Перейти до основного вмісту

На Бога надейся

Думаю, никто не будет спорить, что значимость религии в жизни современного человека несравнимо меньшая, чем это было лет сто назад.

Евгений Янцевич

Думаю, никто не будет спорить, что значимость религии  в жизни современного человека несравнимо меньшая, чем это было лет сто назад. Ну, а если заглянуть вглубь веков и сравнить роль религии в жизни средневекового человека и современного, то разница будет еще больше.

Чем сильнее в обществе развиты научные взгляды, тем меньше религии в этом самом обществе. Я говорю именно о роли религии и о ее проникновении в различные сферы жизни, а не о процентном соотношении атеистов и верующих. Ведь можно верить в Бога и вспоминать о нем только в самые знаковые моменты своего пребывания в этом мире. А можно всю жизнь подчинить религиозным правилам и предписаниям. Можно быть твердо уверенным, что от соблюдения предписаний той или иной религии полностью зависит твое счастье, как в этом мире, так и в «том».

Почему жизнь средневекового человека была полностью подчинена религиозным законам, а жизнь современного  – нет? Ответ можно уместить в два слова: грамотность и знание. Чем более грамотным и знающим человек становился, тем меньше он нуждался в объяснении окружающего мира с помощью религии. Этот вывод можно применить не только к религии. Но и к политике, например. Но обо всем по порядку.

Вглубь веков

Прежде чем разбирать политическую жизнь с помощью описанного ранее вывода, давайте закончим с религией. Окунемся немного в ее историю. Это нужно. Это интересно.

Древний человек не знал ничего. Он не знал ни почему дует ветер, ни почему светит солнце, ни почему охота может быть удачной, а может стать смертельно опасной. Ничего не знал. Не было знаний и опыта, чтобы все это объяснить. И поэтому объяснения были в духе: «В страшном незнакомом лесу живут какие-то существа, которые нам мешают добыть пищу.  Наверное, надо их задобрить, и тогда у нас все получится». «Какие-то невидимые существа делают дождь или солнечную погоду. Нужно их чтить, чтобы была та погода, которая нам нужна». Ну и так далее. Непонимание природных, жизненных процессов и естественная потребность их объяснения рождали веру в сверхъестественное. Человек верил в духов, в некие силы, которые отвечают за все в этом мире.

Далее, по ходу развития человека и по мере развития его способностей, в том числе и интеллектуальных, изменялись и религиозные представления. Духи и сверхъестественные силы персонифицировались. Им приписывались человеческие качества, человеческий вид и так далее. Поумневшему человеку стало интересно не только «почему дует ветер», но и «как возник мир», и «что меня ждет после смерти». Вопросы становились все более объемными. А ответов, разумных ответов, по-прежнему не было. Так появлялась мифология. Благодаря ей люди уже объясняли появление мира, Космоса. С помощью мифологии становились понятны тайны появления человека, собственного народа.

Следующим этапом в истории религии является становление монотеизма. Он появлялся в тех обществах, которые достигали определенного уровня развития и стремились к интеграции племенных союзов. Происходила своеобразная глобализация Древнего Мира. Множество племен со множеством своих Богов и верований нужно было как-то объединять, унифицировать, централизовать. Христианство как раз и стало таким «централизатором», который объединял европейские языческие общества. Эта религия пришла  с востока, однако очень скоро стала общей для всей средневековой Европы. Быть христианином в раннесредневековой Европе значило принадлежать к цивилизованному миру того времени.

По мере развития научных знаний в Европе христианское религиозное объяснение мира устаревало. Конечно, христианские иерархи не хотели с этим мириться и всячески препятствовали идеям Реформации и Возрождения в Европе. Не менее упертым в своей борьбе с научными знаниями был и клир восточнославянского мира.

Но общество развивалось, а научные знания успешно побеждали знания религиозные. Все меньше становилось сфер жизни, где религия могла что-то «разумно объяснить». И эта самая религия вынуждена была начать подстраиваться под научные знания. И вот имеем, что имеем. Христианское духовенство уже не вопит о том, что земля плоская, а небо это твердь. Клир уже не так твердолобо встречает теорию эволюции. Даже самый фанатичный верующий признает существование бесконечного космоса и не кричит о сидящем на облаке Боге. Религия все быстрее приходит к тому, чтобы отвечать лишь за духовное. Быть пастором души и вещать про жизнь после смерти. Ведь пока наука не может объяснить нам природу души и загробную жизнь. А религия может. Пока.

