Перейти до основного вмісту

Премьер, который кричал «камикадзе»

341 – именно столько парламентских голосов получил кандидат на место премьер-министра Украины Арсений Петрович Яценюк. А как же политический камикадзе?

341 – именно столько парламентских голосов получил кандидат на место премьер-министра Украины Арсений Петрович Яценюк. А как же политический камикадзе? Куда подевался тот политик с горящими глазами, который 27 февраля обещал положить на алтарь реформ собственную политическую карьеру? Да не было его никогда, ответит вам Арсений Петрович. А вы что, повелись?

За свою политическую карьеру Арсений Петрович перемерял массу образов. Он был воинствующим героем, желающим «врятувати країну», кроликом Сеней, готовым за хамское поведение пихать морковки в неприятные места, Арсением «Кулявлоб», который пламенными речами зажигал Майдан и ярко контрастировал с Кличко и Тягнибоком. Образ, проверенный Майданом, сработал на ура и 27 февраля, когда, раздавая многочисленные интервью, Арсений Яценюк превратился в политического камикадзе.

Отличный ход. Петрович одним махом заработал себе такой кредит доверия, что премьеру Ющенко и не снилось. Народ рассудил, что, раз уж человек готов рискнуть всем, что у него есть, ради будущего Украины, значит, можно ему верить. Подняв волну народного одобрения, Яценюк, как умелый серфер, начал ловко на ней балансировать, катаясь в эконом-классе самолетов и общественном транспорте Германии. Последний яркий штрих к образу европейского премьера добавило знание английского языка, которое особенно хорошо смотрелось на фоне лингвистических успехов его папередника.

Наконец, уже в августе Яценюк становится самым рейтинговым украинским премьером. Внезапная отставка срабатывает как заправский экзит-полл, и Арсений Петрович понимает, что пора делать собственную политическую силу. Все это похоже на стандартную историю украинского политика, если бы не одно «но». Кто-то помнит, что в конце февраля обещал глава победившей партии? Какие-то непопулярные реформы, политическое самоубийство… Помните? А Арсений Петрович, похоже, забыл.

Естественно, что многое Яценюк сделал. Кредиты взял (некоторые), бюджет изменил, налоги ввел, нового президента поддержал. Казалось бы, сделал все, что в его силах. Но, посмотрев на каждый пункт в отдельности, мы замечаем, как всплывают кое-какие вопросы. Кредит, например. МВФ очень строго относится к выдаче собственных денег и строго следит за тем, куда и на что они идут. Таким образом, правительство под руководством Арсения Петровича только исполнило международные рекомендации. Бюджет изменить? Дело не новое, не они первые, не они последние. Кроме того, бюджета на 2015 год никто так и не дождался. Напомню: крайний срок его подачи – 15 сентября. Ходят слухи о том, что еще к началу сентября проект был готов, да еще и в двух вариантах – по нынешнему законодательству, и реформаторский, эффективный. Но, то ли ВР опять сыграла против Сени, то ли сам он побоялся падения рейтинга, и никто, в конце концов, документа не увидел.

Да и вопрос реформ остался открытым. Все согласны, что Арсений Петрович удержал себя страну на плаву, не дав скатиться в дефолт. Но где же «политическое самоубийство»? Жалобы Яценюка на враждебную ВР слегка удивляют. Представьте себе царя Леонида, который собрал 300 спартанцев, но так и не пошел на Фермопилы, мотивируя это тем, что «меч тяжелый и щит натирает». Кроме того, несостоятельность всех жалоб премьера продемонстрировал его ближайший соратник Александр Турчинов. Кровавый пастор запомнился уникальной способностью доводить начатое до конца, и протянул через зал заседаний Верховной Рады даже скандальный закон о люстрации. А Арсений Петрович надорвался на мистическом «пакете реформ», которого так никто и не увидел.

