Перейти до основного вмісту

Сумерки злодея

Война имеет все шансы прекратиться, не завершившись. Донецкая и Луганская области закопают оружие, но неглубоко, и будут и дальше развиваться в направлении сепаратизма, но уже мирными, политическими инструментами.

Ситуация в Украине, если рассматривать её только из Украины (а лучше – только из Киева, а не из Донецка), постепенно налаживается и все постепенно, медленно, идет на поправку.

Украинская армия последовательно и заметно блокирует силы сепаратистов, перекрывая границу с РФ. Да, очень медленно, по 10-15 километров в день, но постепенно перекрывает. Разумеется, это займет продолжительное время, но это уже не оборона, это уже контратака. Как бы мы ни хаяли украинскую армию, но она перешла в контратаку в условиях сплошной агломерации и с минимальными жертвами среди мирного населения. Трудно вспомнить, кому удавалось реализовать такое мероприятие, да еще и с таким отвратительным снабжением.

Конечно же, не стоит верить обещаниям нашего нового Президента. Сначала он обещал за свой счет отремонтировать брусчатку на Хрещатике, потом говорил, что завершение АТО – вопрос часов, потом обещал решительные успехи в течение недели. Ну, значит, давайте привыкать к тому, что Петр Алексеевич Первый силен бахвальством. Возможно, это такая бизнесовая практика – ставить перед менеджерами непосильные задачи, чтобы они выполнили 30% от обещанного, и эти 30% от обещанного составят 150% от возможного.

Однако, с Президентом, или нет, но граница медленно и неторопливо перекрывается. И это уже поняли и в Кремле. С одной стороны зачищается Амвросиевка и выстраивается дорога на Шахтерск, с тем, чтобы отрезать сепаратистам не только границу, но и трассу М21. С другой стороны, в луганской области вычищается Счастье, и продолжается продвижение с тем, чтобы окончательно отрезать Луганск от трассы Р22 и пойти дальше по границе на юг.

Donetsk_and_Luhansk_People_Republics_2014-06-13en

Сообщается, что в ответ на это, на Должанский из РФ выдвинулась группа спецназа, около 300-400 человек, плюс техника. По всему, задача спецназа на данный момент – окопаться в Должанском и обеспечить защиту погранзаставы, чтобы, в случае, если украинские войска все-таки доведут начатое до конца, обеспечить возврат в РФ тех, кому проход в РФ положен, и обеспечить непроход в РФ всех остальных. Как выразился вчера Геннадий Корбан, Путин сбросил к нам свой «Правый Сектор». И, разумеется, сделал он это не для того, чтобы они возвращались.

То есть, если смотреть на Украину только изнутри, то дела идут медленно, но хорошо. Если все продолжится в том же духе, то в итоге мы увидим, как граница перекроется, и сепаратисты останутся в Донецке и Луганске, отрезанные как друг от друга, так и от РФ. И, как это произошло в Счастье, местные жители сдадут СБУ абсолютно всех и каждого, кто сотрудничал с ДНР и ЛНР, до последнего водовоза. Это произойдет не так скоро, как нам бы хотелось, и уж конечно же не так скоро, как это прогнозирует автоматический обещатор Петра Алексеевича Первого, выкрученный в положение «безудержный государственнический оптимизм», но так или иначе произойдет.

Но давайте не вестись на державный оптимизм Порошенко. Давайте посмотрим на ситуацию шире.

Мы же понимаем, что ситуация в Украине касается совсем не только Украины и даже не только Украины и РФ. Дело-то еще и в мировом сообществе, в Европе и в США.

До сих пор все шло более-менее. Мировое сообщество пригибало Путина к земле всё ниже, и стояло на страже Украины всеми доступными дипломатическими инструментами. Вплоть до того, что председательство РФ в Совбезе ООН превращается в одно из самых унизительных председательств в истории Совбеза, потому что в среднем раз в неделю Совбез не дает РФ протащить собственный проект урегулирования ситуации в Украине. И даже за матерную песенку Дещицы США отказывается хотя бы для виду пожурить украинскую сторону, наоборот – сдержанно одобряет.

Однако в мире все не так гладко, как хотелось бы нам. Мы видим, как на наших глазах главный спонсор украинской независимости от РФ, США, получает оглушительный щелбан в Ираке. Конечно, по-своему неплохо, что на фоне этого дела Иран встал с колен, наладил диалог со Штатами и теперь собирается выйти на рынок энергоносителей. Падение цен на энергоносители – хорошая новость для Украины, которая как раз не смогла договориться с РФ по газу. Но в целом ситуация в Ираке неизбежно оттянет на себя огромную часть внимания мирового сообщества и американских сил.

И развяжет руки Путину.

Сообщают, что демарш Путина в Крыму и далее на континентальной Украине происходил исходя из уверенности Кремля в том, что Кремль сейчас имеет дело с самой слабой властью, как в Европе, так и в США, и этим необходимо воспользоваться.

