Банковский маневр
Редакция часто дает широченную отраслевую аналитику, обрисовывает эпохальные политические перспективы и делает прочие макропрогнозы. Однако порой мелкие истории на порядок сильней описывают эпоху, чем любая общая аналитика. О такой маленькой истории в контексте больших событий и пойдет речь в этой статье.
Есть такой банк – «Bank of Cyprus», самый старый банк этого широко известного и нужного в узких кругах острова. Основан он в 1899 году. Ведёт операции в Великобритании, Австралии, Греции, Румынии и России. С 2008 года «Bank of Cyprus» стал предоставлять свои услуги также на территории Украины.
Для чего в Украине киприотами были приобретены в 2008 году 97,2% капитала «АвтоЗАЗБанка». Именно миноритарий «АвтоЗАЗБанка» Максим Дрозденко и натолкнул нас на эту историю.
«АвтоЗАЗБанк», после покупки банка киприотами, ожидаемо был переименован в «Банк Кипра». Название хорошее, звучное. Киприоты банк купили в самый пик кризиса, очень дешево и имели грандиозные планы. Впрочем, прийти к успеху у них не вышло. А уж после того, как МВФ начал оздоровление банковской системы Кипра, киприотам пришлось задуматься о продаже части активов материнского банка.
Так в этой истории появились россияне. За чуть больше чем 200 миллионов евро украинская дочка российского «Альфа-банка» стала обладателями 99,8% акций Банка Кипра. Впрочем, «Альфа-Банк» даже не скрывал, что их интересует кредитный портфель банка, а на сам банк россиянам плевать. И не особо скрывали они, что приобретают банк и его кредитный портфель в интересах анонимных инвесторов и материнской компании «Альфа-групп».
Суть истории в том, что «Альфа-Банк» кредитовал те же самые компании, что и киприоты. Более того, «Альфа-Банк» считал, что совершил ужасно выгодную сделку, несмотря на то, что доля проблемных кредитов в «Банке Кипра» составляла, по оценкам специалистов, целых 38%. Что как бы немало. Впрочем, Альфа-банк считал, что сумеет взыскать долги или получить хорошие залоговые активы, благодаря лучшему, чем у киприотов, «знакомству с юридической системой Украины». Ага, мы поняли.
Остановимся поподробней на «Альфа-Банке» и «Альфа-групп», чтобы читатели лучше понимали суть проблемы. В марте 2014 было зарегистрировано постановление Верховной Рады № 4740 «о создании временной следственной комиссии... по вопросам расследования обстоятельств деятельности предприятий консорциума «Альфа-Групп» против интересов Украины». Комиссию так и не создали, но российские банкиры намек поняли. К сожалению, в современном мире режим «взять и поделить», который так хотят включить некоторые фанаты bloody junta, не очень-то реализуем. Или реализуем, но огребать придется как Владимиру Владимировичу, а это на данный момент очень нежелательно.
Уже 31 марта 2014 российский «Альфа-Банк», владеющий 19,9 % акций украинского «Альфа-Банка», продал свою долю международной компании «ABH Ukraine Ltd», зарегистрированной на Кипре. Европейский бизнес, все честно и прозрачно. И теперь всем известно, что «ABH Ukraine Ltd» владеет 100% украинского Альфа-Банка. Также всем известно, что единственным владельцем «ABH Ukraine Ltd» является, впрочем, люксембургская «ABH Holdings S. A». Владельцами «ABH Holdings S. A» являются Фридман, Авен и разные прочие совладельцы «Альфа-групп». Какая неожиданность, переложили из одного кармана в другой. Ну, подумаешь, россияне, скажете вы… Вон, Аликперов со своим «Лукойлом» тоже россиянин.
