Флаги наших Сурков
Отважный Маленький Тостер
Изначально мне, как человеку с историческим образованием и любовью к геральдике, было просто интересно покопаться во флагах и гербах сепаратистских «республик». Потом мне стало интересно, до какой глубины может дойти человеческая глупость, и когда геральдические сурки постучат в бусы двуглавому орлу. А вот теперь мне интересно, читает ли СБУ «Петра и Мазепу».
Начнем с того, что геральдика – это наука. У нее свои законы. Во флагах и гербах государств неглупый человек может прочесть очень и очень многое о самом государстве. То, что непризнанная Приднестровская Молдавская республика оставила себе флаг Молдавской ССР с серпом и молотом – исчерпывающе говорит о её политическом устройстве. То, что на доброй четверти флагов стран Океании изображен «Юнион Джек», дает прямое указание на историю государственности этих стран. То, что флаги и гербы ДНР/ЛНР меняются по три раза за ночь, полностью соответствует тому хаосу и сумятице, которая творится в головах у местных деятелей.
Приступим, пожалуй. Поговорим про Донецк. Ведь флаг «Донецкой республики» имеет наиболее долгую историю среди ему подобных – ему, как-никак, уже стукнуло десять лет.
Великое княжество «METRO»
Черно-сине-красные цвета стали символом донецкого сепаратизма еще в конце 80-х годов. Тогда под такими флагами (черным цветом вниз, красным вверх) выходили маргиналы из «Интердвижения Донбасса».
Родились эти цвета в период обсуждения нового флага Украины. Многие предлагали оставить красно-синий флаг УССР, убрав только серп и молот. «Интердвижение» пошло дальше, предложив добавить черную полосу внизу знамени как символ донецкого угля. Собственно, созданием устойчивого символа донецкого сепаратизма вклад в него «Интердвижения» и закончился. Позже, в 2005 году, концепцию подобного триколора подхватил некто Пургин – некогда просто пьяница, а ныне пьяница и Председатель Народного Совета ДНР. Он перевернул флаг «Интердвижения» согласно цветам Российской Федерации (красным вниз), добавил российского гербового орла со стыдливо прикрытыми лапами, написал на флаге «Донецкая республика» и «Донецкая Русь» (одновременно; видимо чтобы никто не путался) и сделал всю эту мешанину символом движения «Донецкая республика».
Движение было, скажем мягко, маргинальным. За десять лет существования Пургин и компания провели несколько митингов численностью до пятидесяти человек.
После были изгнаны в подполье решением Донецкого же окружного административного суда, провозгласили в соцсети «Вконтакте» независимость Донбасса и почему-то Херсонщины, оттуда же (из «Вконтакте», а не с Херсонщины) обвинили Ющенко в подготовке вооруженного нападения на Кубань, и, как пик своей довоенной деятельности, в позапрошлом году сорвали украинско-американский семинар по IT-технологиям из-за угрозы «проамериканской революции» (не очень помогло). В общем, «Донецкая республика» мало чем отличалась от ПСПУ той же Витренко, разве что явно проигрывая в численности соратников и уровне организованности.
Но громкое название решило всё. И весной 2014 года над захваченными административными зданиями Донецкой области вместе с российскими триколорами взлетали черно-сине-красные. Итог оказался прост: «государственным» флагом ДНР «назначили» флаг маргинальной общественной организации. Сразу же возникла логическая неувязка: на флаге напрочь отсутствовало слово «народная», что, несомненно, символизирует. В конце июня минувшего года флаг «ДНР» претерпел изменения, которые, как говорят в этих ваших интернетах, добавили немало лулзов сторонним наблюдателям. На полотнище таки впихнули слово «народная», а орлу на гербе ампутировали лапы. Вместе с птичьими конечностями исчезла и лента с надписью «Донецкая Русь», а архангел Михаил на груди орла почему-то оброс бородой, видимо, символизируя поддержку братской Чечни.
