Перейти до основного вмісту

“Ах, Самара-городок!” или немного о децентрализации власти. 

Одно из главных требований стоявших на Майдане и один из главных пунктов реформ, декларируемых украинской властью, - это децентрализация власти.

Михаил Борисов

Обычно я люблю демонстрировать величие и красоту русского языка в проведении исторических параллелей, связанных с историей и современностью. Но этот текст будет посвящен несколько другой теме, а именно “как делать не надо”. Так что не будем терять время на пустые приветствия и фальшивую любезность, а вместо этого приступим.

Одно из главных требований стоявших на Майдане и один из главных пунктов реформ, декларируемых украинской властью (особливо в лице Порошенко и Яценюка), - это децентрализация власти. Безусловно, это довольно важный вопрос, ибо, если мы хотим видеть в политике принципиально новых людей, которые будут не только слушать и слышать людей, но и вообще "жити по-новому", нужно создать условия для того, чтобы эти новые люди появлялись. Второй важный аспект децентрализации власти заключается в создании конкурентных условий внутри области или муниципалитета, что повлечет за собой создание сильных и ответственных региональных и местных политических элит, способных вести диалог с центром на равных, именно как представители местной власти получившие от местных избирателей прямой мандат на осуществление своей программы действий и преобразований. Как мы все с вами понимаем, в условиях централизованной вертикали власти такое, как минимум, крайне затруднительно. А порой и вообще невозможно.

Поэтому идеи о децентрализации власти очень актуальны не только для Украины, но и для России. И пока в Украине только обдумывают соответствующие преобразования и поправки в Конституцию, я хочу на примере одного конкретного российского города показать, как делать однозначно не надо.

Итак, город Самара, Российская Федерация. Немного справочных данных для начала: население - чуть более миллиона человек, крупный транспортный, промышленный, научный и культурный центр на Поволжье. Известен на все постсоветское пространство, в первую очередь, благодаря Жигулевскому пивзаводу (именно тут делают самое настоящее “Жигулевское”™), сериалом про наркомана Павлика, высказыванием главного российского барина Никиты Михалкова про красоту самарских девушек и обиженным Роберто Карлосом, которому кинули банан на поле. Насчет тазов на колесах - это вам нужно в Тольятти, а здесь делают самолеты и ракеты (иногда успешно, а иногда и нет).

Ну так вот, остановимся на такой теме, как местная муниципальная реформа. Суть в том, что ее главным инициатором является губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Присланный в местные края из Мордовии и набравший аж 93% на губернаторских выборах в сентябре 2014г., задумал он провести полный переворот системы местного самоуправления. И одной из тем местных политических холиваров в фейсбуках и всяких там ЖЖ является мотив данного переворота. Либо так он хочет лучше слушать и слышать людей (его лозунг на губернаторских выборах), либо с помощью этой реформы он хочет сделать местную власть послушной и не мешающей ему с назначением своих друзей и соратников из Мордовии.

Сама реформа началась с того, что после выборов в сентябре 2014 года в отставку был отправлен последний избранный мэр Самары Дмитрий Азаров. Сам он уехал в Совет Федерации работать, а должность главы города перешла к спикеру Самарской городской думы Александру Фетисову. Позже было объявлено о создании отдельной должности Главы городской администрации (более известной как “сити-менеджер”). После приведения местного законодательства и городского устава в соответствие с планами губернатора Меркушкина, т.н.”сити-менеджером” 16 декабря прошедшего года стал бывший министр труда, занятости и миграционной политики в областном правительстве Олег Фурсов. То есть, после отставки избранного горожанами мэра по инициативе губернатора должность городского главы разделилась на две составные части. Один является спикером местного парламента с должностью “глава города”, а другой, по идее, отвечает за выполнение текущих задач, стоящих перед городом. Стоит также отметить, что основания для подобных изменений у губернатора нашлись вполне себе демократические: по данным соцопросов, около 85% опрошенных самарцев высказались за укрепление структуры власти сверху донизу и подотчетность главы города губернатору, о чем последний заявил на одном из заседаний Самарской губернской думы (законодательный орган области).

Но то была первая часть пертурбаций с местным самоуправлением. Вторая часть Марлезонского балета началась совсем недавно. А именно: 27 января состоялось расширенное заседание Общественной палаты Самарской области, где присутствовали упомянутые мной губернатор, сити-менеджер, всякие депутаты из губдумы и гордумы и так далее. На этом заседании было оглашено о продолжении эпопеи с муниципальной реформой. В частности, было четко сказано о том, что прямых выборов в городскую думу Самары больше не будет. Вместо этого предлагается поделить город на 13 районов (сейчас их 10) и в каждом районе создать местный представительный орган на 30-40 депутатских мест. Выборы в районные советы депутатов предполагается проводить по смешанной системе: 50% по одномандатным округам в 900 человек, а еще 50% - по партийным спискам. Районные советы депутатов делегируют в городскую думу по три человека (в том числе и председателя райсовета депутатов).

Безусловно, идея о перераспределении властных полномочий районным депутатам очень хорошая, но больше не за что похвалить инициаторов данной муниципальной реформы. Ибо возникает несколько вопросов: какие полномочия будут у этих самых районных советов, каково будет материально-техническое обеспечение их деятельности, и какие будут льготы и поощрения за работу депутатов? Последние два вопроса особенно актуальны в свете экономического кризиса, когда городу придется еще искать деньги на решение кучи других вопросов, в частности, строительство местного метрополитена и возведение соответствующей инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году (а Самара является одним из городов, принимающих данный мундиаль). Так что я очень сомневаюсь в качестве работы новых органов муниципальной власти и открытости деятельности районных депутатов. Безусловно, активные и амбициозные люди всегда есть, но, учитывая реалии, в которых действующий губернатор набрал 93% на выборах, можно предположить что особо вольнодумные и не вписывающиеся в соответствующую политическую реальность города и губернии активисты будут отсеиваться и сниматься избирательными комиссиями по абсолютно формальным и даже надуманным поводам. Подобных прецедентов по всей России - масса.

Как я уже говорил, подобную идею децентрализации я вполне одобряю, но, опять же, учитывая соответствующую политическую реальность и режим “ручного управления” областью губернатором Меркушкиным, оная область будет очень сильно страдать. Предполагаю, что районные советы будут выполнять чисто декоративную роль. А если мы говорим о реальной децентрализации власти, нужно тогда уж как можно скорее определять полномочия низовых органов власти и выносить их на обсуждение местной общественности.

Подведем итог: децентрализация власти - вещь нужная и полезная. Если у кого остались вопросы, то смотрите ответ в начале текста. Но, раз уж мы говорим о формировании конкурентной среды и ответственных местных элит, то подобные элиты не будут существовать в условиях, когда все административные и информационные ресурсы сконцентрированы в руках у условного гауляйтера соответствующей территории (города или области), который подминает под себя местные элиты и заставляет их считаться с собственной волей. Соответственно, эффективность низовых органов власти будет крайне низкой. Это должны понимать как организаторы реформы МСУ в Самаре, так и инициаторы децентрализации власти в Украине.

https://www.youtube.com/watch?v=4hsHGfpMYbU

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!