"Русский мир": становление
Евгений Янцевич
А мы продолжаем рассказывать историю "русского мира". Перед вами продолжение статьи «Русский мир: начало». И опять-таки это краткое изложение. Тут нет многих событий и личностей. Здесь есть те события, которые, как мне кажется, являлись основными в истории «русского мира».
Конец западного "русского мира"
Последним этапом становления восточного «русского мира» явились разделы Речи Посполитой. Россия, Пруссия и Австрия с 1772 по 1795 годы в три захода прекратили существование Польско-Литовского союза. Эти разделы одновременно стали и моментом уничтожения и так уже еле державшегося, западного «русского мира». Нужно отметить, что уже с середины XVIII века политика Речи Посполитой была подчинена России. В Сейме было немалое количество, как бы сейчас их назвали, представителей пятой колонны. Они всячески ослабляли мощь РП.
Особенно сильное влияние на Речь Посполитую оказывалось через русского посла Николая Репнина. В 1867-1868 годах под натиском российского лобби были отменены принятые несколько лет назад прогрессивные реформы. В том числе снова вводилось право «liberum veto». Согласно ему любое решение Сейма могло быть отменено из-за несогласия всего лишь одного-единственного делегата. Как несложно догадаться, этим правом частенько пользовались пророссийские силы. Расцвел буйным цветом подкуп делегатов. Также были уравнены в правах католики и православные вместе с протестантами. Из-за этого часть католической знати основала Барскую Конфедерацию, которая развязала войну. Война эта пропольскими силами была проиграна в 1772 году. Этот же год стал годом первого раздела Речи Посполитой.
В результате первого раздела РП к России отошла восточная территория ВКЛ (Восточная Беларусь). Австрия забрала западную Украину (Галицию) с городами Львов и Галич. Мукачево, кстати, уже было в составе Австрии.
Второй раздел произошел через 21 год. Ему предшествовали попытки восстановления значимости польско-литовского государства. Снова были проведены реформы, кое-как была выровнена экономика. Заново создавалась армия. Улучшалось образование. Однако все впустую. Помимо российского давления, на РП грозно взирал еще один «черный орел» – Пруссия. В 1790 году Речь Посполитая вынуждена была заключить антироссийский союз с этим государством. Последней попыткой восстановления величия РП стало принятие Конституции 3 мая 1791 года. Данная Конституция стала катализатором активизации пророссийских сил, боявшихся усиления польско-литовского государства. Была создана Тарговицкая Конфедерация. Пророссийская. Она, вместе с российскими и австрийскими войсками, начала боевые действия против пропольских сил РП. По их итогу в 1793 состоялся второй раздел Речи Посполитой. Тогда к России отошла территория центральной Беларуси и центральной правобережной Украины до города Ровно.
Третий раздел (1795 год) завершил существование Речи Посполитой. Ему, в 1794 году, предшествовало патриотическое восстание под предводительством Тадэуша Костюшко. К России отошли оставшиеся земли Украины (Луцк и Ровно) и оставшиеся земли ВКЛ (балтская Литва, Беларусь до Вильно и реки Неман и города Брест). Все «русские» земли были сосредоточены в руках Российской империи. За исключением Галиции, которая досталось Австрийской империи. Теперь уже можно было вплотную заниматься созданием «русского мира» внутри одного государства.
Во имя Великороссии, Малороссии и Белоруссии
Именно XIX век стал временем идеологического формирования «русского мира». Все земли бывшей Руси за исключением Галиции были собраны вокруг Москвы. Укрепилась зародившаяся еще в 1600-1700-х гг. концепция триединства русского народа. Она в XIX веке приобрела явно великорусскоцентристский характер. Было заявлено о существовании единого русского народа, который имеет три ветви: белорусскую, малорусскую и великорусскую. Причем великороссам отводилась центральная народо- и государствообразующая роль.
До 1831 года – польского восстания – национальная политика Российской Империи была мягкой. Уже после подавления выступлений на западных землях государства, правители задумались о ведении более жесткой политики русификации. Об этом будет сказано позже. А сейчас о том, что творилась в умах самих великороссов. О том, какие варианты «русского мира» рассматривались как руководством российской державы, так и ее подданными.
