Перейти до основного вмісту

Русско-украинский экономический дайджест (17-23 марта). Энергетика под дулом пистолета

Этой статьей «Петр и Мазепа» открывает рубрику еженедельных экономических дайджестов. Основные события украинской экономики за неделю, тренды и прогнозы.

Этой статьей «Петр и Мазепа» открывает рубрику еженедельных экономических дайджестов, в основном – для наших читателей из зарубежья. Основные события украинской экономики за неделю, тренды и прогнозы - здесь. Деловых русских (и украинских) людей просим комментировать, возражать, приводить факты и аргументы.

Газ

Одна из основных проблем Украины в контексте ухудшения отношений с Россией – энергетическая безопасность. Здесь все очень плохо. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан полагает, что газ для Украины будет стоить 386-387 долларов за тысячу кубов. Цена получена простым арифметическим подсчетом: 486 долларов минус 100 долларов – ввиду Харьковских соглашений. Однако будущее способно преподнести министру энергетики очень неприятный сюрприз. Дело в том, что по Харьковским соглашениям Украина должна в обмен на газовые скидки предоставить России военно-морскую базу для ЧФ в Севастополе. Суровая же правда состоит в том, что в услугах Украины как арендодателя севастопольской базы Россия уже не нуждается. Украина не может выполнить свою часть договора (даже если бы Крым не вошел в состав РФ, а остался вольным островом, все равно арендодателем был бы независимый Крым) – соответственно, и Россия свою выполнять не будет. Газ придется покупать по 468 долларов за куб.

То, что это нехитрое соображение как-то не пришло в голову нашему блестящему министру, не лучшим образом говорит о его компетентности. Особенно если учесть, что о том же самом уже высказался Дмитрий Песков: «Такого понятия, как скидка на газ для Украины за базирование Черноморского флота больше не существует. Теперь она не может применяться ни де-юре, ни де-факто».

Так или иначе, даже газ по 368 долларов – не очень доступен для встающей с колен украинской экономики. Яценюк очень надеется на реверсные поставки из Европы, которые позволят сбить цены на газ в Украине до уровня европейских.

Тем временем, как говорят инсайдеры, профильные украинские специалисты спешно изыскивают способы перехода к альтернативным энергоносителям. Актуальны прежде всего торфяные и угольные проекты. На сланцевый газ никто всерьез не рассчитывает: шумиха в прессе вокруг газа совершенно не коррелирует с тем фактом, что успешных проектов по сланцевому газу в Европе нет. И, вероятно, не будет.

[caption id="attachment_578" align="aligncenter" width="620"]Да, это ГАЗ Да, это ГАЗ[/caption]

Уран

Тем временем, в энергетике тоже могут возникнуть проблемы. Разговоры особо опасных украинских диванных патриотов о сборе грязных ядерных бомб с последующим их донесением в ненавистную Москву (вероятно, в пригоршне, поскольку ни один украинский бомбардировщик до Москвы не долетит) угрожают импорту ядерного топлива из России, которая на сегодня – основной поставщик. Под угрозой также находится совместный украино-российский проект «Завода по производству ядерного топлива», который должен был обеспечить 100% потребности Украины в топливе для АЭС.

Сообщалось о попытках украинского Минэнергоугля диверсифицировать поставки, договорившись с американской Westinghouse (20% производства ядерного топлива в мире). Состояние этих переговоров неизвестно, однако это уже не первая попытка Украины использовать ТВЭЛы Westinghouse в атомной энергетике. Прошлая попытка кончилась повреждением топливного блока на Южноукраинской АЭС. Массовый переход на ТВЭЛы Westinghouse на родине Чернобыля может быть сколь угодно экономически или политически оправдан, но едва ли станет популярной мерой.

Тем временем, профессионалы украинского ВПК и атомной энергетики считают, что ядерное оружие в нашей стране создать нереально ввиду отсутствия возможности обогащения урана. Таким образом, болтовня некоторых политиков о «возвращении Украине ядерного статуса» никаких военных последствий нести не будет, но обломать стране импорт ядерного топлива вполне способна. Не нужно объяснять, почему России выгоден любой предлог сорвать поставки ТВЭЛов в Украину, и на кого действительно работают заявления о «грязной украинской атомной бомбе».

[caption id="attachment_580" align="aligncenter" width="620"]Да, это Уран Да, это Уран[/caption]

Удобрения

Увеличение стоимости российского газа в сочетании с проблемами Дмитрия Фирташа означает практически смертный приговор для украинского производства азотных удобрений, которые потребляют более 8 млрд кубометров природного газа в год. Казалось бы, эту отрасль можно легко «потерять». Однако азотные удобрения - это 46-50% экспорта химической промышленности Украины с выручкой порядка 1,6 млрд долларов США в год.

Кроме того, отрасль находится в синергической связи с сельским хозяйством, которое потерять никак нельзя, потому что это единственная стабильно развивающаяся и привлекательная для инвесторов сфера украинской экономики. Экономические советы, которые подают из Европы, говорят о сложившемся в кругах хозяев ЕС мнении о месте Украины в европейском разделении труда. И это место – вторая Польша: страна аграриев и мелкого бизнеса.

Без доступных азотных удобрений аграриям придется очень несладко. Остается надеяться на помощь министерства сельского хозяйства. «Для меня нет большего удовольствия, чем работать на земле, садить лес, а не сидеть в министерских креслах», - отреагировал на проблему новый министр АПК Игорь Швайка.

[caption id="attachment_582" align="aligncenter" width="468"]Да, это удобрения Да, это удобрения[/caption]

Таможня

Односторонняя отмена ввозных пошлин ЕС – это, пожалуй, наиболее позитивное для украинской экономики событие недели. «До революции» рассчитывать на подобный шаг было невозможно. По оценкам специалистов, обнуление тарифов позволит украинскому бизнесу сэкономить 487 миллионов евро в год. Сумма относительно небольшая, но она достанется наиболее конкурентоспособным из украинских экспортеров, а не будет тихо распилена дотационщиками.

Кроме того, Европа не требует встречного обнуления пошлин – а это значит, что, например, запорожские автомобильные заводы Тариэла Васадзе пока могут продолжать производить дорогостоящий металлолом и продавать его на внутреннем рынке за счет протекционистских пошлин на европейские машины. Впрочем, автомобильный рынок на Украине в связи с политической нестабильностью схлопнулся практически до нуля. В остальных сферах протекционистское влияние украинских ввозных пошлин не так заметно.

Единственная ложка дегтя – то, что благоприятный таможенный режим начнется только в мае и продлится лишь до ноября 2014 года, а потом надо будет придумывать что-то новое.

[caption id="attachment_583" align="aligncenter" width="620"]good news, everyone good news, everyone[/caption]

Минус 3%

По мнению министра финансов Украины Александра Шлапака, в 2014 году экономика Украины не вырастет на 3% (как ожидают авторы госбюджета), а совсем наоборот: сократится на 3%. Учитывая вышеизложенное, это еще неплохой прогноз. В конце концов, если из украинской экономики перестанут вынимать 30-60% на золотые батоны для некоторых генпрокуроров, падения уровня жизни рядовые украинцы могут не ощутить. Однако экономический 2014 год в Украине полностью определяется дальнейшим поведением России.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!