Остается только констатировать, что из Арсения Петровича вышел отличный медиапроект, но никак не эффективный премьер. Тоже мне, удивил выводом, скажете вы. Но я бы не спешил ставить крест на нашем эффективном премьере.

Он начал свою карьеру камикадзе как премьер «кабмина, который выбрал Майдан». Влияния минимум (только на друзей-министров), ВР состоит на 2/3 из крайне нелояльных депутатов, которые еще в январе хотели посадить Сеню «далеко и надолго», в стране угроза дефолта и власть в лице Турчинова, который сидит на прогнившей вертикали. Что же Арсений Петрович приобрел за эти 9 месяцев? Собственную масштабную фракцию в ВР, продленный кредит доверия от народа, президента с собственной вертикалью власти и новый, не зависимый от общественного мнения Кабинет Министров. Судя по последним данным, есть даже надежда, что это будет технократическое правительство. Что в такой ситуации делать премьер-министру?

Применять все рычаги влияния для того, чтобы коррумпированная бюрократическая система не наложила лапы на технократов, которые будут непосредственно заниматься реформами. Для этого понадобятся и собственная фракция, и кредит доверия, и поддержка президента. Собственно говоря, Арсений Петрович обязан будет исполнять роль Михаила Саакашвилли, который прикрывал Каху Бендукидзе во время реформ в Грузии. Напомню, что по действующей у нас в стране Конституциеи 2004 года, именно премьер-министр имеет больше власти, чем президент.

Что же мы имеем в итоге? Врал ли Арсений Петрович о том, что он камикадзе? Возможно. Даже наверняка. Но у него есть отличная возможность собрать волю в кулак и наконец-то сесть в кабину пилота, повязав на лоб ленточку. Самолет он заправил и бомбы подготовил. Осталось только не струсить в решающий момент. Парашют-то он оставил «на траве аэродрома» именно в тот момент, когда назвал себя камикадзе. И народ в любом случае не поймет, если он внезапно выживет.

Магия экстремальных ситуаций в том, что люди, желающие в них выжить, обычно погибают, а люди, готовые погибнуть, наоборот, – имеют шанс выжить. Яценюк показал, что он понимает этот принцип и настроен крайне решительно. За что и получил от избирателей кредит доверия. Однако, вместо того, чтобы быть готовым к смерти, Арсений начал лавировать и хитрить. Невероятное дело, но слова о «куле в лоб» остались словами. Какой сюрприз. То же самое можно сказать и про Петра Алексеевича Порошенко.

К чему это привело? К тому, что для того, чтобы эти два великих ума и решительных реформатора, единых в порыве к спасению Украины, не смогли договориться даже о коалиции. И теперь для того, чтобы вернуть их от перетягивания каната в конструктивное русло реформ, потребовался лично вице-президент США Байден с дубиной в составе двух правительственных самолетов.

Не стыдно быть протекторатом США. Многие страны, включая Германию, в свое время через это прошли. Стыдно быть протекторатом, неэффективным настолько, что он не может даже попытаться изобразить самостоятельность, потому что туземные князьки не в состоянии договориться даже между собой, и, чтобы их приструнить, требуется личное неусыпное влияние метрополии. Сейчас мы важны и перспективны, поэтому к нам приезжает Байден. Продолжим пинать интересные части тела в том же духе дальше, и потеряем свое место в списке приоритетов первого мира вместе с шансом через полсотни лет в него попасть. Симптом наступления этого времени простой – бить палкой наших князьков будут приезжать полузабытые маловлиятельные сенаторы.

Не желающие процветать – прозябают. Не готовые жертвовать многим ради главного – теряют все и не достигают цели. И оправдания о частичном успехе нерелевантны, потому что не бывает никакого частичного успеха. «Частичный успех» – это просто еще один синоним слова «неудача». Это как перепрыгнуть пропасть на 98%.

Юрий Поворозник, Александр Нойнец

http://youtu.be/Gm809_rRJCo

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!