Просроченный майонез.
Виталий Филипповский
- Зачем ты продаешь просроченный майонез?
- С чего ты взял, что он просроченный? Видишь «партия от 19.11.»
- Ты думаешь мне впадло прочитать? Сверху написано «вжити до…». Зачем ты продаешь просроченный майонез?
- Ты думаешь, я одна тебе его продаю? Новый год… остатки…
Этот трансцендентный для нашей страны разговор состоялся в знакомом каждому уютном продуктовом магазине а-ля «совковый гастроном», в который забегаешь, забыв купить в супермаркете какую-то мелочь. Произошло это буквально через полчаса после того, как ваш покорный писака лицезрел очередной всплеск законотворческой инициативы в исполнении Верховной Рады. На тот момент уже успели провалить расширение полномочий Кровавого Пастора и триумфально отменить постылый, сковывающий страну по рукам и ногам, внеблоковый статус. Ну и, естественно, готовились к самому вкусному – к бюджету, обещающему, по заявкам Яценюка, быть высшим пилотажем «шоковой экономии».
И в тот самый момент, когда мой мозг переваривал полученную из ящика инфу, мне и попытались отмороженно продать просроченный майонез. Но, только выйдя из этого гастрономического царства упитанной буфетчицы брежневской эпохи, я понял, что, на самом деле, майонез мне пытались продать полчаса назад, на заседании доблестного украинского парламента.
По большому счету, украинская политика в своем сухом остатке – это тот самый просроченный майонез, который, тем нее менее, одинаково удачно впаривают скудоумному народишке и перед праздниками, и после них, и в условиях рыночного изобилия, и жесткого продуктового дефицита.
Все потому что 90% населения заставили жить в условиях полностью клишированной политической реальности. «Украина избавилась от внеблокового статуса!» – уже через каких-то несколько минут после голосования завопил Facebook, который все равно не успевает за бабушками под подъездом – они эту тему пережевывают вставными челюстями в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на забитую остатками еды клавиатуру.
Вопрос «чему вы радуетесь?» в данном случае уже даже лишний, ибо возможность рефлексировать сохранили единицы. Бессмысленно говорить о том, что Столтенберг видит Украину разве что в страшном сне или, на худой конец, в свежем голливудском фильме-катастрофе, где на гнусавом английском будут говорить «Васыль», «вишиванка» и «Майдан», собирая шаблоны о нашей стране, щедро разбросанные по информационному полю нашими же СМИ. Тем не менее, мы ломанулись в ЗАГС, не дождавшись предложения руки и сердца. Это позиция сильного? Это позиция марионетки.
НАТО – это вообще слово из того лексического ряда, который стоит на повестке дня уже второй десяток лет. Примитивнейшая антитеза Кремлю (не само НАТО, а ее украинский симулякр), предлагающая якобы простейшее решение комплексной проблемы обороноспособности страны. Отменив внеблоковый статус, Украина вряд ли получит обученного и укомплектованного по последнему слову техники бойца, военный бюджет на уровне 5% ВВП и современную военную инфраструктуру. Зато широко раздвинет ноги, получая при этом щедрые поздравительные открытки с другой стороны. Для обывателя НАТО – это не более чем символ успеха, силы и защищенности. Но мало кто понимает, что эти самые успех, сила и защищенность – финальный результат собственноручного ежедневного впахивания. Вот вас и кормят просроченными символами.
Аналогично и с бюджетом. «Это будет тяжелый год, год затягивания поясов» - вещает Яценюк, полностью повторяю риторику Азарова образца 2012 года, Тимошенко образца 2008 года и какого-нибудь Пустовойтенко образца 1998 года. В Украине очень легко завернуть откровенную антисоциальную политику в симпатичную реформаторскую обертку. И удается же, твою мать! Вы посмотрите, мы должны выйти из кризиса сильными! В 1998-м и в 2008-м я слышал то же самое.
Набор инструментов одинаков – поднимаем, сокращаем, замораживаем, потерпите, ибо плюс к карме и «во всем виноваты попередники». Бред, но верят. Дальше, как правило, идем по реформам. Значит, налоговое законодательство у нас самое хреновое в мире (приводится какая-нибудь вырванная из контекста статистика) – будем менять. Заявляем очередное сокращение видов налогов, сами прикрываем лавочку наиболее прибыльным секторам экономики и садимся на созданные своими же руками «теневые схемы». Потом прокачиваем излюбленную байку «государство-неэффективный собственник» и анонсируем приватизацию. Здесь же обязательно нужно сказать о «ненавистном совке» и успешном либеральном опыте западных стран с лейтмотивом «вот в Польше всего за два года удалось…» (имущество, естественно, пилим). Вооружившись фразой «денюжки нет» объявляем пенсионную реформу или более широкую реформу соцобеспечения. Добавляем щепотку «нет популизму», накачиваем народ уверенностью в то, что никто вам ничего не должен, и приводим прелести накопительной пенсионной системы и страховой медицины в западных странах. Здесь же говорим о пенсиях в 1000 убитых енотов и пенсионном возрасте в 65 лет. Народ давит жаба, народ верит, никто же не хочет быть недалеким «совком», подавай энергичного дедушку из Франкфурта, разъезжающего по всему миру. Сокращаем ненужные излишки соцрасходов на убогих. Убогим нравиться, они участвуют в «реформации».
Вот незамысловатый рецепт просроченного бюджетно-реформаторского майонеза. Качает уже больше пятнадцати лет - и отлично. Здесь есть еще масса факультативных майонезов, которые даже глупо детально анализировать. Госдолг большой – ничего страшного, весь мир живет в долг. Незаменимые вариации на тему «Запад нам поможет». И, конечно же, постоянный поиск «5 колонны».
И итоге, мы до сих пор не сделали, не нашли, не побороли и не увеличили. Но, что самое удивительное, все равно верят. И, что совсем выносит мозг, продолжают верить в одно и то же. В позавчерашние, просроченные штампы, пытающиеся подменить сложные решения простыми розовыми мечтами. Навязанными СМИ понятиями о «плохом» и «хорошем». Мы живем в стране с психологией пятилетнего разбалованного ребенка. Он сегодня плачет, завтра майданит, послезавтра не помнит, через неделю снова плачет. Ему показывают один и тот же фокус, и он каждый раз искренне ведется. Эта самонадеянность и наивность в Украине не знает половых, возрастных, интеллектуальных и имущественных различий. Мы живем в стране, в которой сказку о светлом коммунистическом будущем с легкостью заменили на такую же светлую сказку, только о Европе.
Это страна вымирающих циников. А романтики и фанатики, поверьте, опаснее их в стократ. И именно они сегодня искренние потребители просроченного майонеза.
Никто не хочет жрать просроченный майонез. Но только идиот может из раза в раз покупать просроченный майонез и свято верить, что он свежий.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!