Оккупированная Горловка: иронические хроники. Константин Кузьменко
Публикуем заметки из Горловки от Константина Кузьменко.
…Звонки, звонки: «Где ты? Как ты? Что там у вас?»
И редкие вылазки в город по неотложным делам.
Люди смеются, чтобы не умереть от ужаса…
23.07. 16.00
…К маме сегодня нужно просто позарез, а живёт она в другом районе города. Почти час на остановке жду рейсового автобуса. Потом пытаюсь вызвать такси – «Машин нет! И не будет!» Остаётся «звонок другу». Он приезжает через полчаса: взмыленный, голодный, но всё равно с улыбкой до ушей:
- Весь день вожу людей в Донецк на вокзал. И все мои коллеги тоже. Сейчас вот ехал назад – машин сорок навстречу забитые людьми и вещами. Потому в городе машин и нет. Ну, и уехали многие, а многие просто сидят по домам, потому что машину могут «отжать». И на окопы загрести могут тоже запросто!
- Не боишься, что тебя «загребут»? – спрашиваю осторожно, потому что политической ориентацией друзей сейчас лучше в лоб не интересоваться, особенно, если обращаешься за помощью.
- Да, меня знают, проскакиваю… - отвечает тоже уклончиво, и мы больше не развиваем эту тему.
По пути встречаем один странный блок-пост: несколько вооружённых людей на остановке вежливо подсаживают одинокую женщину в свою машину, чтобы довезти до города:
- Заботливые! – хохотнул друг как-то саркастически.
…Мама сердится:
- Зачем едешь? Опасно же!
Но мне некогда её уговаривать, что всё равно буду приезжать или хоть пешком приходить, потому что волнуюсь, а съехаться мы с ней не можем в силу непреодолимых обстоятельств.
Навешал на окна ватные одеяла. От серьёзных проблем не спасут, но осколки в случае обстрела или если стекло вылетит, всё же приостановят. Отодвинул кровать от окна. Переложил подушку в сторону глухой стенки. Устроил "гнездо" в ванной комнате:
- Отсидишься тут, если что!
Проверил наличие запасов. Убедился, что она сможет продержаться без воды (из крана!), без электричества и газа не выходя из квартиры не менее двух недель. Всё продумано: консервы, печенье, домашние сухарики, овощи, сгущёнка, шоколад, унитаз и, конечно – вода. В ванной можно даже спать, и книжки читать с фонариком. В общем - опасно только прямое попадание, что, надеюсь, маловероятно. Посидели, поговорили, поутешали друг друга, поулыбались бодренько и - звонок: друг возвращается, чтобы забрать меня домой:
23.07.19.00
- Что ж ты так поздно!
- Задержали меня на блок-посту за превышение скорости… Они там все то ли под кайфом, то ли пьяные, стоят с трудом. Говорю: ребята, вы ошиблись, я чуть-чуть превысил, всё норм, ну, знак не заметил, спешу, скоро ведь комендантский час… Ну, отмазался, в общем... Для смелости им там наливают… Поездишь со мной? У меня ещё дело есть.
- Конечно! Хоть погляжу, что в городе творится!
И мы мчимся через всю Горловку как сумасшедшие, чтобы успеть домой к восьми вечера: проспект Победы, проспект Ленина, в Никитовку, почти в самое Зайцево, и назад опять по Ленина и через 88-й квартал…
…Город вымер. Ни машин, ни людей. Не видно даже боевиков. Где они прячутся - только им и Богу ведомо.
Говорят - сконцентрировались в Соцгородке, который народ упорно с древних времён называет Бессарабкой. Сегодня это название приобретает как бы новое звучание: БЕСарабка. Мрачный такой народный символизм. Именно там, со стороны Дзержинска, ожидается основной штурм. Именно там народ уже сидит по подвалам. Посёлок старый, застроенный двухэтажными сталинками, во дворах гаражи и сараи, подвалы капитальные, перед «событиями» многие их неплохо оборудовали и «затарили». Но меньше тревоги от этого не стало. Особенно, когда «стратеги» Беса взорвали мост между Бессарабкой и Солнечным, а потом перекрыли дорогу со стороны Комсомольца и Ртутного, таким образом, напрочь отрезав посёлок от города.
Проскочили УВД. Баррикады из шин и мешков у входа - такая себе арт-инсталляция в духе Барнарда Пратца: он любит насобирать мусора и создать из него чёрт знает что…
Какое-то подобие блок-поста обнаруживается только за посёлком Румянцево, перед мостом на улице Макухи: пара бетонных блоков и закрытый грузовичок на обочине. Мост этот - не какая-то там макуха, а вполне стратегический объект: прочный, недавно отремонтированный, выдержит не одну танковую дивизию. Потому Бес его и заминировал. Потому и защищать его особо не надо: рванут дистанционно - и всё, и никто не пройдет!
