Шанс
Ярослав Бугаков
Когда я наблюдаю за тем, как мои в прошлом адекватные друзья, медленно превращаются в кучку сплотившихся вокруг собственных иллюзий маргиналов, особенно хочется выдать что-то об их перспективах.
Начинать, скорее всего, придется с места в карьер, потому что парни, которые не очень склонны к чтению «укроповской пропаганды», совершенно игнорируют тексты более 1000 символов. В общем, постараюсь вложиться.
Итак, административный аппарат любой страны, иначе именуемый «властью», склонен сортировать людей по способностям и наклонностям. Чтобы отделить гуманитариев от технарей, в каждой стране мира предусмотрены определенные учебные заведения, которые и определяют твой путь, а параллельно погружают тебя в конкурентную среду, где приходится становиться лучше или быть отчисленным. Эти же учебные заведения в последствии играют роль первого и основного социального лифта, который поднимает выпускника ВУЗа над уровнем необразованных адептов и дает ему большее количество шансов на успех по сравнению с людьми, которые в этот социальный лифт не входили.
Еще один социальный лифт, который также есть почти у всех держав мира, называется Армия. Армии бывают абсолютно разные, но объединяет их одно – если ты идешь в армию на контракт, значит, убивать у тебя получается лучше, чем писать программные коды, тренировать людей, варить еду либо ремонтировать авто. Ну, то есть, армия подбирает под себя особый контингент людей, которые не ловят звезд с неба в научном, педагогическом и прочих планах, а просто умеют выполнять задачи, не задавая вопросов. Как бы мы не хотели идеализировать армию, после пары-тройки часов горячих споров о сути военщины, мы придем к выводу, что 70 процентов вояк – это люди без нервов и претензий на излишнюю интеллектуальность.
Это основные инструменты подъема по социальной лестнице. Первый – требует финансовых, моральных и интеллектуальных затрат, но в дальнейшем обещает отбить инвестиции, второй – денег особо не отбирает, но взамен предлагает долгий, безрадостный путь профессионального военного со стабильной зарплатой и каким-то соц. пакетом. Правда есть минус – вас могут убить, куда ж без этого.
Теперь вопрос, какими социальными лифтами будете пользоваться вы и ваши дети спустя пару-тройку лет? Ваше образование не работает и не будет работать до тех пор, пока республики на три буквы не перестанут шмалять артиллерией по украинским городам. А, как вы понимаете, эти освободительские порывы не скоро сойдут на «нет». Более того, даже если среди преподавателей найдется несколько десятков отшельников, согласных за бесплатно грызть гранит науки в компании вечно веселых студентов, то очень сомнительно, что после выпуска студенты сохранят свою веселость. Мы же понимаем умом, что гуманитарии уже сегодня могут рассчитывать разве что на волонтерскую работу в ватном пищеблоке ополчения. Следом за гуманитариями идут те, кто мог с чистой совестью именовать себя «промышленниками Донбасса» – технари, шахтеры, транспортники, строители и металлурги. Так вот, вся эта грамотная компания молодых людей сможет с чистой совестью подтереться конспектами по «Сопромату», поменять каску на автомат с подствольником и идти зарабатывать баллы в блиндажи, которых к тому времени будет по паре-тройке километров на одного жителя Донбасса.
Увы, первый и самый основной социальный лифт в виде образования будет вам не доступен. Причин море, но главная – уже сегодня Донбасс выжат досуха. Вся научная база была создана в поддержку уже работающей промышленности, последняя, по состоянию на данный момент, мертва. Это значит, что шахтеры могут без зазрения совести воровать сегодня, как в последний день, ведь эта фраза характеризует их положение как нельзя лучше. Главное, добиваясь успеха на этой ниве, не попадитесь ополченцам!
