бешеный пёс, то есть Путин – недоговороспособен и нерукопожатен.
Ему не верят, с ним не хотят разговаривать именно потому, что он говорит\обещает\гарантирует одно и делает другое. Даже если предложения Кремля выслушали и приняли как вариант дорожной карты, каждый другой участник договорённостей будет действовать так, как будто он ни о чём не договаривался, страхуясь от будущих выбрыков Путина и прикрывая своё реноме. Никто не хочет быть очередным западным политиком, обманутым КГБшником Путиным.
Сразу после того как в концепцию было встроено предположение об ауре недоговороспособности, о расширении своего участия в Сирии заявила Франция, сделав акцент именно на авиационной составляющей операции.
Подведём итоги.
Можно предположить, что наращивание российского присутствия в Сирии может реализовываться по таким вариантам.
Вариант первый – поиск точек соприкосновения и переговорных позиций для решения Кремлём украинского вопроса. Проект «Д/ЛНР», очевидно, зашёл в тупик, но приемлемых для себя выходов из него Кремль не видит. Поиск выходов идёт, понятно, за пределами Украины. Эта версия имеет право на жизнь в случае наличия мандата от Запада и/или неких неформальных и теневых договорённостей. Вполне возможно, что уведомление партнёров Кремль провёл посредством контролированного слива, с одной стороны, информации о наращивании группировки, с другой стороны, по дипломатическим каналам, что, конечно, невозможно отследить. Проще говоря, Кремль не сдаётся, но предлагает США и ЕС хотя бы обсудить порядок сдачи.
Вариант второй – усиление группировки ВС РФ в Сирии было предпринято для того, чтобы отстроить свои интересы на Ближнем Востоке, показать поддержку Асаду и ещё раз поднять ставки в противостоянии между Кремлём и США с ЕС. Успехи ВС РФ в Сирии будут использованы как рычаг для давления на США в переговорном процессе по Украине. Утечка информации в этом случае направлена на форсирование событий.
Вариант третий – усиление группировки ВС РФ в Сирии это пиар-ход. Этот ход предназначен для переключения общественного внимания в РФ на другие проблемы, кроме экономики, Украины и анклавов боевиков или, как минимум, на апробацию такого переключения. Второй удар этого пиар-хода направлен на защиту интересов РФ на Ближнем Востоке с тем, чтобы представить РФ как надёжного партнёра для даже самых людоедских режимов. Реально же РФ будет придерживаться статус-кво как в «Д/ЛНР», так и в Сирии, ожидая смены власти в США и ЕС на более договороспособных (с точки зрения Кремля) игроков или же ожидая невероятного отскока цен на нефть. Утечка информации о расширении ВС РФ в этом случае и является целью операции, а заявления Пескова призваны вытеснить из голов правоверных россиян донбасских «ихтамнетов» и заменить на сирийских. Какая же разница, за кого переживать, если их и там и там нет, да?
Авторы указали тут три варианта развития событий не потому, что вам, дорогой читатель, предстоит выбрать, какой из них верный. И не потому, что мы хотим наверняка угадать, что произойдёт, и предложили сразу три варианта, охватывающие почти все возможные линии развития ситуации.
Нет, не поэтому.
Исходя из анализа предыдущих действий, авторы дают гарантию, что Кремль в данный момент реализует все три варианта одновременно. Да, мы понимаем, что некоторые из действий по вариантам взаимоисключающие, но феноменальные успехи Кремля на международной арене связаны как раз именно с тем, что Кремль из-за своего внутреннего устройства реализует все проекты одновременно. В том числе и те, которые взаимно противоположны.
Именно поэтому «Д/ЛНР» и сливают, и впихивают в Украину, и вводят в рублёвую зону, и укрепляют границу с РФ, и усиливают группировку ВС РФ там одновременно. Именно с этим связаны плавящиеся мозги прокремлевских блогеров и правоверных запутинцев, которые уже устали от постоянной смены идеологических курсов. Какой проект лидирует, такая риторика и действует на этой неделе. Завтра кто-то добежал с нужной папочкой к Путину (или кто там на самом деле принимает решения) раньше других, и проекты в приоритетах перетасовали. При этом всегда надо держать в уме, что никаких проектов на самом деле у Кремля нет. А есть лишь голый пиар, единственная задача которого прикрывать процесс перехода государственной собственности народов РФ в частную собственность кооператива «Озеро». Этот пиар, впрочем, для жертв оборачивается настоящей кровью и трагедией.
Исходя из наблюдений за практической реализацией планов Кремля, сомнений в том, что в Кремле сейчас разные люди реализуют взаимоисключающие планы по Украине и Сирии, нет. То есть Кремль будет тянуть все три описанных выше варианта одновременно и, как обычно, ни один к успеху не придёт. А все события из-за криворукости исполнителей и из-за того, что исполнители или мешают друг другу, или имеют взаимопротиворечащий набор инструкций, пойдут совершенно другим путём. Путём, который будет для РФ и для Сирии намного более неприятным, чем любой из трёх вариантов, описанных выше.
Что это значит для Украины?
Значит, что ничего не меняется. Экономика летит в пропасть, реформы тормозят, Саакашвили истерит, Сеня тупит, Беня зрадит, Петя дипломатит, а армейка на передовой готовится к тому моменту, когда в Кремле осознают, что в очередной раз их коварные планы (теперь, по-видимому, в Сирии) поросли чередой. И, как всегда, после такого осознания из Кремля дадут оркам команду «Вперёд».
В общем, пытаемся реформироваться под огнём, ощущаем под лопаткой дуло МВФ, не дающее отступать, и ждём, когда у Кремля закончатся деньги.
Как обычно.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!