Перейти до основного вмісту

Всем расправить плечи

Не так давно, в районе 2008-го года, как раз когда разразился очередной плановый кризис, мне рассказали интересную байку.

Не так давно, в районе 2008-го года, как раз когда разразился очередной плановый кризис, мне рассказали интересную байку. Не знаю, правда или нет, но у меня вообще легкое отношение к дидактичности правды, сказки учат не меньше, чем история.

Так вот, байка заключается в том, что в Великую Депрессию в Америке самая высокая смертность была не среди всяких социально беззащитных слоев населения вроде разнорабочих и крестьян, а среди белых воротничков, всяких менеджеров с образованием и конкурентоспособностью. И происходило это вот из-за чего. Когда разнорабочий терял работу, он тут же принимался искать новую, и у него были изначально заниженные, почти нулевые требования к мирозданию. Крыша над головой, корка хлеба и окей. А когда менеджер терял работу, он ложился на диван и начинал ждать качественные предложения, соответствующие его уровню квалификации. И на даунгрейд до разнорабочего не соглашался. Поэтому в итоге помирал. В основном – из-за удивления несправедливостью жизни.

Разнорабочему нечего было терять, кроме своих оков, поэтому он был мобильным, легко переучивался и имел низкие базовые запросы. Белый воротничок боялся потерять имидж, статус, привык к тому, что жизнь его балует, и воспринимал проблемы как временное явление, которое можно тихонечко пересидеть в уголке. И, попав в условия, которые невозможно пережить в уголке не изменяясь, он вымирал, как до него мамонт.

Поэтому сейчас, когда я слушаю истории про то, что жители Донбасса отказываются покидать родной Донбасс, потому что в нем у них квартиры, я чувствую, как история про американских клерков повторяется. Тысячи людей думают, что все происходящее – ненадолго, надо только крепче сжать зубы, и со временем все пройдет. В этом вопросе, кстати, совершенно неактуальны политические взгляды этих самых дончан, и чей там у них в голове Крым. Это как у Аверченко: там тоже многие не хотели эмигрировать от большевиков, не верили в то, что возможен красный террор и надеялись, что вся эта оперетка ненадолго. Как показала история, на их век хватило.

Оптимизм сторонников ДНР еще как-то объясним, потому что сторонники ДНР несколько потупее в среднем, и их-то мечты как раз сбылись, просто не совсем так, как они ожидали. Хотели в тот совок, который застой, попали в тот совок, который красный террор, а теперь еще и в тот совок, который голодомор. Но оптимизм симпатиков Украины и того инертного большинства, которое равно не любит ни Украину, ни РФ, совершенно необъясним.

Совершенно непонятно, за что держаться жителю Донбасса. Квартира? Она больше ничего не стоит, её нельзя продать, но её запросто можно лишиться в любой момент. И еще проще, чем квартиры, лишиться жизни: криво посмотреть на ополченца, криво посмотреть на соседа, который настучит ополченцам, просто попасть под артобстрел. Работа? Кхм. Работа за деньги? Не могу представить себе никакую работу ради денег, которую я бы согласился выполнять сейчас в Луганске.

Мне рассказывают о том, что дончане и луганчане отказываются выезжать из дому, потому что им некуда выезжать, Киев негостеприимен, в нем нет работы для «донецких» и перспективы неясны и пессимистичны. Что ж. Интересно видеть, что Украина для таких людей ограничивается Киевом, и они отказываются от ухудшения жилищных условий. В то время как дома в селах стоят пустые и ожидают новых жителей, а на Западной Украине сельские жители готовы предоставлять не только жилье, но и работу, наши гордые белые донецкие воротнички сидят дома и ожидают более выгодного и дорогостоящего предложения, рискуя получить всю свою годовую зарплату одним пакетом, прямо в окно, выпущенную из какого-нибудь «Урагана».

В таких случаях я обычно думаю, что, видимо, дела пока еще идут недостаточно плохо, и, когда они пойдут достаточно плохо, тогда уже эти ребята отбросят ложное стеснение и побегут из мест, где не кормят и стреляют, в места, где не кормят, но и не стреляют также.