Сама расшифровка Пургиным символики им же придуманного флага достойна прямой цитаты: «Ну цвета, основная параллель, идет уже через сто лет, вот, черное – во-первых, православие, во-вторых, он такой же, как российский, просто вместо белого черный, в-третьих, цвета сине-красные – это цвета православия». Про «сто лет» нуждается в уточнении. Пургин выводит претензии Донбасса на собственную государственность от Донецко-Криворожской Советской Республики (существовала с марта по май 1918 года). Соответственно, флаг ДНР должен был показать преемственность от ДКСР, помогая Пургину в создании исторического мифа. Однако не сложилось – по крайней мере, на уровне фактов. Да, Пургин неоднократно говорил о связи флагов ДНР и ДКСР. Но это ложь. Флаг Донецко-Криворожской республики был одноцветным – ярко-алым. Что еще раз показывает сторонним наблюдателям уровень вменяемости персонажа и нелепость попыток обоснования «истории государственности Донбасса».
Еще деталь.
Орел на гербе «Донецкой республики», разумеется, попросту скопирован с государственного символа Российской Федерации. Желающим сравнить: копия, оригинал). Кроме того, что Пургин ампутировал орлу ноги (а вместе с ними – скипетр и державу), он еще убрал три короны, висевшие над головами крылатого мутанта. Ярким доказательством понимания господином Пургиным основ геральдики стал тот факт, что вместо корон над головами орла внезапно появилась… держава, она же «яблоко державное» – та шаровидная штуковина, которую самодержцы на портретах держат в руке, а орел на российском гербе – в лапе. Одним словом, державе приписано находится не над головой, а в конечности. Видимо, такой геральдический ход означал невидимую длань самодержца Путина, простирающуюся над главой столь независимой республики. Забегая вперед, скажу, что луганские деятели, взяв за основу герба ЛНР того же самого российского орла, в отличие от Пургина, поленились убрать короны у него над головами. Что с точки зрения любого историка символизирует только одно — верх кретинизма. Три короны в гербе России изначально означали три царства — Казанское, Астраханское и Сибирское — объединенные в одно государство московским правителем. Который в виде символического всадника-змееборца находится у орла на груди. Логика понятна? Российский трон (двуглавый орел со скипетром и державой) коронован тремя коронами – землями, которыми правит с этого трона московский самодержец. Какими тремя царствами правит луганский монарх, мне лично неизвестно. Даже доблестно взятое ополченцами великое княжество «METRO» находится в Донецке, а не у них.
Раз уже начали о Луганске, то давайте о нем поговорим. Там еще смешнее.
Видишь сурка?
Изначально ни о каком отдельном луганском символе сепаратизма не слышали даже сами сепаратисты. Поэтому, допустим, захват Луганской облгосадминистрации проходил под самыми разными цветами: тут тебе и флаг России (что логично), и «георгиевский» черно-оранжевый, и красный с серпом и молотом, и флаг «Народного ополчения Донбасса» с перевернутым флагом «Донецкой республики» на гербе.
Иначе говоря, протестующие изначально не думали о какой-то независимости или республике и не имели ни малейшего исторического или политического ориентира, кроме России и СССР.
О каком-то своем символе луганские сепаратисты задумались только перед майским «референдумом» (видимо, определившись с его целями и результатами). Девятого мая, в понятный любому гражданину бывшего СССР день, был представлен флаг, сделанный по образу и подобию флага донецких «коллег»: триколор Российской Федерации был слегка отредактирован, белая полоса заменена голубой, сверху и снизу появилась надпись «Луганская республика» (без слова «народная», естественно). На флаге герб: полностью скопированный с российского символа двуглавый орел (с коронами, о которых выше), на груди которого прицеплен украинский герб города Луганска с одной очень важной и смешной правкой: с него пропал личный вензель российской императрицы Екатерины II. Еще раз: пророссийские активисты, на каждом шагу вещающие об истории, России, Крыме, Новороссийской губернии и прочих подобных вещах, убирают с герба символ российской императрицы, которая основала Севастополь и создала Новороссийскую губернию, тем самым дав этим самым активистам почву для мифа!
