Текст в будущее. Новороссия: pro & contra
Во время своей прямой линии господин Путин несколько раз повторил слово «Новороссия», примерно дав понять пытливым умам, в чем суть политики РФ по отношению к Юго-Востоку Украины. Женевское заявление только подтвердило давно растущие подозрения в том, что речь идет о планомерном курсе РФ.
Более того. Даже Foreign Policy посвятило слову "Новороссия" достаточно большой материал. А значит, мы имеем дело уже не с пустыми словами, а с формирующимся трендом. И печально, что Украина игнорирует существование этого тренда, предпочитая отшучиваться. Традиция несерьезно относиться к чужим словам - залог последовательного ослабления всех позиций Украины, что на данный момент уже привело к тому, что Украина из страны-создателя авианосцев опустилась до уровня страны-создателя борща.
Давайте не будем вести себя, как обычно. Давайте будем вести себя, как взрослые. А это означает, давайте обсудим. Давайте подумаем. Больно, но нужно.
Тем более, что истории о том, Украину ожидает разделение на несколько частей, звучали шепотом ещё во время Майдана. Однако тогда для того, чтобы их озвучивать, не было вообще никаких предпосылок, кроме «некоторые говорят». Теперь эти разговоры усилились настолько, что идею «Новороссии» стоит обдумать хотя бы, как теоретический вариант развития событий.
Тем не менее, мы ожидаем в будущем многочисленных разговоров на тему «Новороссии», а значит, отчего бы нам, по традиции, не стать одними из первых, кто об этом поговорит серьезно и без эмоций.
Итак, когда мы говорим о «Новороссии», мы говорим о том, что Украина, которая все 23 года своей истории не была единым государством, превратится в два условно единых государства – Новороссию, то есть Юго-Восток, и собственно Украину, то есть Запад и Центр.
Громкие разговоры об этом государственном устройстве станут возможны после того, как последовательно произойдут, а точнее, не произойдут два события. Во-первых, после того, как украинская сторона не сможет соблюсти условия женевского соглашения и добиться освобождения занятых на Юго-Востоке правительственных зданий. И, во-вторых, после того, как президентские выборы на Юго-Востоке будут либо сорваны, либо пройдут с какими-то запредельными показательными эксцессами, нарушениями, давлением, включая стрельбу.
Эти события дадут российской стороне повод заявлять о том, что Киев совершенно не контролирует Восток. Запад и Восток никогда не были едины, и, значит, пора бы их разъединять для соблюдения социальной справедливости.
И, поскольку в течение двух-трех последующих месяцев усталость от постоянного напряжения, создаваемого Россией на Востоке, никуда не денется, а будет только увеличиваться, количество голосов, поддерживающих разделение, с обеих сторон Украины, будет только увеличиваться.
Позиция РФ. Только плюсы.
Почему РФ будет пропагандировать идею Новороссии? Во-первых, потому что Новороссия – это не РФ, а отдельное, условно независимое государство. Разумеется, оно находится в сфере влияния РФ, так же, как остальная Украина находится в сфере влияния США. Но формально оба государства остаются независимыми и могут даже делать вид, что проводят независимую политику. А значит, РФ не получает претензий от мирового сообщества за то, что проводит в 21-м веке захватнические войны. Наоборот, она занимается политикой способствования самоопределению населения региона.
Во-вторых, РФ выгодна Новороссия, потому что в экономическом плане Новороссия не ложится на плечи налогоплательщиков РФ гнетущим грузом. Независимое государство ведет свою независимую экономическую политику. И его не требуется заваливать деньгами, как Кавказ. Оно обходится речами о братских народах. А в политическом плане Новороссия остается абсолютно подконтрольным РФ образованием и дает Путину все те же права называть себя освободителем земель русских.
Позиция Востока Украины. Плюсы.
Почему на Востоке будут сильны течения в сторону Новороссии?
Во-первых, из идеологических соображений. Новороссия – это страна без бендеровцев и Правого Сектора, ура, счастье, победа. Кроме того, это страна с государственным русским языком, победа, счастье, ура. Кроме того, это страна, в которой Донбассу больше не придется кормить Киев и его хунту (это не экономический аргумент, это идеологический аргумент, кто кого кормит, примерно понятно уже сейчас).
Во-вторых, для противников Путина и РФ, которых на Востоке немало, Новороссия – это все-таки не Путин и не РФ, а своя собственная страна. Разговоры о том, что если галичане такие умные – пускай себе отделяются, а мы тут делаем ракеты и перекрыли Енисей – вот они, реализуются.
В-третьих, из экономических соображений. Евроинтеграция для машиностроительной отрасли Украины – это потеря сотен тысяч рабочих мест, и этот аргумент уже однажды стал для Януковича аргументом к остановке евроинтеграционных процессов. Если же Восток, становясь Новороссией, сохраняет свою экономическую ориентированность на РФ, необходимость реформирования отраслей «ржавого пояса» Донбасса откладывается на несколько лет, что на данном этапе может выставляться в качестве победы, ведь рабочие места сохраняются, а что будет через 10 лет, обычно не интересует людей, которым нечего есть уже сейчас.