В соседней России, техническая научная база, во-первых, более финансируемая, во-вторых студентов там больше, их родители богаче и, конечно же, студенты будут вовсю пользовать все доступные им лобби, в то время как вам останется прибегать разве что к вооруженному шантажу, чтобы вас приняли на дообучение либо, прости господи, на работу. В добавок, для того, чтобы устроиться на хорошо работающий завод, вам придется пройти очень пристальную проверку документов и вашей личности, поэтому, если кто-то из вас планирует устроиться на завод «ИЖ», то спешу огорчить: посетить это заведение вы сможете только в составе экскурсионной группы, другие варианты будут доступны только для местных.
Знаете, почему сын полковника никогда не станет генералом? Потому что у генерала тоже есть сын. Эту поговорку вы можете набить на предплечье и регулярно перечитывать перед тем, как зайдете на очередное собеседование. Она будет актуальна для ваших коммунальных предприятий, а точнее, для руководящих должностей на этих предприятиях. Эта жизненная истина будет работать во всех ваших «министерствах восстановления» и прочих местах попила российской гуманитарки. Еще раз: места, где можно получить материальную выгоду либо мало-мальски высокие зарплаты, для вас будут закрыты. Потому что вы не дети генералов, которые правят бал в вашем доме, вы – народ, который должен ходить строем и особо не проявлять себя. Почему так? Да потому, что бюрократический паразит «ДНР», который прилип к Донецку, за время своего пребывания у нас дома не сделал ни одного шага для того, чтобы создать хотя бы одно рабочее место. Более того, повышенная милитаризация, которая сейчас свойственна «освобожденным» регионам, говорит о том, что новые рабочие места, если и будут в этих краях, то, скорее всего, они будут слегка смахивать на окопы.
«Но предприятия олигархов национализируются, на них ведется работа», - завопит убежденный сторонник военного беспредела, который, как правило, в жизни не забил ни единого гвоздя и вообще в каких-либо достижениях не замечен. Так вот, в таких регионах, как Донбасс, создание одного рабочего места – это сотни миллионов долларов. Мы сейчас не говорим о МАФах или вино-водочных ларьках, мы говорим о рабочем месте в рамках работающего предприятия. Любое производство, знаете ли, штука затратная. Одна только материальная база для занюханного заводика, который штампует пластиковые стаканчики, стоит более полутора миллиона гривен! Такому заводику нужно постоянное напряжение в сети, и, как вы понимаете, это не стандартные 220. Такому заводику нужны понятные правила игры, потому что большинство расходных материалов завозятся из других регионов, заводик просто превращает их в изделие. Такой заводик очень нуждается в безналичном расчете, потому что времена, когда бизнесмены приезжали на встречи с чемоданами денег, остались в вашем телевизоре, сейчас работает безнал и банки, которых у вас нет. Более того, если даже и получится открыть себе счет в том же Харькове, вы же понимаете, что вся деловая активность будет вестись на территории Украины, а там вам будут не очень рады. К тому же, ваша цена будет в разы выше, чем цена у такого же предприятия, которое работает на мирной территории с непрерывным циклом производства. А теперь представьте, сколько дополнительных нюансов может возникнуть на объектах с несколькими тысячами сотрудников?!
Если смотреть по отраслям, то единственный шанс хоть как-то биться в конвульсиях остается у шахтеров. Этот шанс им дарит не ДНР, а гений тупости и алчности украинских элит, которые не только не спешат модернизировать энергетический сектор, а даже не очень сопротивляются олигархическим монополиям, которые ставят Украину в очень пикантную позу перед таким возбужденным зубром распила, как Ринат Леонидович. Впрочем, обольщаться особо не советую. Учитывая, что финансовая дисциплина и соблюдение КЗОТа в Донецкой республике выглядят, как талон на еду и вооруженный отморозок, – могу дать гарантию, что шахтерам будут перепадать только пайки, а слово «техника безопасности» будет всего лишь поводом ностальгировать по временам, когда это словосочетание было чем-то большим, чем надпись на пожарном щите.