Знаете, почему так произошло? А вот посмотрите на этот самый вензель императрицы: вот он на гербе Екатеринославской губернии.
Вот герб Луганска, вензель в правом верхнем углу.
Круг из золотых звезд на синем фоне, буква «Е»… Ничего не напоминает? А вот сепаратистам напомнило, да еще как. Это же вылитый герб ненавистного Евросоюза! Как же оставить его на гербе-то независимой от этой вашей Гейропы Луганщины? Да никак!
И убрали. Оставив два скрещенных шахтерских кайла, остриями упертых в два орлиных горла. С точки зрения геральдики, таким образом ЛНР символически убивает российский империализм. Но где геральдика, а где те сепаратисты…
…Дальше стало еще загадочней. Неожиданно выяснилось, что герб с орлом, изображенный на флаге ЛНР, – это вовсе не герб. На «официальных бумагах» сепаратистов начал появляться совсем другой символ – слегка переработанный герб Луганской области. Это происходило в июне минувшего года, когда украинские силовики бодро теснили ополченцев, а авиация нет-нет, да и постреливала по зданию Луганской обладминистрации. Непонятно, в этом ли причина возвращения от российского орла к украинскому щиту, пусть и с георгиевской лентой вместо сине-желтой, но факт остается фактом. Даже синее небо с желтым полем вернулось. А еще вернулся сурок. Натурально, геральдический байбак, то бишь степной сурок, который был на гербе Луганской области и перекочевал оттуда в герб ЛНР. Так что, возможно, сепаратисты хотели не намекнуть Украине на определенную долю верноподданности, а сделать приятное одному путинскому куратору.
Сурок, впрочем, на гербе ЛНР надолго не задержался. Уже через пару месяцев он исчез, как и двуглавый орел с луганского триколора. Вместе с ними испарился «народный губернатор Луганщины» Болотов. Ново-избранно-назначенный Плотницкий на своей инаугурации внезапно появился с другим флагом: тех же цветов, но без надписей «Луганская республика» и с другим гербом. Вместо российского орла в центре триколора появился конь. Но не один, а с друзьями – подсолнухом, звездами, солнцем, молотками, колосьями и шахтой. Звезд оказалось восемнадцать, по числу районов Луганской области – с претензией на всю территорию региона, естественно (на момент создания герба сепаратисты едва контролировали шесть из восемнадцати районов). При этом новые, хм, управляющие Луганска проехались по российской символике, видимо, зафиксировав таким образом попытку получить хотя бы видимую независимость от Кремля. «Именно утвержденный герб является законным символом государства, а не какая-то птица, которая и на орла не похожа», – отметил тогда председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин.
Сам факт презентации нового флага методом «кстати, я тут сурка убрал» многое говорит о луганской «государственности». Просто представьте шум, который поднялся бы в Украине, если бы Порошенко на инаугурации вывесил флаг с казацким крестом вместо трезубца и назначил его новым гербом страны. А сепаратисты, видимо, просто не заметили этого события. Оно и незачем: когда стало ясно, что «крымский сценарий» на Донбассе не случится и в России их никто особо не ждет, появилась необходимость максимально визуализировать хотя бы внешние признаки государственности: герб, флаг, гимн, валюта (да, и такие мысли тоже были), а также обосновать преемственность ЛНР от Луганской области Украины, таким образом морально закрепив за собой право на всю территорию региона. С этой задачей сепаратисты частично справились.
На пропаже сурка злоключения луганско-сепаратистской символики не закончились. 26 ноября, теперь уже с официальными бумагами, с флага ЛНР пропало все, кроме трех полос. За месяц до этого конь отправился следом за сурком, а общественность увидела новый, последний на данный момент герб ЛНР.