Именно поэтому и нет никаких дэнээровских блок-постов от моста прямо напротив этой самой Нацгвардии, которая уже обосновалась в километре от станции Никитовка в сторону Артёмовска. Просто пусто! Никого! Но ВСЕ мосты города заминированы!
Снова приходит понимание, что Горловка – город ГОРНЫЙ!!! Повзрывают вот все мосты и всем станет ясно, что каждый посёлок там или жилмассив какой, что стоят на взгорках, теперь словно острова среди непроходимых балок и яров! Без мостов, по болотистым ручьям в глубоких низинах, однако, ни хлебушка, ни молочка, ни картошечки не подвезти! И "скорая" с пожаркой не пройдёт, не то, что танк! Перекрикиваться будем, разве что, как настоящие горцы…
Один очень умный родственник так прокомментировал эту нашу всеобщую тоску по мостам:
- Война, однако! Тактика и стратегия правильная - мосты-то рвать! Вот и Ленин учил тому же в своё время! Люди позагибаются тут без хлебушка и от миномётов с "градами"? И что? Плановые военные потери! «Что ж теперь, из-за вашего хлебушка отдавать такой хороший город типа врагу, что ли? В войну фашистам ничего не отдавали, и хунте мы ничего не отдадим! Поляжем, но не отдадим…»
Такие вот у нас «дэнээровцы-защитники» и «патриоты» своей миномётно-танковой независимости и автоматно-градовой власти!
Несколько машин в камуфляжной раскраске, которые встретились по пути, не развеяли впечатления пустоты и тихого, застывшего во времени и пространстве ужаса перед неведомым грядущим…
24.07. Утро
…Стреляют!
И ночью постреливали. Даже «Град» народ впервые воочию в небе увидел. И утром как-то странно по всему городу слышны одиночные выстрелы из чего-то мирному населению непонятного. Эхо стоит над нашими «горами», отражается в балках и ярах, запутывает всех и всё. В соцсетях молодёжь пытается выяснить: кто, чем, откуда и куда палит. А «строгие админы» дэнээровских ресурсов сурово предупреждают: «не рассекречивайте инфу! В городе же наводчики, разведчики и диверсанты укроповские, не понимаете, что ли?» И ватный молодняк затихает.
Звонки, звонки…
- Что у вас на Бессарабке?
- Крыши посносило! Сараи разбило! В подвале всю ночь просидели! На зоне двоих зэков ракетой пришибло, а трое попали в реанимацию! Мы тут между двух огней! И выехать не можем, не выпускают, и приехать никто к нам не может – не впускают! Только по паспортам, кто тут живёт! Мост? Так два уже рванули: со стороны Дзержинска и тот, что на Солнечный над ж-д. У нас тут один остался: перед Ртутным, через канал. Он пока цел! Если и его рванут – точно будем отрезаны. Воды и света тоже у нас нет… Не знаешь, когда будет? А с нами: что с нами-то будет, а? Они же тут бойню нам устроят…
- А что у вас на Румянцево?
- Два дома уже сгорело! Крыши снесло, сараи – вдрызг… Они ж тут у нас просто рядом в ДК стоят. Возле железнодорожного моста. Который тоже, наверняка, заминирован…
- А в городе что?
- Снайперы на крышах и зенитки прямо возле детских садиков: дэнээровская классика!
- Озеряновка! Ау!
- Нам вас из подвалов не слышно! Почти все уехали! Через наш посёлок Бэс «градом» до Донецка достать хочет! Боимся, как бы не промазал: от нас тут и пуговиц не останется…
24.07. Полдень
- Комсомолец, что у вас там?
- А у нас в десятиэтажку влетел снаряд!
- Чей? Откуда? Как?
- Прям перпендикулярно! Под прямым углом! Значит – с Глубокой (направление на Дзержинск)! А там – только блок-пост боевиков. Развлекаются, что ли? Влетел в окно кухни, пробил стенку ванной и плюхнулся в ванну с водой! Что-то там загорелось! Правда, пожарные приехали практически сразу: они у нас тут рядом. Народ – в шоке: все высыпали на улицу и кричат: щас рванёт! Но приехали типа сапёры, снаряд из ванны выловили и вывезли. В стене на девятом этаже теперь дыра! Правда, там никого не было, когда к ним «птичка» залетела! А знаешь, в эту квартиру на постой пустили беженцев из Славянска!!! Представляешь – не хочет их судьба отпускать-то! Догоняет…
…А мост на Макухе таки рванули. В два этапа. С первого раза это капитальное сооружение только просело слегка, и смельчаки на легковушках переезжали его почти запросто. Бес решил это недоразумение исправить и дал приказ рвануть как надо. Рванули. Теперь мост окончательно упал на железнодорожное полотно, прихватив с собой какую-то залётную легковушку. О судьбе водителя никто не сообщил. Теперь и пешком эту пропасть не преодолеть. Перед этой спецоперацией Бес всех своих боевиков вывел и из Гольмы, и из Никитовки, и из Зайцево. Все сконцентрировались в центре Горловки: УВД, ОБОП, выезд из Горловки на Донецк и – Комсомолец с Бессарабкой.