Уже через два года после подавления польского восстания, министр народного просвещения РИ Сергей Уваров выдвинул основную концепцию государственного строительства российской державы. Звучала она следующим образом: Православие, Самодержавие. Народность. Всего три слова. Но они в полной мере отражали то, к чему будет стремиться Россия до самого окончания своего существования. Эти три слова и обозначали тогдашний «русский мир».
В эту концепцию вписывалось усиление роли православия не только на великоросских землях, но и на присоединенных территориях Речи Посполитой. Польшу обратить в православную веру при всем желании не получилось бы. А вот земли ВКЛ – вполне. Но об этом, опять-таки, позже. С самодержавием все понятно. Преданность самодержцу, единственному вершителю судеб "русского мира" есть главная добродетель русского человека. Народность же это особое чувство единения всего многоликого русского народа: великороссов, малороссов, белоруссов.
Восток и Запад
Такая концепция строительство нации пользовалось популярностью. И немудрено. Однако не нужно думать, что во всей Империи не нашлось человека, думающего обратное государственным установкам. Нашлось. И не один человек. А многое количество.
В 1840-х годах на просторах Российской Империи развивались две основные общественные мысли: славянофильство и западничество. Выражаясь современным политическим языком, это были прогосударственные деятели и либеральные. Думаю можно такую параллель провести. Почему бы и нет?! Славянофилы и западники не были политическими организациями. В том смысле, что они не участвовали в политической борьбе. Да это и не было возможным в то время в России. Они были больше философскими организациями, которые имели свою точку зрения на политическое устройство государства.
Славянофилы поддерживали концепцию «Православие. Самодержавие. Народность». По уверениям представителей этого движения, Россия должна следовать своему особому пути, а не плестись за Западом. Именно благодаря славянофилам у советской пропаганды появилось выражение «загнивающий Запад». В оригинале оно звучало как: «гнилой Запад». В обиход это выражение ввел литератор и историк Савелий Шевырев. Нужно отметить, что не все славянофилы были согласны с ним. Многие отмечали действительность морального упадка Запада, но вместе с тем говорили о том, что это временное явление. И с помощью России все наладится.
Идеологическим противниками славянофилов были западники. Они считали что России, напротив, стоит равняться на Европу. Так как последняя на многие шаги опередила их Родину в своем развитии. Западники выступали за реформирование всех сфер жизни российского общества. От отмены крепостничества до введения конституционной монархии, власть которой будет ограничена парламентом. Справедливости ради нужно заметить, что и славянофилы выступали против крепостничества. Вообще оба этих движения в своей основе имели философский романтизм Гегеля, который особое место уделял так называемому «народному духу». Вот только славянофилы и западники по-разному понимали этот самый народный дух. Первые вкладывали в это понятие былое наследие русского народа, дух крестьянства и общины, а вторые были вдохновлены французской революцией и европейскими народными выступлениями 1848 года.
Литва, Белоруссия и Северо-Западный Край
Как уже было сказано, присоединение белорусских земель к России произошло в два захода. Первый случился в 1772 году, а второй в 1793 и 1795 годах. Присоединенные в 1772 году земли называли в России Белоруссией (современная восточная Беларусь). Ставшие российскими в 1793-95 гг. земли называли Литвой. Административное деление Российской Империи постоянно менялось, но к середине XIX столетия это самое деление относительно современных белорусских земель устоялось. Оно представляло собой следующие губернии: Витебская, Могилевская, Минская, Гродненская и Виленская. Последние три в с 1796 по 1802 год входили в состав Литовской губернии. Соответственно, первые две – в состав Белорусской губернии. Никаких автономий для Белоруссии и Литвы не предусматривалось. Это были обычные губернии в составе Российской Империи.
Территория современной Беларуси до 1831 года входила в состав Виленского учебного округа. В 1829 году был создан Белорусский учебный округ, в состав которого отдали Витебскую и Могилевскую губернию. Эти учебные округа, а особенно Виленский, который был под началом Адама Чарторыйского, проводили независимую образовательную политику. Не в том плане, что учили чему хотели. А в том плане, что никто не запрещал на этих территориях изучать историю РП и ВКЛ. Польский язык тут был основным. Полномасштабной русификации тогда еще не было. Но все изменилось после польского восстания 1830-31 годов. Виленский округ расформировали. Губернии, которые в него входили, отдали под начало Белорусского учебного округа. Именно с этого момента и пошла русификация и насаждение «русского мира».