В-четвертых, из политических соображений. Партия Регионов, а точнее, входящие в неё люди, потерпевшие сокрушительное политическое фиаско, и полностью потерявшие власть, и вынужденные теперь подкупать новые украинские власти для того, чтобы оставаться в рамках процессов и потоков, недовольны сложившейся ситуацией. В случае Новороссии, они получают в свое распоряжение полстраны, в которой как раз исторически обладают всей полнотой власти. Таким образом, политическая картина Новороссии будет складываться из регионалов и коммунистов.
Позиция Центра. Плюсы.
Как ни странно, но аргументы к разделению Украины есть и на Западе и в Центре Украины.
Во-первых, с отделением Востока, Украина полностью закрывает утомительную необходимость «услышать Донбасс» и навсегда лишается необходимости обсуждать статус русского языка.
Во-вторых, основные доходы Востока исторически доставались не Украине, а Ахметову и его коллегам, а расходы Востока, в лице космических сумм на дотирование угольной промышленности, ложились как раз на Украину. А главное, Восток является огромным неподъемным якорем, не пускающим центральную и западную Украину в сияющие объятья Евросоюза. Потому что его невозможно безболезненно модернизировать до европейского уровня.
В-третьих, и это действительно важно для участников политического процесса на Украине, с потерей Востока, резко увеличивается массовая доля всех «патриотических» сил. Появлению на политической карте мира Новороссии, больше всех будет радоваться пани Фарион, которая уже прямо 17 апреля заявила, что лозунг «Единая страна» равнозначен лозунгу «Единая Россия». С отделением от Украины Новороссии, массовая доля «Свободы» в Верховной Раде увеличивается до 20-25%.
Вообще каждый народный депутат, планирующий оставаться в составе Верховной Рады, должен в душе радоваться разделу Украины, потому что с уменьшением количества людей в ВР, удельный вес каждого конкретного депутата увеличивается, а значит, и стоимость его голоса возрастает. Эгоистичная и циничная позиция, но мы же не ждем от наших парламентариев какой-то другой позиции?
Минусы.
Что ж. О плюсах мы поговорили. Давайте теперь обсудим минусы. Потому что их ну никак не меньше, чем плюсов.
Во-первых, безболезненное отделение Новороссии от Украины попросту невозможно. Это страшно утомительный и неприятный процесс, приводящий к разделению множества семей даже в том случае, если мы имеем полный консенсус на межгосударственном уровне.
А мы консенсуса на межгосударственном и даже на внутриукраинском уровне не имеем абсолютно. На межгосударственном уровне мы имеем отношения конфликта и непризнания друг друга. На внутриукраинском уровне мы имеем опасную близость к гражданской войне и отсутствие единой позиции даже в рамках каждого отдельного региона.
То есть, предположим, мы проводим референдум в Харьковской области за отделение от Украины и присоединение к Новороссии. Какие будут результаты? Как распределятся голоса? Есть подозрение, что они распределятся в рамках 40-60, и еще совершенно неясно, будут эти 60% за отделение или против отделения. То есть, при любом исходе этой истории, область после референдума будет под завязку набита людьми, недовольными любым исходом событий. Либо пол-области будут жаловаться на то, что они остались в одной стране с Правым Сектором, либо пол-области будут жаловаться на то, что их вместо Европы засунули в одну страну с Добкиным и Царевым.
И это только Харьков. Государственное же образование «Новороссия» же, напомним, претендует на Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Харьковскую, Донецкую, Луганскую, и, очевидно, Днепропетровскую область.
И если в Донецке и Луганске имеется хоть какая-то тень определенности, то Одесса не выступит за Новороссию до тех пор, пока на нее не будет организовано массированное и длительное давление со стороны РФ (а значит, оно будет организовано, готовьтесь, господа).
С Днепропетровском дела еще хуже. Регион находится в единоличном управлении господина Коломойского, который так много инвестировал в новую украинскую власть, что ни в коем случае не отдаст область под «донецких» и под российский протекторат. При этом если в прочих регионах контроль под вопросом, то, Днепропетровск полностью под контролем Коломойского, и, можно сказать, Киева. Поэтому «зеленых человечков» в Днепропетровске ожидает быстрая и решительная расправа абсолютно неконвенционными методами. Поэтому на месте сторонников Новороссии я бы исходил из того, что Днепропетровск в Новороссию не входит, по крайней мере при живом Коломойском. Есть подозрение, что именно из-за этого господин Коломойский удостаивается такого постоянного и неблагосклонного внимания господина Путина.
Восток. Минусы.
Далее. Если на первый взгляд кажется, что реализация идеи Новороссии приведет к долгожданной стабильности и разрешению конфликтов в регионе, то это именно, что кажется. Потому что сразу же после того, как господа «донецкие» окажутся предоставленными самим себе, регион неизбежно ожидает возврат к бурным 90-м и решение экономических проблем единственным доступным региональным элитам способом – переделом и отжимом друг у друга активов.
