Перейти до основного вмісту

Монолитность идей

Общество начало делиться стремительно, забывая о том, что невозможно добиться результата в состоянии разобщенности

Катя Соколова

Год с небольшим назад в Украине произошло событие, совершенно невероятное и необъяснимое с точки зрения современной истории.

Событие, которое стало мощнейшим толчком для украинского общества и объединило собой миллионы людей разного возраста, вероисповедания, политических взглядов и жизненной позиции.

Майдан.

Памятной зимой на баррикадах были люди настолько разные, что в обычной жизни, скорее всего, никогда бы не пересеклись. Богатые, бедные, технари, гуманитарии, скептики и оптимисты - все они внезапно осознали себя частью одного большого гражданского общества, которое почувствовало себя готовым ко всему во имя одной общей цели. Напряжение и недовольство властью Януковича, которые ранее были неотъемлемой частью довольно расслабленного течения жизни украинцев, внезапно превратилось в огромный пожар, катализатором которого стала ночь разгона студентов на мирном Евромайдане.

Это был конец. И это было начало.

Я помню, как через несколько дней после этого люди пошли на Майдан. Их было много. Очень много. Их был миллион. Миллион людей, которые внезапно осознали себя частью огромной страны, люди, которые несколько месяцев были сердцем, честью и совестью Украины. У них была общая цель, которая поддерживала их дух и полировала характер полгода на морозе, на баррикадах, под пулями, во льду и огне. Цель, за которую не страшно было отдать жизнь и за которую жизнь отдавали. Новую европейскую Украину без Януковича.

В это же время на Востоке страны тоже началось объединение. С одним отличием - идея "Русского мира" давно и прочно будоражила умы части местного населения, поэтому после внезапной победы Майдана и резкой смены вектора движения страны они решили, что теперь - пора. Они позвали российские войска, «Русский мир», Путина не потому, что хотели изменений -  в отличие от другой части страны, они испугались неизвестности и решили, что подобным образом смогут защитить свою привычную тягучую монотонную жизнь. А возможно - даже получить немного оттюнингованую версию оной с бонусом в виде 5% прибавки к зарплате и вторым государственным языком.

Прошел год с небольшим.

Майдан добился своей цели. Возможно, многие не согласятся с этим. Но подумайте - Украина получила нового президента, подписала Ассоциацию с ЕС, получила грандиозную мировую поддержку и перестала быть страной проживания, которой принято скорей стесняться, чем гордиться. Люди на Майдане хотели резких и быстрых перемен - и они их добились.

А что же с обществом? Общество внезапно рассыпалось.

Несмотря на то, что фактически сразу же после смены власти страна оказалась втянутой в войну и ощутила в полной мере, что такое горе, смерть и страх перед завтрашним днем - это не смогло стать новым катализатором для консолидации. Внезапно оказалось, что у каждого есть свое единственно правильное мнение о том, что нужно делать в текущий отрезок времени, и не может быть и речи о том, чтобы это мнение менять.

Почти сразу же выделилось несколько больших социальных групп, которые начали формировать настроения в обществе, зачастую - абсолютно противоположные по своему смыслу, но совершенно незыблемые по сути поднимаемых проблем.

Одной из первых появилась группа безразличных. Вы их знаете - таких сотни тысяч в каждом городе. Им, в общем, все равно, кто сейчас президент, когда закончится война, они не следят за новостями с фронта и не ищут с ужасом знакомые фамилии в списках погибших. Они игнорируют выборы и бегут от призыва, не знают имен новых героев Украины, благодаря которым живут в привычно мирных городах, не читают отчеты о реформах и не слышали о последних разработках отечественного оружия. Им все это неинтересно, они хотят покоя и стабильности в своем отдельно взятом маленьком мирке. Возможно, их немного занимает курс доллара, потому что хотелось бы по 8, и перспектива безвизового режима с ЕС, потому что хотелось бы иногда просто взять и слетать в Париж. Не ждите от них большего - это все, на что они способны

Следующая группа - небезразличные. Эти знают все. Реформы, Верховная Рада, тарифы на коммуналку, Яценюк, Порошенко, бизнес, олигархи, НБУ, АТО, МВФ, ЕС, США, все эти вещи для них - открытая книга.

У них есть свое мнение по любому вопросу и они всегда готовы им поделиться - даже если вы не готовы их выслушать. Они знают, как правильно управлять государством, на какой машине ездит каждый депутат и что подают на завтрак в Администрации Президента. Эти люди - просто кладезь информации, особенно в экономических и финансовых вопросах. Их не смущает, что, чаще всего, их образование далеко от профильного технического, знание терминологии ограничено новостными сводками, а далеко идущие прогнозы чаще всего основываются на легендарной украинской чуйке. Они активны, упорны и непробиваемы - и точно знают, что в стране все идет не так, потому что "нетуреформ".

