Перейти до основного вмісту

А еще я на машинке умею

Не про политику, не про национализм и не про прогнозы на будущее, а, внезапно, про чехлы для бронежилетов.

Сегодня я бы хотел выступить в неожиданной для этого сайта роли. Не про политику, не про национализм и не про прогнозы на будущее, а, внезапно, про чехлы для бронежилетов.

Так случилось, что вчера мне по работе удалось побывать на выставке «Зброя та безпека-2014», на которой все отечественные и некоторые зарубежные производители и дистрибьюторы показывали свои разработки и вообще всё, чем гордятся. Я ничего не понимаю в бронемашинах, радиоприборах, самолетах и беспилотниках, но я кое-что понимаю в эргономике бронежилетов, потому что с 2008 года прошел и прополз свою тысячу километров по разной погоде в разных их моделях, в первую очередь американских, по украинским степям.

И вот сейчас на моих глазах украинские производители разворачивают эпическое мероприятие «а я еще на машинке умею», и пытаются заполнить зияющую дыру в снабжении украинской армии бронежилетами. И, как мне кажется, все отечественные производители, кроме, так уж случайно вышло, одного, P1G-Tac (нет, они мне не заплатили за этот материал, просто я вынужден признать, что они на 85% молодцы), совершают в производстве отечественных бронежилетов несколько ошибок.

Заранее предупрежу – мои советы не претендуют на единственно правильную точку зрения. Однако, я уже какое-то время гляжу на отечественных производителей, и уже просто больше не могу молчать. Я не хочу, чтобы меня считали человеком, который, как бабушка на крылечке, хочет научить весь мир своей собственной точке зрения, но чехлы для бронежилетов - это действительно тема, которая меня интересует уже больше пяти лет, и сейчас я не только не вижу нигде примеров качественного отечественного исполнения, но и, насколько мне удалось пообщаться с производителями, не вижу предпосылок к появлению какого-либо системного видения по этому вопросу. Сверхкачественные керамические плиты отечественного производства бывают, металлические плиты отечественного производства бывают, противоосколочный подбой плит отечественного производства бывает. А с чехлами - ну вот, увы.

С одной стороны – спасибо большое отечественной промышленности за то, что она взялась, и начала шить что-то из ничего. Любая отечественная разгрузка и чехол для плит – это всегда на тысячу процентов лучше, чем ничего. И претензий не может быть только к тем, кто ничего не делает. Однако, господа, вы делаете, и поэтому к вам претензии есть. И вот они.

Самое важное, ключевое, что понимает отечественный производитель, когда он решает, что будет шить чехол для бронеплит – это, что он не может бросить всё и потратить полтора года на разработку собственной уникальной модели. Потому что на дворе, простите, война, и чехлы нужны уже сегодня, уже вчера, уже полгода как. Поэтому отечественный производитель не разрабатывает собственную модель, а копирует чужую.

И почему-то на этом месте отечественный производитель совершает самую странную, на мой взгляд, ошибку. Он начинает повсеместно копировать британский бронежилет Osprey. Оспрей – самый большой и тяжелый бронежилет изо всех, которые мне доводилось носить. По сравнению с другими бронежилетами у него есть только одно очевидное достоинство – он очень теплый.

arm 01

Проистекает это достоинство из главного недостатка бронежилета – он очень тяжелый. Для того, чтобы его одеть, сначала требуется затянуть на себе его внутренний пояс, потом боковые панели на липучках-велкро, и наконец накладные панели на фастексах. Итого на животе у бойца оказывается целых три слоя толстой демпфированной ткани с велкро.

В самой минимальной комплектации, без брони, без защиты плеч, лопаток, паха и шеи, только жилет Оспрей сам по себе весит как минимум 1,6 килограмма. Со всеми наворотами – около четырех килограммов. Со всеми кевларовыми пакетами и бронепластинами вес может доходить килограммов до пятнадцати.

А уже после того, как солдат взвалил на себя пятнадцать килограммов кевлара, ему неплохо бы, собственно, и вооружиться, то есть нагрузиться патронами, оружием, радио, батарейками, фонариками, аптечкой, сухпайком и еще огромным количеством вещей, которые нужны на войне.