Первой составляющей концепции, предложенной Уваровым, является православие. Поэтому немудрено, что при строительстве "русского мира" на землях ВКЛ эта конфессия стала доминирующей. Началось «оправославливание» местного населения. Дело в том, что в 1596 году в Речи Посполитой была заключена Брестская Уния. Так появилась новая греко-католическая, или же униатская, церковь. После восстания 1831 года в рамках русификации был проведен Полоцкий Собор. Согласно его постановлению все униатские приходы переходили под юрисдикцию Православной Церкви. Нужно отметить, что на тот момент около 80% белорусского крестьянства были униатами. Греко-католичество было народной крестьянской конфессией.
Уже через год на территории бывшего ВКЛ перестали действовать положения Третьего Статута (1588 год). Из документооборота выводилось понятия «Белорусские и Литовские губернии». Все чаще к этим территориям стало употребляться понятие «Северо-Западный Край». Нужно отметить и то, что до всех этих нововведений относительно славянского населения земель бывшего ВКЛ употреблялись такие этнонимы как: белорусы, литвины, и даже литовцы. Позже, ближе к концу XIX века, закрепился лишь этноним белорусы. Он употреблялся для славян как двух «белорусских» губерний, так и трех «литовских». Название «литовцы» начали употреблять по отношению к балтскому населению запада Виленской губернии, и к населению Ковенской губернии. На этих территориях проживал и еще один балтский субэтнос – жемайты, который при переписи 1897 годы выделялся наряду с литовцами-балтами.
Однако особый размах русификационная политика на белорусских землях приобрела после восстания 1863-1864 годов. Нужно также отметить, что основной целью русификации на белорусских землях было избавления именно от польского культурного влияния. О белорусском влиянии такого плана в то время говорить не приходилось. До восстания 1863-64 годов польская составляющая все еще была доминирующей. Но меры, принятые после этого восстания, в корне изменили ситуацию. Все обучение переводилось на русский язык. Политика вновь созданного Виленского учебного округа полностью была подчинена интересам русификации. Вводились различные препоны для проникновения польских преподавателей в учебные заведения.
Существование белорусской культуры и языка не замалчивали. Их просто признавали частями русской культуры и языка. Белорусскоязычных школ не открывали. Но ученые, историки, лингвисты и этнологи издавали работы о традициях «белорусского племени» и об особенностях «белорусского наречия». Белорусскому языку полагалось быть лишь языком сообщения между крестьянами. Хочешь сделать карьеру – учи русский.
Подводя итоги нужно сказать, что весь XIX век самоопределение белорусских земель связывалось лишь с восстановлением ВКЛ. Но не как независимого государства, а в виде, в котором оно существовало до да разделов Речи Посполитой. То есть в тесном союзе с Королевством Польским, при его определяющей роли. У разных теоретиков отличались лишь степени автономности ВКЛ в этом восстановленном государстве.
От русских к украинцам
История русификации украинских земель во многом похожа на белорусскую. Но есть и множество особенностей. Первая из них касается Левобережной Украины, которая уже в XVII веке присоединилась к России. Но до 1722 года эта территория была самоуправляемой и русификационные процессы там были минимальны. Уже после упразднения автономии началось формирование того, что называют «малороссийская идентичность». Все просто. Автономии нет. Гетмана не избирают. Выходцам из казачьей старшины делать на Родине нечего. Она превращается в провинцию. Чтобы выйти в свет, нужно ехать в столицу. И потихоньку, помаленьку начинает выкристаллизовываться новое сознание, где Украина – малая Родина, а Россия есть общее наше Отечество. Украина это детство, молодость, природа, народные песни, место, по которому ностальгируешь. Россия же наша общая мать и защитница, которой и послужить не грех. Такая идентичность как нельзя лучше вложилась в государственную концепцию триединого русского народа.