24.07. Вечер
Возле дома обнаруживаю вполне подходящее бомбоубежище. Ночью штук сорок бабулек там уже ночевали, хотя пока никто толком город ещё и не обстреливал. Мужики уже сочинили про этих бабулек байку, как-то очень уж похожую на правду:
- Бабки-то сидят в бомбоубежище, носами клюют, а тут боевики с автоматами на перевес входят молодых парней искать, чтобы, значит, на окопы или в бой! И спрашивают, кто тут у вас есть? А одна кричит хозяйским голосом: «Ты что, не видишь – старики тут! Иди, откуда пришёл! Что тебе тут надо?» Боевик на такое неуважение озлился и пообещал серьёзным голосом: «Вот щас гранату тебе брошу, будешь знать, что мне надо!» Бабулька и замолкла. Потом только прокомментировала себе под нос тихонечко: «Вот, значит, какие «защитнички»…»
А жителям одной многоэтажки больше понравилась другая идея. У них там огромный зелёный двор, который образовался после того, как разобрали на кирпичик новенький детский садик лет восемь назад. Вот в центре этого двора, на шёлковой травке, в кустиках и решили они все вместе в случае «чего» устроить "пикник" с одеялами и жаренной на костерке колбаской! Окружающие двор дома, если и развалятся - до народа на травке обломки не достанут. А всякие осколки пролетят мимо (как утверждают "специалисты"!), потому что они поражают не того, кто лежит, а токмо того, кто стоит и вытягивает шею! А лежачего, кто ж зацепит? Ну, опять же, ежели не стукнет какая градина прям с неба и прям по темечку... Но в этом случае - все сошлись во мнении! - уже всё равно никому и ничего потом не будет страшно!
25.07. Утро
Тишина!
Всю ночь и всё утро – тишина такая, что в ушах звенит. Ждали ночного обстрела, но так и уснули в ожидании. Проснулись – ух ты! Живы все! И бегом в Интернет: почему это нам лафа такая выпала?
Оказалось – всё ещё впереди: «как только обезвредим горловские группировки террористов, будет открыт прямой путь в Донецк», обнадёжило нас СНБО. Главный удар, говорят, будет на Горловку.
А разные СМИ и вовсе прояснили картину. Правда, только со стороны «ДНР».
Сайт «Русская весна», например, в заметочке «Сообщение «из окопов» под Горловкой» рассказал историю «героических боёв» сегодняшней ночью и утром: «и сражались там славные боевики, и технику укропскую жгли, и обстреливали их из всех видов оружия…» Вот, подумалось, глухие горловчане: вокруг были такие бои, а мы-то ничегошеньки не слыхали! Ну, или дэнээровцы с приветом: чего им только из-под кайфу всякого не привиделось, похоже! Как говорится: что вы там курите, ребята? И зачем сны свои журналистам излагаете?
Все СМИ дружно сообщили, что вокзалы у нас закрыты, во всех жилых районах у нас «Град» и зенитки, на крышах - снайперы и наводчики, а Бес отдал распоряжение мобилизовать всех мужчин от 14 и до 65 лет! Прикидываю, сколько это бойцов будет: вышло – не менее 50 тысяч! Это даже с учётом тех, кто уехал от греха подальше. Это ж сколько амуниции, калашей, патронов, сосисок и водки надо, чтобы такую армию привести в боевое состояние?
25.07. Вечер
Мужики дружно выползли на свою традиционную картёжно-шахматную вахту. Обсуждали, понятное дело, войну.
Размышляли, например, о том, как боевики возьмут заложников в бомбоубежищах:
- Говорю своей: сиди лучше дома! А она: так бомбить же будут! А я ей – ну и вали в свою бомбуху сама, получишь там гранату от «защитничков»!
А ещё размышляли о «мобилизации»:
- Тебе же шестьдесят два? Ага! Калаш в руках удержишь? Как палку при радикулите? И то! Хоть до передовой доползёшь!
Мимо мужиков пару раз прокатился открытый джип со станковым пулемётом в кузове и боевиками. Они хорохорятся: ездят тут всякие! Но хорохорятся тихо, чтобы «вежливые ребята» ненароком не услыхали…
20.00. Жара. Громыхнуло что-то как-то вяло в стороне Гольмы, и всё. Дворы пустеют. Улицы тоже. Тишина. Только птицы беззаботно звенят в синем ещё небе. Ожидание. И «горячие» сумки у дверей: документы, деньги, белье, водичка, сгущёнка с сухариками. И колбаска с малёшкой для костерка под кустиками. На всякий случай…
Горловка - «…будет последним гвоздем в крышку гроба гнусного московского проекта под названием «ДНР», написал в своём блоге Дмитрий Тымчук. Хорошо бы…
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!