И вот еще какая важная штука. Пятнадцать килограммов Оспрей весит летом в сухой период. Осенью, когда кругом сырость, или после дождя. Или, еще хуже, после того, как в нем проползешь по слякоти, он с легкостью набирает в весе еще килограммов пять за счет воды. Потому что Оспрей конструкционно емкий для влаги. Еще раз повторю: Оспрей – это очень много ткани, очень. А ткань – это не только очень тяжелая, но и очень влагоемкая штука, после дождя становящаяся еще более тяжелой. А сохнут бронежилеты из кордуры гораздо дольше, чем хотелось бы под обстрелом.

В то время, как самая важная вещь, которую важно понять, выбирая иностранную модель для копирования – это тот факт, что украинский солдат – это не профессиональный английский или американский военный.

Английский и американский ганмен – это человек, который в своем быту занят только четырьмя основными вещами – есть, спать, качаться, тренироваться. В результате такого устройства жизни и профессиональной армии, солдат выглядит примерно вот так:

[caption id="attachment_4517" align="aligncenter" width="620"]arm 02 I'm sexy and I know it, правда?[/caption]

Как говорят в американской армии – «тебе не нужен груз поменьше, тебе нужны плечи пошире».

А украинский солдат, доброволец, нацгвардеец, еще полгода назад работал менеджером по продажам, или строил генералу дачу. И вместо широких плеч у украинского солдата – целеустремленность, мотивация и патриотизм. Это сверхполезные вещи, однако для того, чтобы целыми днями таскать на плечах тридцать килограмм железа, нужны именно широкие плечи, а не патриотизм.

Еще полгода назад Юрий Бирюков, который Крылья Феникса, жаловался, что он привез на фронт немецкие противоосколочные жилеты, чтобы носить их под обычными бронежилетами, но солдаты не хотели их носить. Потому что это лишний вес. А лишний вес, каждые 50 граммов – это очень важно для солдата. И солдаты, которым не хватает выносливости (а на войне всем и всегда не хватает выносливости), теряют силы и подвижность, и тот жилет, который должен их защитить от осколков, в итоге наоборот, из-за своего избыточного веса становится причиной того, что солдат попадает под осколки, просто потому что, например, в нужный момент не успевает добежать до щели.

То есть, месседж мой таков. В сложившихся условиях отечественным производителям важно сконцентрироваться на двух самых важных направлениях при разработке отечественного бронежилета: во-первых, он должен быть максимально легким. И, во-вторых, он должен быть максимально удобным в талии и особенно в плечах. Эргономика не менее важна, чем защитные качества, потому что просто из психологических соображений бронежилет должен быть таким, что солдат должен хотеть его носить. Солдат должен любить свой бронежилет, а не проклинать его за вес и неудобство.

Если свести все мои рекомендации к отдельным пунктам, то получатся следующий список:

1. Первое требование к жилету, даже более важное, чем вес – это эргономика. Он должен быть удобный и распределять вес. Жилет – это то, в чем солдат живет, это дом солдата. В нем должно быть психологически уютно. Чтобы этого достичь, жилет должен по возможности максимально распределять вес с плеч на бедра. Это достигается каммербундом (cummerbund) – широким поясом, который должен иметь возможность нести при необходимости боковые бронепластины. И крайне желательно, чтобы каммербунд растягивался. Возможно, это не все знают, но объем талии у нас не одинаковый в зависимости от того, сидим мы, стоим ровно, или зачем-то нагнулись. Это, кстати, претензия уже к P1G-Tac, которые создали отличный бронежилет FOPC, подозрительно похожий на американский MBAV но, в отличие от него, почему-то с фиксированным объемом талии.