Однако, эта моя оптимистичная оценка не учитывает феномена белого воротничка, о котором ранее шла речь. Эти белые люди Донецка слишком цивилизованны, чтобы понять, что никакое государство их спасать не будет, ни РФ, ни Украина, ни общепринятые законы гуманизма Вселенной, которых на самом деле не существует. Поэтому они никуда не поедут. Они считают ехать в село работать на птицеферме ниже своего достоинства, это не для них. Для них – сидеть под обстрелом и ожидать, когда все кончится, и наши погонят ихних.

Феномен белого воротничка, кстати, касается не только жителей Донбасса. Феномен белого воротничка может касаться целых наций. Человек может обладать не только образованием, несовместимым с выживанием, человек может иногда даже принадлежать к нации, несовместимой с выживанием в данных условиях. И вот, например, сейчас как раз такой случай.

Условные сирийцы, попадая в неприветливый внешний мир белых людей, автоматически структурируются в этническую общину. Условные чеченцы, как мы знаем, также обладают этим ценным навыком. И вообще многие нации, чеченцы тут не исключение и именно что условность. Исключение как раз немцы, британцы, русские, украинцы и так далее. Которые лишены если не способности, то, как минимум, желания организовывать этническую общину в любой непонятной ситуации. Потому что исторически так сложилось, что эти нации передали функции национальной общины государственным органам.

И тогда государственные органы дают сбой, как вот сейчас на Донбассе. Когда государственные органы Путина спешат уничтожить население Донбасса, а государственные органы Порошенко не спешат его спасти. Когда общество показывается себя зрелым настолько, что в нем совершенно серьезно может идти дискуссия о том, надлежит ли бороться за Донбасс, или стоит его слить и пускай крутятся, как хотят. Оказывается, что негосударственных общин, способных стать медиаторами этой дискуссии и «потянуть мазу» за своих членов, попавших под обстрел, не существует. Потому что сами граждане не заинтересованы в создании таких общин, они считают, что их защита – работа государства.

Государство дало сбой, потому что это именно то, что обычно делает государство, если ткнуть в него пальцем. Жители Донбасса оказались наедине сами с собой. И в этих условиях они ведут себя так, как сто лет назад вели себя образованные белые воротнички в США – безучастно ждут с раскрытым ртом, направленным ввысь, к начальству.

Это было бы поводом для гордости, если забыть о том, что все эти образованные белые США не выдержали испытания Великой Депрессией.

Выводы? Выводы тут очевидны. Не стоит ожидать, что белые образованные жители Донбасса покажут несвойственную им мобильность и сами ломанут из зоны поражения устраивать жизнь малыми группами. Хотя, казалось бы, чего проще: скинулись с соседями, приняли решение, все вместе поехали в село, организовали там модный стартап по заготовке куры, и наслаждаетесь. Они будут сидеть с открытым ртом в ожидании принятого за них решения. Поэтому простите, но, кажется, этих граждан придется вытягивать из зоны поражения, возможно, силой.

П.С.: Осторожно, в комментариях ожидается пришествие леваков и вышиваты, считающих, что Украина имеет возможность безболезненно разбрасываться населением на основании презумпции недостаточной восторженности мыслей этого населения. Заранее отвечаю всем, как правый либерал и даже местами либертарианец (всем расправить плечи!), что с моей правой точки зрения люди изначально неравны: кто-то обладает мобильностью ума, а кто-то – нет. Однако, несмотря на это, мобильность ума не является единственным возможным полезным для страны качеством в цивилизационной перспективе. Если человек может придумать миллиардный стартап и прославить собой страну в веках, я готов простить ему политическую безграмотность (давайте еще обсудим, что бы Гоголь ответил на вопрос, чей Крым, полезное дело). А поскольку мы не знаем, кто конкретно из этих людей может прославить страну, или, хуже того, кто из его пока нерожденных детей может это сделать, то нам стоит постараться вытягивать всех, включая тех, кто нам не нравится. Потому что правый либерализм – это не про то, чтобы жить с теми, с кем нравится, это про то, как выжимать все возможное из всех, включая тех, кто тебе противен. Не потому, что это приятно, а потому что это выгодно.

Александр Нойнец

Не пожалейте 8 минут, клип как раз про это.

http://www.youtube.com/watch?v=Mlahvvymkxc&feature=youtu.be

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!