Перейти до основного вмісту

Трудно быть «Богом»

Стремление к власти и желание делать все, чего хочется, наверное, заложено практически в каждом. Но одно дело этого хотеть, другое – получить такую возможность.

Анна Беловольченко

Стремление к власти и желание делать все, чего хочется, наверное, заложено практически в каждом. Но одно дело этого хотеть, другое – получить такую возможность.

Власть, деньги, подданные и другие привилегии, приходящие вместе с правительственными полномочиями, способны развратить кого угодно. История знает немало случаев, когда получивший реальную ощутимую силу действия и слова человек, начинал отождествлять себя с Богом и вершить судьбы сотен тысяч людей на свое усмотрение, руководствуясь при этом собственными пристрастиями, страхами и даже спонтанными желаниями. Это видели раньше, это мы видим и сегодня.

Верны ли такие решения? Разумны? Вряд ли. Радиус действия последствий таких забав велик: они могут зацепить только лишь полоумного правителя, а могут привести к краху того или иного государства.

К сожалению, ни одного хэпи-энда, при котором властитель одумался бы, осознал свои ошибки и постарался честно их исправить, на ум не приходит. Процесс изменения особи из «право имеющей» на «тварь дрожащую» необратим. Человеческой ненасытности нет предела до тех пор, пока кто-то его не обозначит…

Фараоны сами не уходят

Времена правления Рамсеса III, конечно, сложно назвать периодом рассвета Древнего Египта. Несмотря на успешное проведение ряда военных кампаний, а также развернутое строительство различных храмов и укрепительных сооружений, его действия не дали практически никакого позитивного результата. Казалось бы, чем не повод задуматься, на своем ли он месте? Однако все происходящее никого не остановило, и глава Древнего Египта всеми силами пытался сохранить свои полномочия. Для этого он всячески поощрял жречество (которое в те времена имело немалое влияние), возводя для представителей отдельные храмы и освобождая от рекрутской повинности их работников (призыв на службу в армию каждого десятого). Это, в свою очередь, привело к тому, что Рамсес III был вынужден пополнять свое войско наемниками, которые, естественно, служили не за «просто так» и не за хрустящее «спасибо».

В результате, привилегированные храмы, вместо поддержки, стали противопоставлять себя власти фараона, а содержание большой армии и длительные войны опустошили государственную казну. Работникам перестали выплачивать их кровно заработанные деньги и они стали поднимать многочисленные восстания.

Похоже, кормить свою оппозицию и усугублять финансовое положение региона у правителя получалось в разы лучше, нежели руководить Древним Египтом с умом.

Впрочем, это никак не отразилось на причинах заговора против него. Здесь все оказалось гораздо прозаичнее: умертвить Рамсеса III решилась одна из его жен и ее сын, который, по задумке должен был занять место действующего правителя (незаконно, прошу заметить!). Это решение поддержали многие сановники (подобие чиновников нашего времени) высшего ранга, общей численностью в 22 человека.

Изначально злоумышленники в попытках осуществить задуманное прибегали к магии, но после того, как восковые куклы и магические свитки не помогли, решили взяться за более действенное средство. Как утверждают археологи и историки, Рамсесу III перерезали горло.

При этом, заговорщики так и не достигли конечной цели – их кандидат в итоге был казнен и престол не занял. Его поймали и, что наиболее вероятно, похоронили живьем, при этом, завернув тело в нечистую (по мнению древних египтян) шкуру барана. Как видим, в погоне за троном и властью этот молодой человек оказался бессилен перед волей народа (ну, или высшими силами: быть может, всему виной восковые куклы).

«И ты, Брут?»

Жизнь и деяния великого Цезаря по праву заслуживают уважения. И зависит это не от того, является ли тот или иной человек сторонником его действий. Важны факты.

Будущий глава Римской империи прошел длинный и извилистый путь становления своей карьеры. До получения титула «императора», «отца отечества», Юлий Цезарь был понтификом (членом высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии), консулом, проконсулом и т.д. Выдающейся была также его деятельность в роли полководца и государственная практика.

Неудивительно, что уже в то время будущий диктатор нажил себе врагов — действовал он резко и часто не совсем законно (о чем свидетельствует хотя бы подкуп триб во время избрания его на должность понтифика). Но на тот момент неприятели были явными и Цезарь успешно их ликвидировал.

Количество недовольных возросло с момента непосредственного установления единоличной власти Цезаря, приход к которой, кстати, тоже был весьма сомнителен с точки зрения закона. Так, например, для избрания его диктатором в третий раз никаких оснований не было, тем более для установления этой должности, сроком на 10 лет (обычно диктатора ежегодно переизбирали). Более того, сторонники Цезаря посодействовали присвоению ему полномочий «префекта нравов», иными словами – цензора. То есть, отныне он имел возможность осуществлять цензы (перепись населения, которая предусматривала разделение на социально-политические, военные и податные разряды людей) и проводить финансовые операции (контроль отдачи на откуп общественных земель и поземельных податей, государственных доходов, контроль финансирования войск и пр.) согласно своему усмотрению.