На Левобережной Украине процесс плавной русификации продолжался весь XVIII век. Основными его особенностями были запреты печатания религиозных книг на украинском языке в тех или иных местах. Также вводилась цензура. Открывалось все большое количество русских школ. Русификационные процессы продолжились и в следующем веке. Они распространились и на Правобережную Украину. Там помимо собственно украинского влияния сражались и с польским. Хотя оно и не было таким сильным как на белорусских землях. Мы не будем вдаваться в подробности русификации российской Украины. В контексте тематики «русского мира» гораздо интереснее будут процессы происходившие на территории Галиции. А она с 1772 года была в составе Австрийской империи, которая впоследствии стала называться Австро-Венгерской империей.
Галицию, и именно город Львов, часто называют украинским Пьемонтом – местом, которое объединило народ; местом, откуда началось становление нации. По аналогии с итальянским регионом Пьемонтом, который стал знаковым для объединения Италии. В отличие от России, Австрия не имела намерений ассимилировать украинцев. Напротив, местному русинскому (а именно так называли себя украинцы Галиции) населению создавались определенные условия для самоидентификации.
Сейчас население Галиции по конфессиональной принадлежности – греко-католики. В Австрийской империи не было гонений на униатов. Напротив, уже к концу XVIII века эта церковь получила равные права со всеми остальными конфессиями. Греко-католическое духовенство на первом этапе становления украинской самоидентификации сыграло немаловажную роль. Именно благодаря им зарождается интерес к украинской культуре. В Галицию проникают из российской Украины сборники народного фольклора. Начинается культурный обмен между двумя Украинами, который, чем он дальше заходил, тем больше становилось ясно, что и российские украинцы-малороссы, и австрийские русины это один народ.
Очередным этапом становления украинской нации стало народное восстание в Австрии 1848 года. Затронуло оно и Галицию. По его итогу во Львове была создана Главная русская рада, которая, среди всего прочего, впервые объявила, что галицкие русины и российские украинцы это один народ. Тогда же впервые у украинцев появился свой флаг – сине-желтое полотнище. Его цвета были взяты из герба галицко-волынского княжества – золотой лев в голубом поле.
Именно после европейских народных выступлений 1848 года начались формироваться идеи «русского мира», отличного от того, который сформировался в Российской империи. Его центром стали украинские земли, как в России, так и в Австрии. Идеологически он представлял собой требования автономии для славянских земель внутри названных империй.
Требования автономии в Российской империи стали считаться опасными после восстания 1863-1864 годов. После его подавления начались репрессии, в том числе, и против украинских национальных деятелей. Было запрещено издавать украинские книги и ввозить их из-за рубежа. В таких условиях Львов и Галиция стали центром украинского национального движения. Именно туда уезжали многие деятели украинства из России. В том числе и Грушевский, который именно во Львове издал свой труд: «История Украины-Руси». Там начали издаваться украинские книги и исторические работы. Именно к этому периду относится выражение «Львов – украинский Пьемонт».
Несмотря на то, что Австрия на тот момент уже была парламентским государством и в Рейхстах от Галиции избирались в том числе и русины, политическое управление украинскими землями поручали полякам. Для русинов-украинцев создавались условия по развитию языка и культуры. А вот о праве на управление говорить не приходилось. В таких условиях русинские национальные деятели сделали ставку на просветительскую работу среди населения. Было создано знаменитое общество «Просвіта», а также Научное общество имени Тараса Шевченко.
К началу ХХ века в Галиции этноним «русин» окончательно был заменен восточноукраинским этнонимом «украинец». Также конец XIX века стал примечателен и тем, что начали раздаваться голоса о независимости Украины. Первым в этом был Иван Франко. Именно с появлением идеи о независимости украинских земель можно говорить о формировании идеи нового западного «русского мира». Его суть, относительно трех «русских» территорий (России, Украины и Беларуси) можно сформулировать следующей фразой: «Три страны, три флага, три языка и общая судьба в семье европейских народов».
Эту концепцию переймет впоследствии Советский Союз. Но переймет в своем, социалистическом понимании. И сделает это после того, как станет ясно, что концепция «русского мира», существовавшая в Российской империи, уже не работает. Но это уже совсем другая история.
https://www.youtube.com/watch?v=WDxFlcxFjMA
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!