И все это будет происходить на фоне неизбежно растущего разочарования населения. Выделение Юго-Востока в Новороссию, конечно, приведет на какое-то время к сохранению рабочих мест в машиностроительной отрасли, однако без модернизации отрасль все равно так или иначе обречена в течение самого ближайшего времени. То есть даже в самой короткой, пятилетней перспективе Донбасс ожидает массовая безработица и обнищание, только растущие со временем. И если в унитарной Украине Донбасс обвинит в своей нищете Гейропу, США и бандеровского Президента, то в Новороссии населению ничего не останется, кроме как обвинять в этом руководство региона.
Власть попытается частично канализировать это недовольство путем декоративной смены власти в стране с регионалов на коммунистов и назад. Однако полностью избавиться от этого негатива не удастся все равно, и в среднесрочной перспективе Новороссию все равно ожидает серьезная утечка населения, как в РФ, так и в Украину.
Сейчас угледобывающая отрасль Донбасса, все эти прекрасные шахтеры, существуют по двум причинам, по причине того, что они дико дотируются, и по причине местного заказчика в виде металлургической отрасли. Однако, если местная власть Новороссии станет безальтернативной, она сможет позволить себе перестать раскланиваться с шахтерами и перейти, например, на дешевый российский уголь, повысив маржинальность своего бизнеса и вытолкав шахтеров из копанок сразу в эмиграцию. Вообще, скажем прямо, разделение Украины приведет к серьезному разрыву многих производственных цепочек, и для того, чтобы оно не привело к мгновенному экономическому коллапсу обеих стран, оно должно происходить при режиме полнейшего благоприятствования и беспошлинной торговли по новой границе.
Центр. Минусы.
А что Украина без Новороссии? Тоже не здорово. Украину неизбежно ожидают серьезнейшие потрясения экономического характера. Поскольку Украина взяла курс на глубокие реформы и модернизацию, её ждут несколько шоковых лет, с полным переделом и переломом социальной и экономической картины. То есть с потерями рабочих мест и ухудшением уровня жизни. Возможно, временным. Но возможно, что и постоянным. И, значит, с неизбежным ростом социальной напряженности.
И в этих условиях, правительство, которое не только сдало без единого выстрела Крым, но и отдало под российский протекторат половину страны, гарантированно обречено. Причем не только на отставку, но еще и на тюремные сроки. Да, у Украины есть добрая традиция сажать своих политиков в тюрьму.
Ну, и, разумеется, с потерей Новороссии Украина лишается выхода к морю, каковую потерю в экономическом плане трудно переоценить.
Такая беда. Это означает, что для реализации идеи Новороссии, Путину придется предложить в качестве альтернативы для Украины такой набор казней египетских, что раздел страны станет актуальным выходом из ситуации. Пока что такого накала добиться не удалось. Но Путин еще и не закончил свою арию.
Что такое Новороссия для русских?
И, наконец, главный для нас вопрос. Что означает «Новороссия» для русских националистов?
Во-первых, Новороссия – это окончательная потеря надежды на политическую субъектность для русских людей, остающихся на Украине. Распад Украины на Украину и Новороссию – это неизбежная дерусификация всего населения Украины. То есть, это вычеркивание около 2-х миллионов русских людей с географической карты распределения разделенного русского народа.
Во-вторых, политическая субъектность русских людей в Новороссии, скажем честно, также находится под большим вопросом. Потому что в политическом плане Новороссию ожидает вечный дуализм коммунистов и регионалов. Вероятно, что регионалы возьмут на вооружение малую часть тезисов русского национализма, однако не в рамках действительного предоставления субъектности и голоса русским людям, а в рамках риторического приема. То есть, в Новороссии мы увидим не формирование русской нации, а укрепление курса на формирование донбасской советской нации, то есть вообще не нации.
И, обратите внимание, вся вышеописанная концепция строилась исходя из той вводной, что Новороссия будет международно признанным государством, построенным в рамках международного консенсуса Европы, РФ и США, а не непризнанным образованием вроде Крыма или Приднестровья. Потому что если Новороссия будет непризнанным образованием, то это приведет к почти мгновенному обнищанию всей промышленности региона в связи с невозможностью экспорта. То есть никакие региональные элиты на этот план не пойдут до тех пор, пока не увидят гарантии международного признания Новороссии от Европы и США. Пока что ни о чем подобном речь не идет.
Поэтому разговор о Новороссии – это стратегический разговор, который будет постепенно подниматься со стороны РФ и её лоялистов и имплементироваться за рубежом, вот примерно вот так. Переход к практической реализации этого проекта возможен только через год-полтора, и то, только при условии постоянного усиления давления на Украину со стороны РФ.
На данном этапе мы не готовы говорить окончательное решительное "ни за что" или "ура, вперед" идее Новороссии. В частности, потому что ситуация такова, что абсолютно выигрышного сценария для населения Украины просто не существует. На данном этапе идея "Новороссии" выглядит слишком плохо, однако это не значит, что в будущем дела не пойдут настолько отвратительно, что она будет восприниматься, как спасение.
Приятных выходных.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!