Учитывая, что компетентных управленцев осталось очень мало, я бы советовал семьям шахтеров молиться, чтобы Украина не договорилась с ополченцами о массированных поставках угля, потому что в противном случае снова вернется работа в три смены, снова выбросы метана, снова взрывы на шахтах. Только с той разницей, что сегодня пожаловаться вы сможете только своим близким и только шепотом.
Любое предприятие – это часть какого-то рынка. Рынок угля сегодня выглядит как украинский блокпост, который пропускает самосвалы, собирая с последних мзду. Не очень похоже на IPO, правда?
Машино- и приборостроение мы можем пропустить с абсолютно чистой совестью, ведь все предприятия, работающие на Россию, уже либо вывезены, либо на полпути к местам своей новой дислокации. Западу наши фирменные украинские бытовые трасформаторы и СВЧ-устройства – увы! – не нужны. А потому хватит о машино- и приборостроении.
Металлургия. Она будет жить, как бизнес, до тех пор, пока один хитрый татарин будет умудряться сохранять схемы с участием бюджетных денег, как вы понимаете, Украины. Как только ему перестанут облегчать жизнь возмещениями НДС и прочими маленькими радостями олигархов, металлургия остановится. Взамен зацветет пышным цветом серый рынок металлолома. Уже сегодня есть места, где металл завозят с территории Украины на территорию ДНР, а затем транспортируют в Россию.
Схема выглядит, как старый-добрый украинский блокпост, который «бреет» фуры, по строго установленной таксе, и блокпост «сепаров», который просто провожает фуры взглядом и не имеет за свою работу ни черта, кроме еды и водяры от гражданских.
При таком развитии событий, ДНР сыграет роль самой себя, а именно раковой опухоли, которая и сама не живет, и убивает организм, на котором она вскочила. Жители ДНР в едином порыве будут распиливать свои города и вывозить их по цене металлолома в Россию. Их братья по разуму будут заниматься тем же, но с украинской стороны. Тоже, мягко говоря, сомнительный бизнес, но на хлеб с маслом должно хватить.
Про IT, я говорить не хочу.
Торговля собственным телом – да.
Торговые точки и места на рынках продержатся до последнего и уже сейчас являются единственным, более-менее цивилизованным видом заработка. Но в ситуации, когда у людей уже год как нет притока денежных средств, можно смело предположить, что в республике маргиналов предприниматели попадут в ранг буржуа, и «народные» фискальные органы займутся тщательными проверками и созданием новых поборов для тех, кто еще имеет какие-то наличные деньги. В общем, не вздумайте стать успешным! Мой вам совет.
Ну и на сладенькое о хорошем! Если вы фанат войны и желаете умереть за свою землю, то у вас все будет. И война будет, и умереть тоже получится. Воевать тут будут все время, потому что не воевать нельзя! Если вы наберетесь решимости, либо обычное чувство голода погонит вас на призывной пункт ополчения, вы должны понимать, что печать о том, что вы теперь часть «русского мира», поставят вам прямо в украинский паспорт. А поэтому, тратить силы на планирование светлого будущего, либо каких-то отпусков в любом море, кроме Азовского, не стоит. Ваши документы станут большой проблемой для вас в Украине, в других странах вас просто не пропустят.
Что касается России, то путь, конечно, перед вами открыт, но прочитав объемный закон о «временном военном положении» в ДНР, вы поймете, что покинуть часть будет весьма и весьма проблематично. Поэтому сосредоточьтесь на выживании, но не перестарайтесь особо, потому что правило номер один для жителя «народных» республик гласит: не вздумай добиться успеха!
Все, что будет вас окружать, будет бутафорским по своей сути. Бывшие парковщики будут рассказывать о победах, которых они не достигали, а нынешние алкаши будут обещать сделать город «для людей» уже на следующей неделе, но этого не будет происходить, а вас это не будет волновать. Из черт, которые присущи цивилизованному миру, у вас останутся только пандусы на подъездах. Всякие владиславы бриги будут кормить вас новостями из Украины, о том, что она в который раз замерзнет и погибнет без России.