Трактовку этого, хм, символа от её непосредственного автора читайте сами. Лично я впал в предынфарктное состояние уже на фразе «Синий цвет никогда не кончается, затягивает в себя, опьяняет». Наконец-то хоть кто-то разъяснил мне, почему пьяниц называют «синяками». Эвона что. А я-то мучился…
Сам герб прямо-таки пропах советским духом и, по понятным причинам, мазью «Звёздочка». Звезда в центре говорит сама за себя. Красная звезда, товарищи. Всем российским националистам, которые прикопаны где-то в степях под Луганском, посвящается. Больше сказать нечего. Лучше бы сурка вернули.
Новороссь меня, моего коня…
Про флаг и герб Новороссии (она же – Союз народных республик) надо знать всего три простых факта.
Факт первый. То красное полотно с сине-белым крестом, которое используют в пропаганде сепаратисты – это не флаг Новороссии. Флаг Новороссии – бело-желто-черный, перевернутый с ног на голову династический флаг Романовых (более известный как «имперский флаг»).
То, что он не используется – показатель значимости и статуса человека, представившего этот флаг как «государственный». Зовут этого значимого человека Олег, фамилия его - Царев.
Факт второй. Привычное ополченцам нечто, похожее на флаг американских конфедератов (кстати, Новороссия – она как бы конфедерация, вы знали? Нет? Ну и забудьте, живите дальше) – это не флаг, а воинское знамя. Именно это знамя выдает основную задачу «Новороссии» как таковой: если «государственный» флаг практически нигде не фигурирует и вообще мало кто о нем знает, а в повсеместном использовании сепаратисты обходятся боевым знаменем, значит, весь смысл существования Новороссии не в самостоятельности и не в независимом развитии, а в войне. Других смыслов создатели в Новороссию не закладывают. Война – это смысл, а Новороссия – орудие. Всё, точка.
Факт третий. На боевое знамя «новороссов» вопреки всем законам геральдики присобачен герб, который нарисовал для конкурса на символ Новороссии один интересный человек – политолог Михаил Павлив. Герб представляет собой дикую помесь всего, чего только можно, включая двуглавого орла в короне, молот (символ металлургических городов), якорь (портовые города), казака на малиновом фоне (скопирован с герба Запорожской области) и бус, надетых орлу на грудь. Расшифровка понятна: Новороссия претендует на территории всего Юга Украины. Так Советский Союз помещал на герб земной шар с тонким намеком на мировую революцию и диктатуру пролетариата.
Но это всё неважно. Важно то, что автор этих самых бус на двуглавом орле, Михаил Павлив, не сидит в тени созданного им герба где-нибудь под кустиком в донецких степях, ожидая прилета хунтовского снаряда. И в Луганске он тоже не сидит. Он в Киеве. Вот прямо сейчас. Вот он в начале февраля на фоне уже украинского герба заседает в студии «112 канала». Вот он пишет на сайт украинского Forbes, а вот чуть ли не каждый февральский день обсуждает в эфире радио «Голоса столицы» минские договоренности. И он – не «сепаратист Павлив». Не «террорист Павлив». Он – господин Павлив и политолог Павлив. А флаг с созданным им гербом висит над захваченным Дебальцево и трупами украинских солдат.
Хотя этот последний факт говорит не о Новороссии, не о Павливе и не о политологах. Он говорит об Украине. Очень, знаете ли, многое говорит.
P.S. Лучше всего о всей этой мешанине орлов, сусликов, якорей и вензелей высказался кандидат исторических наук, член Украинского геральдического общества Николай Чмир: «Чтобы создать народную республику, нужно иметь для этого как минимум народ». И добавить мне тут решительно нечего.
https://www.youtube.com/watch?v=vbOBYypGVe8
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!