Хотелось бы напомнить, что в том же 2014, прямо в тот момент, когда Украина рубилась с «Газпромом», налаживая реверс газа из Европы, «ABH Holdings S. A» через фонд «L1 Energy» того же Фридмана и Авена покупала немецкую «RWE Dea AG». «RWE Dea AG» - один из лидеров по добыче и продаже газа в Европе и оператор немецких газохранилищ. По странному совпадению именно RWE была и остается основным поставщиком газа в Украину через Словакию. По странному совпадению немцы забили на секторальные санкции, и власти Германии дали добро на продажу компании, хотя дебаты на эту тему были серьезными. Мы писали об этой славной зраде в своих дайджестах.
Однако сделка была завершена лишь на днях, в марте 2015, так как целый год бдительная «англичанка гадила» трубопроводным войскам Владимира Владимировича. Британия тормозила завершение сделки, угрожая отжать (абсолютно законным методом, по договору) часть месторождений у «RWE Dea AG». Даже сейчас конфликт еще не завершен, хотя сделка завершена. Британские власти выдвинули 6 марта 2015 года Фридману сотоварищи ультиматум, который звучит очень смешно. Британцы требуют от Фридмана гарантировать непопадание британских активов «RWE Dea AG» под санкции (которые Британия же и введет) под угрозой принудительной продажи британской части активов (а это только в добыче газа 19,2% от всей добычи компании). Если Фридман влетит под санкции и не продаст британские активы за три месяца, Британия имеет право отозвать лицензии на месторождения вообще. За день до истечения срока ультиматума Фридман еще чего-то наобещал британцам и сейчас его предложение рассматривают. Британцы толсто намекают Фридману, что они не немцы, и или он будет играть по правилам, или, как сказал бы Лавров, попадет на неслабые бабки. Впрочем, Фридман уже начал расставлять своих людей в менеджменте «RWE Dea AG».
Вся эта схема абсолютно не интересна украинцам до следующей зимы, однако позиция Британии и Германии четко говорит о том, чьим представителем является Фридман и «Альфа-групп». Вернемся из горних высей на нашу грешную миноритарную украинскую землю.
Сразу же после покупки «Банка Кипра» Альфа-Банк начал унылейшую программу по разбору банка на запчасти. Закрыл большую часть отделений, переименовал «Банк Кипра» в «Неос-банк», перевел самых жирных клиентов на обслуживание к себе, и всё это сделал, наплевав на мнение миноритарных акционеров «Банка Кипра». Сам банк, по изначальной идее, после разбора готовили к продаже и даже не скрывали этого. В нашей стране многим нужны были банки-помойки. Покупатели бы на банк нашлись.
Но так как завершение сделки проходило уже на фоне победы Евромайдана и разрушения «семейных схем», план пришлось немного поменять. Пока россияне тихо думали о будущем и продолжали пилить банк, на горизонте появился Закон № 218-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банками лиц». Вечер перестал быть томным. Обычная, считай, стандартная процедура дерибана и утилизации теперь уже «Неос-банка» оказалась под угрозой, и в структуре владения банком произошли неслабые изменения.
Вы не найдете об этом упоминания, но структура владения «Неос-банка» изменилась, и мощный долевой пакет «Альфа-Банка» был раздроблен. Теперь управление банком осуществляется вроде как голосованием кучи независмых акционеров-миноритариев. Опять переложили из одного кармана в другие, но тоже свои. Но формально банк был продан.
Миноритарии «Неос-банка» в шоке, конечно, и уже несколько лет бьются лбом об стену, пытаясь хоть как-то достучаться до сменяющегося менеджмента банка или владельцев. Причем пока, так как реальных покупателей на банк всё нет, продолжается веселенький распил банка, уже, правда, с небольшими особенностями «эпохи АТО».
Как и планировалось менеджментом Альфа-групп, «Неос-банку» настал немного каюк. У банка долги, нет активов и куча плохих кредитов. Менеджмент «Неос-банка» подконтрольный Альфа-групп вроде как пытается что-то делать. Или нет. Мы же знаем, что они пытаются делать.
Должникам банка стали прилетать письма счастья вот такого характера.