Однако на этом Юлий Цезарь не остановился, взяв курс на сакрализацию своей личности: римлянам навязывалась идея о прямом происхождении Цезаря от богини Венеры, в его честь был установлен ряд памятников в храмах богов (что возводило правителя с ними на один уровень), празднование дня рождения превратилось в праздник с жертвоприношениями, а месяц «квинтилий» отныне был назван «июлем».

Реформам, которые проводил Цезарь, никто не препятствовал: открытая оппозиция была весьма слаба и немногочисленна. К слову, в современной историографии распространено мнение, что все реформы правителя (увеличение числа старших магистров, понтификов, предоставление римского гражданства жителям провинций, корректировка раздачи бесплатного хлеба и т.п.) носили «косметический» характер, т.е. они не меняли систему традиционных политических институтов и отношений между ними.

Такой режим правления осуществлялся на протяжении четырех лет, пока сенат под предлогом желания вернуть себе былые полномочия, не организовал заговор против Цезаря. Для расширения круга сторонников умерщвления правителя, заговорщики «переманили» на свою сторону Брута (одного из сенаторов, который, по версии некоторых ученых, является внебрачным сыном Юлия Цезаря). Брут стал одним из главных организаторов заговора. В итоге, против Цезаря объединилось 80 человек.

Доверчивость Римского диктатора сыграла против него: Цезарь был убит прямо в зале сената многочисленными ножевыми ранениями. В момент, когда удар должен был наносить Брут, Цезарь произнес свою знаменитую теперь фразу: «И ты, Брут?».

По видимому, боги были чем-то сильно заняты в этот момент, раз не спасли своего соотечественника, вознесшегося к ним за счет собственных фантазий. И денег. Наверное, Цезарю все же необходимо было уделять больше внимания земным товарищам.

Перестарался

Но использовать заговоры для устранения тех или иных руководителей стран любили не только заморские представители. Недалекая Россия также обрела героев своего времени.

Пожалуй, самым ярким следует считать заговор против императора Павла I, действиями которого были недовольны люди из высших сословий.

Павел I взошел на престол в 1796 году. И сразу же после вступления в силу его полномочий, император начал проводить реформы, которые негативным образом сказывались, прежде всего, на дворянах и военнослужащих высоких чинов. Согласно его распоряжениям, отныне снова разрешалось применять телесные наказания к представителям дворянства, помимо этого, они были обязаны платить налог на содержание местного самоуправления, а дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, Павел I приказал предавать суду и т.п.

Согласно военной реформе, сложнее стало жить и высокопоставленным офицерам, которых даже за незначительные промахи могли разжаловать. Плюс к этому, солдатам разрешалось жаловаться на тех руководителей, которые злоупотребляли своими полномочиями и т.д.

Не худшие изменения, если подумать. Простой люд получил больше прав, а господ правителей вынудили сбавить обороты.

Павел также ввел более строгую цензуру, т.к. боялся проникновения в Российскую империю идей французской революции. Вследствие этого, во время его правления было не найти книг Гете, Шиллера и др. «неправильных» авторов. Образование за границей также оказалось под запретом.

В административной реформе император делал упор на усиление централизованной власти и устранял всевозможных, даже теоретических, революционеров. Похоже, девизом его правления было что-то вроде «Скажи «нет» революции! Скажи «нет!» загранице! Скажи «нет!" тому, чему говорит «нет!» император!».

Эти действия привели к тому, что среди членов сената и гвардейских офицеров, возникла идея заговора. Стоит отметить, что это была уже третья попытка «устранить» императора. Первые две не удались, а какие-либо сведения об этом были уничтожены по приказу самого Павла I.

В ночь на 12 марта 1801 г. заговор был осуществлен – российский правитель умер. Согласно историческим данным, вначале его избили, затем нанесли удар золотой табакеркой в висок, после чего – задушили.  Своего рода идеологами случившегося признаны Никита Панин и Петр Пален (приближенные Павла), а исполнителями – Николай Зубов и Леонтий Беннигсен (конюший и генерал от кавалерии соответственно).

Ни конца, ни края…

Приведенные примеры – далеко не единственные случаи, когда великие государи оставались без собственноручно нашитых крыльев из-за чьего-либо недовольства их политикой.

Получив власть, некоторые из правителей готовы вознести себя на один уровень с высшими вершителями судеб и перекраивать систему так, как они хотят, независимо от того, насколько это правильно и полезно для государства.

Такие люди переставали чувствовать свой народ, который был основой их существования.

Получить власть и пользоваться ею иногда в ущерб себе, но на благо другим – сложно. Одним из вариантов сдерживания таких порывов можно считать наличие круга приближенных людей, которые корректировали бы действия правителя. Однако, как показывает практика, реальной пользы от них не было, ведь императорам не пристало слушать кого-либо, кроме себя. Это, в свою очередь, задевает приближенных. И, если обратить внимание на тех, кто выступал инициаторами заговоров, то можно заметить интересный факт: как правило, это были люди из близкого круга правителей. Очевидно, им тоже хотелось попробовать власть на вкус…

https://www.youtube.com/watch?v=hN305eRd8Ws

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!