Давайте учиться у финнов
Несмотря на крайне непростой климат и высокие налоги, жители Финляндии не едут в Западную Европу в поисках лучшей жизни.
Финляндия вступила в Евросоюз в 1995 году, почти за десять лет до большого еврорасширения. И в отличие от многих новых членов ЕС финнам удалось использовать этот статус с пользой для себя. Пятимиллионная страна, не обладающая особыми природными ресурсами, сумела создать такие условия для своих граждан, что и после присоединения к ЕС там не возникло значимой эмиграции населения. Финнов не увидишь среди гастарбайтеров в Западной Европе.
Несмотря на то, что с начала экономического кризиса страна еще не смогла выйти из зоны отрицательного роста, она остается весьма комфортным местом для проживания. Финляндия традиционно является одной из самых некоррумпированных стран мира и стабильно занимает первые места по уровню конкурентоспособности. По данным доклада ООН Human Development, Финляндия входит в первую десятку самых комфортных для проживания стран мира (основные критерии — средняя продолжительность жизни населения, уровень образования и уровень жизни).
Секрет успеха в том, что Финляндия провела серьезные структурные реформы еще до вступления в ЕС, сохранила собственную модель социально-экономического развития и не рассматривала членство в ЕС как панацею для решения всех своих проблем.
Внутренние и внешние факторы в начале 1990-х привели Финляндию к самому серьезному экономическому кризису в истории страны: финская марка обесценилась, многие ключевые банки и компании закрылись, ВВП снизился на 10%, каждый пятый финн оказался безработным. Финляндия была вынуждена переосмыслить свою экономическую систему и осуществить ряд реформ. Все это привело к тому, что уже к середине 1990-х страна подошла к вступлению в ЕС в довольно хорошей форме (по многим показателям она сравнялась с ключевой страной организации — Германией).
«Финны пришли к своему нынешнему состоянию нелегкой дорогой, усвоив по пути важные уроки. Состояние экономики в Финляндии в 1991 году было почти таким же, как сейчас в Испании и Ирландии. Но в Финляндии поняли, что необходимо обеспечить конкурентоспособный экспорт и сохранить контроль над ключевыми стратегическими отраслями, с тем чтобы создать и в той или иной форме финансировать модель общественного благосостояния, которая позволяет избежать займов у транснациональных финансистов, широкой приватизации и продажи национального достояния для обслуживания долгов», — говорит американский исследователь Михаэль Дорфман.
Важно, что, вступая в ЕС, Финляндия не ожидала роста благосостояния населения от этого шага, а также не предполагала, что ЕС будет заниматься ее развитием. Финны весьма благоразумно полагали, что никто, кроме них самих, не станет строить планы развития и беспокоиться о росте доходов граждан.
Другим значительным элементом развития стала верность финнов скандинавской социальной модели, главная цель которой — построение общества всеобщего благосостояния: бесплатное образование и медицина, активное участие трудящихся в профсоюзах, легкость ведения бизнеса и большие социальные пособия. Финские школы неоднократно признавались лучшими в мировых рейтингах: в 2012 году система образования Финляндии заняла первое место в исследовании Pearson, несколько раз страна входила в тройку лучших в рейтинге международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. «Мы получили такие хорошие показатели конкурентоспособности, образования, низкого уровня коррупции и даже индекса счастья не благодаря Евросоюзу. В то же время нельзя сказать, что членство в нем не имеет никакого к этому отношения: за двадцать пять лет мы смогли переместиться из первой тридцатки в первую тройку. Скорее ЕС стал частью большого пакета мер, которые мы принимали, много факторов сыграло в этом свою роль, но в любом случае благодаря ЕС мы стали намного более открытыми миру», — говорит министр по европейским делам и внешней торговле Финляндии Александр Стубб.
Интересна внешняя политика Финляндии после вступления в ЕС. В отличие от присоединившихся к Евросоюзу восточноевропейских стран Финляндия не использовала членство в клубе для компенсации прошлых обид или как средство политического реванша. Она отказалась вступать в НАТО и приложила максимум усилий, чтобы повысить свою значимость внутри союза в качестве непредвзятого переговорщика. Финны считают, что роль посредника, который стремится найти компромисс и выработать общий подход, как никогда нужен ЕС. «Евросоюз сейчас очень нуждается в такого рода игроках, которые действуют в конструктивном ключе и уважают правила организации. Такая страна, как Финляндия, очень в этом плане ценится и приобретает намного большую значимость, потому что данная позиция начинает играть ключевую роль для существования системы. Без таких игроков ЕС не смог бы выработать общую политику во многих сферах», — считает директор Института международных отношений Хельсинки Тейя Тиликайнен.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!