Чаще всего они искренне симпатизируют во-о-о-он тому олигарху - потому что он такой импозантный, или во-о-о-от тому товарищу с вилами - он же такой патриотичный и в вышиванке, или во-о-от той женщине с косой - потому что она-то точно знает, что нужно людям, а если не знает - то обязательно пообещает что-то приятное на ваш вкус. Странно, что при всей своей квалификации, они обычно обходят вниманием дела в министерстве культуры, экологии или спорта, а ведь там тоже немало интересного - от распиленных бюджетов до нулевой эффективности. Видимо, такие мелочи мало интересуют кипучий ум небезразличных, ведь они постоянно рядом с нами - на кассе супермаркета, на вахте, в такси, парикмахерской, кафетерии и на рынке. О них невозможно забыть, их невозможно не слышать и их нельзя переубедить. С ними нельзя бороться и невозможно спорить. Они правы всегда.

Третья группа поменьше, но она очень важна. Это трендсеттеры. Обычно это люди, которые более глубоко интегрированы в систему и обладают более широким диапазоном знаний - волонтеры, журналисты, блоггеры, медиа-лица, депутаты. У них есть инсайдерская информация, которой они умело пользуются для манипуляции обществом и формирования необходимого гражданского мнения, умело пользуются социальными сетями и, обычно, окружены почитателями и фанатами. Эта группа делится на два важных и ставших уже легендарными в Украине течения "зрада/перемога"

Как бы глупо это не звучало, но мантры обеих групп работают на ура и все больше радикализируются в своих убеждениях. "Зрадныкы" склонны видеть во всем происходящем катастрофу термоядерного масштаба, используют как самый убедительный аргумент легендарную Липецкую фабрику и строят все свои выводы на изначальной аксиоме "Третья Мировая Война начнется завтра, потому что Порошенко слил Украину Путину". Завтра, правда, постоянно откладывается, но тезисы вроде "генераловпидарасов" "украливседеньги" и "дочегостранудовели" не иссякают никогда. В ход идет любое подтверждение теории зрады, которое применяется абсолютно ко всему - от визита госсекретаря США в РФ до улучшения позиции Украины в рейтинге EasyBusiness. Эти люди ищут и находят слив везде, а если вдруг не найдут - они его придумают, потому что для них это логично.

Поэтому услышать от них о том, что второй транш МВФ Украина получит только в обмен на сдачу Мариуполя - дело, в общем-то, житейское.

"Переможныкы", которые раньше были довольно взвешенно-адекватными людьми, в последнее время все больше смахивают на зрадныков, но с резко противоположным вектором. Им нравится все, что исходит от президента, премьера, КМ и даже ВР, которая хоть и с отвращением, но все же принимает нужные законы раз в пятилетку. У них своя картина мира, и они испытывают сильный дискомфорт, когда что-то ее портит. Любой, даже максимально обоснованный довод, который, по их мнению, дискредитирует теорию о том, что все чудесно, Россия скоро распадется, Украину примут в ЕС и G8, война вот-вот будет выиграна, а от проводимых украинским правительством реформ просто слепит глаза, наталкивается на волну довольно ощутимой агрессии и неприязни. Последний громкий скандал с загадочным уходом Саша Боровика из украинского правительства ярко продемонстрировал, насколько суровыми могут быть переможныки, когда дело касается их любимцев. В ход шли любые аргументы от "да что он вообще в жизни" до "подумаешь, иностранец выискался".  Вишенкой на торте стал фейковый документ о фейковости Гарвардского диплома, в который незамедлительно все поверили. Выглядело это все печально, но - дело, в общем-то, житейское.

Маленькую, но очень важную прослойку общества составляют технократы. Это бизнесмены, аналитики, экономисты, банкиры, все те, у кого есть опыт и знания, но самое важное - есть готовность и желание применять их на практике во благо страны. Их отличает одна важная общая черта - настоящий невыдуманный патриотизм. Они любят Украину, собираются прожить здесь всю свою жизнь и готовы работать на благо страны, даже в ущерб собственным личным и финансовым интересам. На них часто смотрят искоса, пытаясь найти корыстные мотивы или распознать в них двойных агентов, но им некогда обращать на это внимание. Среди них есть увлеченные люди, есть идеалисты, есть скептики, но нету пораженцев.  Это именно они уже во время Майдана задумались над главным вопросом - а что же будет после? Какую страну мы хотим построить, что нужно изменить и как этого добиться?

Часть из них работают на общественных началах, часть - бросила свои высокооплачиваемые престижные работы и перешла на госслужбу. Они скептики, прагматики и одновременно - мечтатели и безумцы. Они находятся на верхних ступеньках пищевой цепочки и являются тем локомотивом, который способен вытащить Украину в будущее, которое давно является повседневностью для любой европейской страны. Их нещадно критикуют и столь же нещадно травят, потому что они кажутся другими. Не такими, как все - слишком хорошими, слишком умными, слишком снобами. Слишком нестандартными для того, чтобы быть искренними. Им просто не верят.