2. Второе требование к жилету – вес. Вес нужно максимально уменьшать. Чем больше вес жилета, тем меньше время, которое солдат сможет его носить без уменьшения боеспособности. За счет брони вес уменьшать нельзя, но вес можно сильно уменьшить за счет ткани. И кроме того, чем меньше ткани – тем меньше будет весить жилет после сырой ночи, после дождя, после падения в грязь. Самый последний писк в области уменьшения веса без уменьшения полезной поверхности – это разработки crye precision: skeletal cummerbund и airlite. Бронежилет с технологией Эйрлайт от Крайе весит от 260 до 500 граммов.

arm 03 arm 04Разумеется, технология Аirlite выставляет запредельно высокие требования к производственным мощностям, это изобретенная и запатентованная самими Крайе технология, они не промокают, ничего не весят и стоят всего 200 долларов, поэтому повторить её – дело нетривиальное. Но вот скелетный каммербунд изготовить на отечественных мощностях вполне возможно.

3. Вентиляция. Если вы сшили бронежилет и теперь гордитесь собою, попробуйте для начала просто пожить в нем трое суток. На работу поездить, за компьютером посидеть. А еще лучше – сходите в нем в спортзал на денек, пройдите на дорожке пару километров. И тогда вы поймете, насколько для бронежилета важна вентиляция. Не поленитесь, придумайте, как на внутреннюю поверхность жилета будут крепиться, например, неопреновые плашки, которые обеспечат между телом и жилетом воздушные каналы. Так вы увеличите время, которое боец сможет носить жилет. Это важно.

4. Быстрый сброс. Война состоит из ситуаций, в которых бронежилет нужно срочно сбрасывать. Ты загорелся, ты тонешь, тебе под плиту влетел осколок. Для таких случаев все бронежилеты, которые поставляются в американскую армию в 21-м веке, снабжены специальным шнуром для экстренного сброса. В экстремальной ситуации боец или медик выдергивает этот шнур, и жилет распадается на отдельные пластины, открывая доступ к телу.

5. Широкие плечи. Что бы вы ни копировали из иностранных первоисточников, помните – плечи украинского солдата уже, чем плечи американского. То есть, плечевые лямки украинских бронежилетов должны быть расширены и демпфированы гораздо сильнее, чем у аналогов, предназначенных для солдат из профессиональных армий.

6. Адаптивность. На дворе 21-й век. Я понимаю стремление украинского производителя завесить солдата со всех сторон и даже стельки в носки ему сделать бронированные. Однако, разные задачи требуют разного обвеса. На какие-то миссии солдат хочет одеть 60 килограммов кевлара, и выглядеть, как крутон в салате Цезарь (или как российский "Ратник"), то есть дорого и глупо. А на какие-то (и их гораздо больше) он хочет просто носить на себе две бронеплиты, три магазина, рацию и больше ничего. И хорошо бы бронесистема предоставляла солдату обе этих возможности.

В качестве идеального примера такой бронесистемы, я, как фанат Крайе, конечно же, привожу AVS. Тут ребята из Крайе (кстати, вы знаете, что именно они изобрели расцвету мультикам, именно ту, в которую сейчас тотально переодевается украинская армия?) расстарались, и подошли к вопросу стратегически, в первую очередь разработав корсет, идеально распределяющий вес с плеч по всей спине, а потом уже придумав к нему все возможные примеры обвеса, позволяющие использовать AVS в любой комплектации, от самой легкой, до такой, в которой даже штурмовать здания уже гораздо менее страшно.

***

Но, в общем случае, подытоживая все вышесказанное, верной является такая стратегия, при которой если вы изготовили бронежилет – не спешите им гордиться. Найдите взвод, и предложите им подарить дюжину опытных экземпляров. И не торопитесь считать радость солдат признаком успеха мероприятия. Погодите пару недель, пускай они их опробуют в бою и поживут в них в быту. А через пару недель поинтересуйтесь, какие доработки нужно внести. И вы поразитесь тому, какую фигню вы все-таки пошили, и как много в ней придется улучшать, чтобы иметь право сказать – мы создали именно тот бронежилет, который нужен украинским солдатам.

Извините за внимание. В эфире был Нага, капитан Пингвинов (Kablamo). Дополнения приветствуются.

Александр Нойнец

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!