Сам не плошай

Ну а теперь о политике. Тут все точно также, как с религией и знанием. Чем более грамотен в политическом плане  средний избиратель, тем меньше будет влияние всяческих «нечестных политиканов», желающих заработать очередной миллион, благодаря приходу к власти.

Здесь тоже можно выделить четыре стадии политического развития общества. «Религиозно-политического». И вершиной этого развития будет являться стадия знаний.

Анимизм. Это низшая, первая стадия в развитии религиозных взглядов человечества. То же можно сказать и о политическом развитии того или иного общества. Для этого этапа характерна практически полная безграмотность населения в вопросах политической жизни. Народ ничего не знает и готов верить каждому, кто обещает спасение уже завтра. Народ готов верить тому, кто красиво и ярко объяснит источники проблем и методы их решения. Чаще всего такие объяснения являются популистскими.

Придя к власти, эти политики-духи, естественно, показывают полную недееспособность. Не получив обещанного, народ начинает понимать, что популистам верить не стоит. Так происходит переход ко второй стадии политического развития общества.

Язычество. Народ начинает понимать, что слушать очередные популистские заявления политиков-духов, смысла нет. Придя к власти, они будут «работать» точно также, как и их предшественники. Общество начинает искать политические силы с четкими идеями, с продуманным планом действий.

Таким образом люди начинают примыкать к различным политическим силам с разнообразнейшими взглядами на будущее устройство государства. Каждая из партий сколачивает свою собственную электоральную базу. Эта база - в свою очередь - проникается идеями партии и становится их преданными последователями. В обществе формируются «политические языческие культы», которые соперничают между собой. При всем при этом политическая  грамотность электората ограничивается программными установками той или иной партии. Например, коммунисты уверены в своей правоте, совершенно не считаясь с условиями мира, живущего по законам рынка.

Если политическое развитие общества продолжается, то следующим этапом становится «политическое единобожие».

Оранжевая революция пример «политического язычества».

Монотеизм. Речь не идет о принятии всем обществом идеологии какой-либо одной партии. Речь идет о выработке в обществе единых ценностных ориентиров. В Европейском Союзе множество партий: от крайне левых до крайне правых. Но все они в своей основе признают рынок, гуманизм, права человека, демократию и так далее. Просто у каждой из партий свой взгляд на эти понятия и на развитие государства в целом.

То есть, на этапе монотеизма у народа появляется ориентир, к которому все стремятся, вне зависимости от своего социального или материального положения, национальности и региона проживания. Но у каждого все равно остаются свои политические предпочтения. Вернее, политические силы стараются переделать свои программные установки. Сделать так, чтобы программа той или иной партии соответствовала общему ориентиру общества, но не теряла своей идеологической уникальности. Коммунистические и социалистические партии ЕС далеко ушли от своих предшественников, но в их основе коммунизм и социализм. Современные национал-социалисты не говорят установками 1930-х годов, но от этого они не перестают быть НС.

У Евромайдана не было лидеров. Это пример начального «политического единобожия».

Реформация и Возрождение. На этапе монотеизма активизируется тяга народа к знаниям. В наш информационный век получать знания стало намного легче. При «политическом единобожии» грамотность народа начинает расти. Общество желает не просто иметь общий ориентир, а знать, как к нему придти поскорее. Люди хотят понимать политическую кухню. Простой человек хочет разбираться. Нужно сказать, что при политическом «монотеизме» все еще существует поклонение «политическому богу». Но по мере развития общества это поклонение политической силе, партии, человеку слабеет. На первый план выходят дела, стратегии развития, планы действий. И не важно, какая политическая сила их предлагает. Грамотный человек эпохи «Политического Возрождения» уже сам в состоянии выбрать тот путь развития, который ему, имеющему политические знания, кажется верным.

Вместо эпилога

Я не буду утверждать, что предложенные мною этапы развития политического общества идеально описывают это явление и не требуют доработки. Но, как показывает исторический опыт, в своей основе они верны. Европейское общество сейчас в основном находится на последнем этапе знаний Реформации и Возрождения. Если говорить об Украине, то мое мнение таково: она сейчас только-только переходит к «единобожию». И переход этот сопряжен с тяжелой военной ситуацией. Переход этот, если он произойдет, будет тяжелым и болезненным. Но, если Украина станет политически «моноэтничной», то стоит ожидать дальнейшего повышения политической грамотности украинцев. А как итог - отказ воспринимать политиков, как богов, которые все сделают за народ.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!