Только вы должны понимать одно: Украина на сегодняшний день – это крайне обезвоженное государство с кучей долгов и непубличных обязательств перед крупными заокеанскими и не очень рыбками. Думать, что кто-то даст умереть такой классной буферной зоне – глупо. Мы, образца 2015 года, это идеальный инструмент для отрезвления кучки обнюханных кремлевских господ. Вы же не думаете, что тот маленький аппендикс, который ваши друзья отвоевали и называют Новороссией – это показатель мощи военной машины «освободителей»? Вы воюете с нами ГОД! ГООД! И за этот год все, чего вы добились, выглядит как кусок Донецкой и Луганской областей, плюс возмущения в Харькове и Одессе. И это при том, что, когда все начиналось, у нас ВООБЩЕ не было армии! Поэтому тешить себя мыслью, что кучка гопников с танками способна дойти куда-то там, конечно, можно, но лучше подумать о будущем и принять решение, которое позволит вам реализовать амбиции и превратиться в личность. Семья тоже будет не против, я думаю.
Армия обвешанных медальками неудачников – это и есть ваш второй социальный лифт и по совместительству шанс на самореализацию. Вы, жители города-миллионника, которые еще год назад могли спокойно строить планы, зарабатывать деньги и ездить по миру, сейчас можете только призваться в армию для того, чтобы нормально пообедать. И, знаете, вам там никто не рад – я обращаюсь к тем, кто смог чего-то добиться в жизни.
Ты же не думаешь, неизвестный дончанин, который пожертвовал два джипа ополчению, что тебе, типичному донецкому мажору, будут рады в батальоне «Сомали», которым командует бывший парковщик с центрального рынка Гиви? Есть такой термин «пролетарская ненависть», он означает немотивированное желание навредить тому, кто богаче тебя. И с этим термином ты познакомишься на практике, когда захочешь помочь новой родине как пехотинец, параллельно рассчитывая на зарплату. А еще к этому термину можете добавить военный реваншизм: «Где ж ты, сука, был, когда наши под Саур Могилой гибли? Жрать захотелось, так в армию пошел?»
А еще, друг ситцевый, ты очень сильно удивишься, когда узнаешь, что война в понимании Д/ЛНР – это не разудалые штурмы зеленых ВСУшников, а, как правило, плохо координируемые наступательные операции с бешенными потерями и наполовину разворованным снабжением. Если сомневаетесь, спросите у «освободителей», как они брали Дебальцево, и сколько продырявленных отпускников валялось в полях в районе объекта «Зенит».
Если ополченец решит пооткровенничать, то его рассказ не добавит вам веры в православно-кавказскую республику на базе Донецка.
Тем, временем, в Украине будут происходит на диво веселые вещи. Тут будет передел собственности, тут будут как минимум несколько масштабных ротаций управленческих кадров, возможно, даже беспорядки, которые пройдут не без участия кремлевских кокаинщиков.
Тут будет весело и страшно одновременно, но знаете, почему бежать надо сюда? Потому что на 90 процентах нашей территории будет мир, пускай и относительный. Потому что наше общество вместе с деструктивом несет адовую самоорганизацию, которая рано или поздно проникнет в административный аппарат и начнет его перезагрузку. Потому что здесь нет нефтедолларов, которые кормят бюджетников и таким образом держат вертикаль. У нас нельзя просто так распиливать страну оптом. Мы не можем себе позволить держать сотни тысяч нахлебников и запускать миллиардные проекты, 60 процентов которых пойдут в откаты. Так поступают нахлебники, а в нашей ситуации нельзя быть нахлебником, в нашей ситуации спасают только лидерские качества.
Поэтому, все, кто имеет амбиции, просто приезжайте и работайте! С людьми и над собой! Забудьте об остальных, остальные будут на своем месте. Придуманные на скорую руку республики – это шанс для наших не обремененных образованием и воспитанием знакомых на самореализацию. И дело в том, что они уже самореализовалось, вам там больше нет места, парни. Бегите оттуда и начинайте жить. Удачи!
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!