«Неос-банк» был одним из основных кредиторов ГП «Радиоприбор». Кредит какое-то из руководств завода разворовало еще при фараонах, перспектив у завода не было и всем было плевать, но тут началась война. Внезапно завод стал нужен, и тут менеджмент «Неос-банка» показал недюжинные способности к инвестиционной деятельности. Кредит был переуступлен банком в пользу ТОВ «Дата Майнінг Груп».
Оцените красоту игры, как говорил Чечетов.
Запорожский государственный завод «Радиоприбор», который участвует в восстановлении и поставках деталей для украинских БТР (вопреки распространенному заблуждению сами БТРы завод не производит) будет травить уже даже не украинский банк под управлением кипрского оффшора. Отжимать у завода здание по ипотечному договору будет что ни на есть украинское предприятие (которым правда будет владеть Альфа-групп) и помогать ему в этом будет украинская же государственная исполнительная служба. Красота. Какие россияне? Какой Путин? Вечно вам, укропам, какой-то Путин виноват.
Пока миноритарии бегают, пишут запросы и пытаются воевать с остальными «акционерами», менеджмент банка тихо выполняет свою работу. Долги же нужно возвращать. И последние активы банка уходят с молотка фирмам-однодневкам, причем, с отсрочкой платежа. Как вы думаете, фирме «Дрім продукт» (ЕДРПОУ 39351147), которой полгода, и у которой уставной фонд 500 гривен, удастся заплатить когда-нибудь потом банку за здание стоимостью не меньше, чем 130 634 000 грн., и машиноместа со стоимостью не меньше 34 700 000 грн.? Сомнений нет, они точно заплатят. И активы за 164 миллиона с копейками гривен уходят с молотка.
Вот он, масштаб игры.
Если выйдет у «L1 Letter» забороть британцев, то не будет у нас реверсного газа зимой. А не выйдет, так на «Фонд гарантирования вкладов» упадет обескровленный банк, активы из которого выведены в интересах Фридмана и Авена. Причем, активы эти будут потрачены на лоббирование интересов «газопроводных войск» дяди Вовы. А мимоходом они нам еще и снабжение армии медным тазом накроют, когда ТОВ «Дата Майнінг Груп» начнет у ГП «Радиоприбор» здание завода отжимать.
Выводы.
Редакция не леваки какие-нибудь и не анархисты, потому предложений из разряда «а давайте у них всё отберем» не будет. Потому что если начнем отбирать по беспределу (опять немного Лавровщины), то не будет у нас ни инвестиций, ни доверия кредиторов. И тогда Фридман нас голыми руками возьмет через полгодика. Не принято так в Европе.
Первый вывод состоит в том, что не надо думать, что, если война закончится водружением флага над Донецкой ОГА, то мы победили. Потому что у нас в тылу будут десятки таких неосбанков и не будет газа. У этой шахматной партии игра идет на десятках досок и следить надо за всеми.
Второй вывод заключается в том, что не надо надеяться на смерть Путина. Как дети, ей-богу. Потому как в РФ, уроженец бандеровского Львова, Фридман совсем не считается участником клана Путина. А считается другом некоторых уже покойных оппозиционеров и приятелем неоднозначного Суркова. Он неоднократно был замечен в том, что гадил людям из путинской колоды: и Сечину, и Костину, и много кому еще. Путин просто компромиссная фигура российского политэкономического расклада. Ну, по крайней мере, был такой фигурой. И независимость от этих раскладов и сурковской византийщины надо долго и упорно зарабатывать.
Об этом и третий вывод. Не надо, растянув циферблат до ушей, надеяться, что европейские правила игры помогут нам победить коррупцию и сделать жизнь счастливой. Нам надо самим уже сейчас кооперироваться, и помогать друг другу в давлении на вот таких вот сурково-фридманов и их неосбанки. Вырабатывать навыки борьбы, поддерживать толпой юристов, бумагой осаждать прокуратуру и суды, требовать воплощения решений и т.д. Это такая же задача, такой же элемент построения нормальной страны, как и перестрелки на передовой. Подойдите к этому со всей серьезностью.
Антон Швец по материалам Максима Дрозденко
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!