Хотя всего несколько месяцев назад все эти люди вместе стояли на баррикадах день и ночь, ели из общего котла, делились теплыми вещами и закрывали друг друга в моменты опасности - сейчас между ними пролегла огромная пропасть. У них была общая цель, к которой они шли несмотря ни на что, но в какой-то момент что-то пошло не так. И цель, вроде бы, не изменилась, но дорога перестала быть прямой и понятной. Общество начало делиться стремительно, забывая о том, что невозможно добиться результата в состоянии разобщенности. Агрессия и раздражение, которое проявляется при сталкивании между собой разных слоев украинского общества, выходит на все более серьезный и высокий уровень. Появились кумиры и поклонники, патриоты и изгои, любимчики и отщепенцы. Люди, которые не так давно были единым целым, больше не могут и не хотят услышать друг друга, несмотря на то, что угроза, нависшая над страной, не может идти ни в какое сравнение с падшим режимом беглого президента. Ясная и четкая цель вдруг превратилась в не более чем лозунг, под которым каждый понимает что-то свое, Мечта о новой стране ощутимо поблекла в свете персональных амбиций и желаний, превратившись из обширного поля для деятельности в арену сражений, главной целью которых является доказать, кто же больше патриот. Общество ощутимо радикализировалось. Внезапно цель оказалась не так уж важна - ведь процесс битвы патриотов стал куда более увлекательным, чем внезапно долгий утомительный и выматывающий процесс работы над созданием дивного нового мира в отдельно взятой стране. Это не ново: меряться патриотизмом - это вообще любимая национальная забава украинцев, начиная с незапамятных времен.

Но времена меняются, а украинские грабли остаются. Задайте сейчас десятку человек простой вопрос "за что стоял Майдан?", и вы услышите десять противоположных мнений - от конкретных фамилий на высоких должностях до призывов к массовым расстрелам неугодных. Майдан, который был невероятным по своему масштабу и силе объединяющим фактором, закончился, выполнив свою главную миссию - сплочения общества. К сожалению, общество почти мгновенно отторгло эту миссия и вряд ли в ближайшем будущем к ней вернется. Амбиции победили. Страна - проиграла.

А что же Донбасс?

Общество там не добилось своей цели. Точнее, добилось, но вряд ли они ожидали, что в довесок к Путину и «Русскому миру» получат танки, Грады, разбомбленные села, уничтоженные города, гуманитарные катастрофы, сбитый Боинг, экономическую блокаду и полную изоляцию от всего цивилизованного мира. Кстати, самое забавное, что они даже Путина и «Русского мира»-то толком не получили. Так, поломанную бета-версию с триколорами, папахами и возможностью кое-где расплачиваться российскими рублями. Совершенно не то, что хотели год назад и, в общем, совершенно не то, на что они надеются и сейчас.

Но при этом они ни на секунду не усомнились в своей правоте. Не разделились и не перегруппировались на противоборствующие лагеря. Несмотря ни на что, общество на оккупированных территориях демонстрирует завидную сплоченность и непоколебимую веру в выбранный курс движения. Их объединяет все та же непреодолимая и неблекнущая любовь к московскому Кремлю и негаснущая ненависть к победившему Майдану. Они не задумываются о том, что их кумиры их давно предали, Путин - даже не собирается приходить, а война все больше и больше разрушает родную землю. Они едины. Они вместе ненавидят, вместе ждут и вместе верят в то, что никогда не произойдет.

Их идеалы не блекнут, кумиры не разочаровывают, а уверенность в выбранном год назад курсе не иссякает. Они нашли свою общую идею, которая объединила их настолько крепко, что, кажется, изменить ее невозможно. Пусть эта идея деструктивна, но она постоянно подпитывается все новыми порциями ненависти, которое продуцирует общество. У них уже нет амбиций, и у них нет страны. Но у них есть общая идея, которая способна объединить их на десятилетия, и вряд ли в ближайшем они в ней разочаруются. У них не было Майдана и гражданского подъема. Не было революции достоинства, которая поразила мир своей искренностью и силой.

Но у них осталась идея. Идея, которую мы потеряли.

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

Примечание редакции.

На самом деле, те люди, которые орали «Россия, введи», на Донбассе получили именно то, что хотели. И в Крыму тоже. Они хотели в Россию? Они пришли в Россию. Просто они представляли себе всю Россию как Москву. Но Крым превратился в захолустный Воронеж, а Донецк и Луганск превратились в Северный Кавказ, где режим КТО (это как АТО, только вместо «анти» - «контр») не прекращается годами. С десятками и сотнями погибших в год, терактами, убийствами и т.д.

Теперь у них дебилы-руководители, российские реалии и добрый царь-батюшка, которого просто злые бояре обманывают.

Не стоит переоценивать монолитность структур "Д/ЛНР". Их монолитность структурно не может быть выше, чем монолитность российских структур, которые ими и управляют. Они калька с РФ, но хуже.

Не стоит переоценивать деструктивность плюрализма мнений в Украине. Это и есть демократия. Система сдержек и противовесов в виде подковерной игры бульдогов. Разве не за это стоял Майдан? Не за торжество свободы воли и политическое разнообразие?

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!