Духовные скрепы по-киевски
Сейчас в это трудно поверить, но весной 2012 года московским воздухом еще можно было дышать. Он пах, если не свободой, то, по крайней мере, и не могилой. Путина тогда любил только «Уралвагонзавод». И то за деньги. А в президентском кресле досиживал свой срок невзрачный «покоритель Цхинвала»… Кто бы мог подумать, что два года спустя вся страна встанет на четвереньки и завоет на луну! Впрочем, страна это сделала и раньше, но тут же забыла об этом…
Панк-молебен женского коллектива «Pussy Riot», появившийся в феврале в «ютубе», мало кто заметил. И меньше всех – сотрудники бюро ритуальных услуг «РПЦ МП». На их производственных площадях постоянно кто-то хулиганит – нарушает внутренний распорядок и портит подотчетное имущество. А тут и порчи не было, и пришли пестрые дамы в антракт, и дело свое сделали деликатно. Флегматичные охранники вывели их на свежий воздух и спокойно вернулись к своим повседневным делам.
Сейчас уже мало кто помнит, что единственным неравнодушным человеком в Российской Федерации тогда оказался Владимир Владимирович Путин. Именно он сообщил «православным» о том, что у них есть «религиозные чувства», и что они были «оскорблены». Руководитель бюро ритуальных услуг кандидата в президенты не услышал. И не слышал его еще две недели. А потом началась эпопея длиною в полгода, в которой только ленивый не поучаствовал. Россиянам очень понравились новые, доселе невиданные, «религиозные чувства». И сладкая рана, свидетельствующая об их наличии. Именно тогда весь российский народ, как один человек, впервые встал на четвереньки и залаял. А талантливый прокурорский работник родил «духовные скрепы» - именно их якобы поколебали самодеятельные артистки.
Осенью судебная эпопея плавно перешла в тюремную. А сейчас возмутительницы спокойствия, с ног до головы обмазанные молочным шоколадом, пошли по стопам Сергея Рахманинова – покоряют Америку. Путин стал президентом. И, вроде, ничего не изменилось. Кроме духовных скреп. Их два года не было видно, как суслика. А они были. Организмы россиян помнили то сладостное чувство единения, когда камни с веселым треском ломали девичьи ребра, челюсти и черепа. Как аппетитно пахла свежая кровь. Чувство локтя. Общее дело. Праведный гнев. Ярость благородная. «Умрем же под Москвой!» - требовал кандидат Путин в Лужниках, ловя ртом снежинки. «Убьем же под Москвой!» - отозвались россияне и увечено принялись закидывать камнями «блудниц». Если бы мужик, рисующий прутиком на песке, сказал с подковыркой: «Кто из вас без греха, пусть первый…», договорить бы он не успел. Потому что все камнеметы без греха. Более того, именно камнеметание освободило их от химеры совести, дало «власть быть сынами божьими».
Я очень хорошо помню то массовое озверение благородной российской интеллигенции и широких народных масс. Потому «Крымнаш» не был для меня неожиданностью. «Люди со скрепами» не могли поступить иначе. Просто скрепы в них не скрипели, не скрипели, а потом настал «час Икс», Дмитрий Киселев взошел на капитанский мостик, и началось то, что не могло не начаться…
Эта длинная российская преамбула нужна, потому что аналогичный скрип на днях раздался в Украине. Но, похоже, непуганые граждане его не расслышали. На самом деле, это очень тревожный симптом. Речь идет о скандале, который из фразы «Здесь тебе не Майдан» раздул легендарный «сотник без сотни» Парасюк.
Если бы в свое время Владимир Путин не растолковал «православным», что панк-молебен оскорбил их мифические «религиозные чувства», они бы его и не заметили. Если бы Парасюк с криком «Паниковского бьют!» не кинулся в толпу нардепов, сдержанный упрек в неуместности митинговых повадок на парламентской трибуне тоже никого бы не задел. В зале сидел вагон и маленькая тележка людей, которые присутствовали на Майдане с первого до последнего дня. И ни у кого из них руки не зачесались. Зачесались только у Парасюка, «сотню» которого до сих пор не могут найти, а самого его видели на Майдане только в день, когда он каким-то чудом оказался на трибуне у микрофона, чтобы исполнить «арию матроса Железняка» из оперы «Разгром». И в «группе поддержки» у него оказались люди, прямого отношения к Майдану не имеющие. Прямо как в России, где главные специалисты по «религиозным чувствам» и «духовным скрепам» - иноверцы и атеисты!
Это не случайность. Дело в том, что не существует «святынь вообще». Каждая святыня имеет определенный круг почитателей, которые отлично знают, что за его пределами находятся «внешние» люди, не испытывающие к их святыне тех же чувств, что и они. Мне легко об этом рассуждать, потому что я сам человек церковный и привык «чувствовать габариты» - «церковную ограду», за которой простирается внешний мир. Как можно оскорбить «религиозные чувства» церковного человека? Никак. Возможны только эксцессы. Собственно, церковная ограда для того и нужна, чтобы их избежать. Тема оскорбленных «религиозных чувств» может возникнуть лишь за ее пределами. Например, в воспаленном мозгу Путина. И речь здесь, понятное дело, может идти лишь о фантомном «оскорблении» несуществующих «религиозных чувств», «переживать» которое могут только люди нецерковные.
Киевская калька ничем не отличается от московского оригинала. Реальные участники событий на Майдане прекрасно знают, что Украина большая, отношение у нее к Майдану неоднозначное. При этом, в парламенте собрались представители всех страт украинского общества.
Маркируя панк-молебен «Богородице Дево! Путина прогони!» как «оскорбление религиозных чувств», ушлый российский президент выводил себя из-под удара и науськивал на своих обидчиков всю обманутую страну. Парасюк, которого попросили не превращать выступление в митинг, поступил точно также. Нет, это не его «срезали» - налицо «оскорбление религиозных чувств»… чьих? Подразумевается, что всей Украины. И вот здесь впервые появляется разница…
Россия, при всей ее внешней огромности, удручающе однородна. В ней можно разговаривать со всем населением, как с одним человеком: давать установки, запугивать, разводить на пафос, натравливать на соседа. В том числе, с помощью такого мощного инструмента, как квазикульт Победы («деды воевали»).
Украина – страна разная. В ней раскачка «святыни» по методу Путина создает линию разлома там, где ее могло бы не быть. Если одна часть Украины закатывает истерики другой ее части, вопит о «зрадниках» и вот-вот потребует, чтобы они носили на пиджаках желтые звезды, вечер перестает быть томным, а восхищение «эмоциональным мальчиком» Парасюком – простительной слабостью…
А тем временем на галерке сидит ненавидимый «чистой публикой» Гаврилюк, чьи религиозные чувства находятся в полном равновесии. Когда корреспондент походя назвал его «героем Майдана», козак отреагировал молниеносно: «Герои отдали жизнь за Украину, а я такой же, как все». Это тот самый камень, от которого отказались недоумки-строители. Если поставить его во главу угла, дом устоит при любом ветре.
Владимир Голышев
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!