Очевидно, что любое ослабление власти США, а кризис в Ираке – это очевидное ослабление власти США, Кремль будет воспринимать, как окно возможностей для реванша в Украине.

Другими словами, если смотреть из Украины, то дела идут нормально. Но на самом деле они идут нормально только потому, что голову Путина Обама плотно прижал к ковру под одобрительные аплодисменты «товарищей» из ЕС. И сейчас, в связи с тем, что у Обамы бомбануло в Ираке, хватка ослабнет, и Путин совершит попытку выбраться из захвата и снова попинать Украину.

И тогда пропускной пункт в Должанском, и группировка в Снежном окажутся не коридором на выход из Украины, а совсем наоборот, коридором на вход в Украину.

На данном этапе действия украинской армии основаны на том тезисе, что с российской стороны их ничего удивительного не ожидает, а все удивительное их может ожидать только со стороны сепаратистов. Поэтому если в какой-нибудь удачный момент, например, недельки через две, Путин решит всех расшевелить, и ВНЕЗАПНО, как выразился Губарев, зайдет в Украину «миротворческим контингентом», но не только через Должанский, а еще и через Краснополье и где-нибудь севернее Луганска, то те ударные группировки, которые сейчас зачищают пограничные регионы, окажутся полностью отрезаны от снабжения и окружены с одной стороны сепаратистами, а с другой стороны – «миротворцами».

Разумеется, такой вариант развития событий крайне маловероятен. Это слишком резкое движение даже для человека с таким комплексом героя, как у Путина. Однако, вполне вероятен другой сценарий, сценарий «консервативного реванша», при котором Путин просто воспользуется ситуацией для дальнейшего стремительного накачивания действительно тяжелым вооружением оставшихся в ДНР и ЛНР сепаратистов через коридор «Должанский-Снежное» и построение по линии Донецк-Шахтерск-Снежное-Красный Луч-Луганск коридора, насыщенного оружием и боевиками, и подготовленного к продолжительной обороне.

В таком сценарии задача Путина будет заключаться в диалоге с Европой, а не с США. И построении такой информационной линии, при которой происходящее в Донецкой и Луганской области будет освещаться уже не как провокация Кремля, и не, наоборот, как кровавые преступления киевской хунты, а безлично, как гуманитарная катастрофа, невиданная в Европе со времен Югославии. При таком раскладе задача Путина будет заключаться в провоцировании «мирного диалога» и борьбе за мир всеми силами.

И борьба за мир должна заключаться в том, что конструктивные, не запачканные в терроризме, кадровые политики Донецкой и Луганской областей (возможно, даже луганские коммунисты, так решительно собравшиеся вдруг перековаться из КПУ в КП ЛНР, хотя, конечно, очень вряд ли именно они. Скорее Симоненко под страхом запрета КПУ Минюстом решительно открестится от КП ЛНР и заявит об их преступном самоуправстве и поддержке терроризма и будет первый их пачкать и делать недоговороспособными) сядут за стол переговоров с Киевом при посредничестве Европы. И диалог будет заключаться в необходимости предоставления широчайшей автономии именно для Донецкой и Луганской областей. И Европа, которую совершенно не волнует территориальное единство Украины, а которую волнует только чтобы у неё под боком было тихо, и газ шел бесперебойно, будет давить на Киев, требуя признать права Донецкой и Луганской областей на широкое самоопределение в составе Украины.

С одной стороны, такой сценарий, в общем-то, является сценарием прекращения войны, а за прекращение войны всегда стоит выступать. Мы все за мир.

С другой стороны, такой сценарий означает, что конфликт не будет разрешен, а, наоборот, будет отложен, заморожен. Донецкая и Луганская области закопают оружие, но неглубоко, и будут и дальше развиваться в направлении сепаратизма, но уже мирными, политическими инструментами.

А Кремль, разумеется, будет помогать и подкармливать восточный сепаратизм Украины, с тем, чтобы в какой-то момент, когда Путин решит, что в нашей пьесе пришло время завершать период «сумерек злодея» и переходить к кульминации, все снова ярко взорвалось.

Поглядим, как наша доблестная власть сможет выдержать это нелегкое испытание по "замирению мятежных провинций". Скажем прямо, это будет задача, близкая к неразрешимости. Потому что в таком сценарии Киев получает на руки ответственность за две провинции с разрушенной инфраструктурой, нулевым инвестиционным потенциалом, непривлекательные для бизнеса, и переполненные мелким, но хорошо вооруженным криминалитетом, действующим при молчаливой поддержке местной администрации и "уважаемых людей". И, разумеется, в таких условиях все победы будут приписаны в общественном сознании "нашим ребятам" из сепаратистской администрации, а все проблемы будут приписаны жестокой киевской власти.

Будем надеяться на то, что эта самая власть, если и не имеет пока сценария выхода из такого развития событий, то хотя бы отдает себе отчет в том, что такой сценарий пора начинать разрабатывать.

Александр Нойнец

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!