Перейти до основного вмісту

Расчётный час

Наверное, у каждого, или почти каждого, есть такой знакомый. Или даже друг. Или (не дай Бог) родственник. Такой, знаете ли, слегка свиноподобный мужичок в возрастном диапазоне 45+, с неизменным брюшком, любящий попить водочки и вообще «погулять».

Наверное, у каждого, или почти каждого, есть такой знакомый. Или даже друг. Или (не дай Бог) родственник. Такой, знаете ли, слегка свиноподобный мужичок в возрастном диапазоне 45+, с неизменным брюшком, любящий попить водочки и вообще «погулять». Мужичок сей может быть как армейским прапорщиком, действующим или на пенсии, так и слесарем, и трактористом, и мелким чиновником, и даже предпринимателем. (На пространстве бывшего СССР, за редким исключением, почти все социальные страты более-менее пролетаризированы.) И вот, в какой-то момент, после очередных литра-двух водки, у мужичка что-нибудь начинает «барахлить». И он, наконец, идёт к врачу. И там слышит: дела у вас идут плохо, но пока ещё не смертельно. Надо бы вам бросить пить, сесть на диету, а в идеале – хотя бы начать делать зарядку или бегать по утрам. И тогда, глядишь, через годик-полтора организм придёт в норму.

Но мужичок только презрительно отмахивается. И продолжает пить водку литрами, и заедать её килограммами сала. Обычно этот процесс он сопровождает этакими ухарскими фразами типа: «пить будем, гулять будем, придёт время помирать – помирать будем!». Или: «двум смертям не бывать!». Или просто посылает всех своих родственников и доброжелателей на три буквы.

А потом через год-два-три мужичка внезапно скручивает в рог бараний. И оказывается он на больничной койке, с трубкой в боку и ампутированными ножками. А то и просто укладывается в гроб. И стоят вокруг койки или гроба родные и близкие, и пытаются выражать сочувствие. Ибо, с одной стороны, не пожалеть невозможно: всё-таки человек, да ещё и свой, и вон, какое несчастье приключилось. А с другой, жалеть трудновато. По той простой причине, что всем вокруг, да и самому пострадавшему, ясно: причина его несчастье – он сам. Его собственная глупость, а точнее – инфантилизм и слабоволие, которое он пытался некогда прикрыть манерами «настоящего мужика» и выше процитированными фразами.

К чему это? К тому что, когда в ночь с 8 на 9 февраля сего года московские власти устроили очередной погром малого бизнеса, чувства возникли абсолютно аналогичные.

Фабула

Фабула событий такова. В ночь с 8 на 9 февраля в славном городе Москва, по решению мэрии, был произведён одномоментный снос торговых павильонов вблизи станций метро. Всего разгромили около сотни объектов, планируют уничтожить ещё около двух сотен. И не факт, что на этом остановятся. Причём слово «разгромили» следует понимать абсолютно буквально. К павильонам подъехали экскаваторы и прочая спецтехника и начали их сносить. В тех случаях, когда внутри были продавцы и покупатели, их предварительно вытолкали на улицу.

Разумеется, ни о каком соблюдении правовых норм речи не шло. Тут можно вспомнить о том, что правительство Москвы ранее проиграло иски о сносе в судах всех инстанций. И о том, что «незаконные объекты» находились в частной собственности, и потому их уничтожение владельцам, как минимум, следовало бы компенсировать. Нельзя не упомянуть и о таком пикантном факте, что, если всё это самострой, то никто не имел право подключать его ни к электросети, ни к канализации, ни к сети отопления. Однако же, всё было подключено. Присосались без документов? Но где тогда аресты тех преступных чиновников, кто всё это допустил, ведь павильоны-то работали на протяжении многих лет? А если документы были, то какие претензии к собственникам?

В общем, как принято ныне говорить в РФ, «безпредел». (Словечко-то это ещё двадцать лет назад считалось неприличным, ибо позаимствовано из блатного лексикона; но сейчас оно прочно вошло даже в официальный словарь, что тоже «как бы намекает».)

И конца ему не видно.

И понятно, что делается это не в заботе о жителях столицы, с целью облегчить им доступ к вестибюлям метро, а в рамках идущего сейчас в РФ процесса передела собственности. Объёмы нефтегазовых доходов резко сократились, и в два-три раза усохли и бюджетные заказы, и соответствующие откаты. А аппетиты номенклатурно-олигархической «элиты» остались прежними. Вот и включили максимальный отжим, отбирая у остатков мелкого и среднего бизнеса те последние крохи, за которыми раньше ленились нагибаться.

Это всё понятно. И сейчас, после сноса торговых павильонов, все более или менее оппозиционные СМИ и авторы в РФ комментируют эти события в унисон. Ох, вы, злые-лютые, путинисты-собянинцы! Ой ты, гой-еси, славный наш малый бизнес! Обижают тебя ироды проклятые! Не дают в кризис создавать места рабочие! Иди сюда, маленький ты мой бизнес-бизнесок! Пожалеем тебя, кровинушка ты наша, сиротинушка, несправедливо обиженный и невинно убиенный!

Что ж, пожалеть, конечно, можно. Но вот только обидели бедняжек отнюдь не несправедливо. А за дело.

Вы и убили-с! Вернее, самоубились

Да, за дело. Понимаю, жестоко звучит. И, разумеется, это касается не всех. Но большинства всё же касается.

Ибо неужели владельцы торговых павильонов не знали, какова система власти, существующая в РФ? О, они это прекрасно знали! Не могли не знать. Невозможно сегодня в Росфедии согласовать все безконечные «разрешения» и получать многоразличные «справки» без связей, без блата, без взяток. Невозможно, начав работать, не давать взятки различным «проверяющим» и «контролирующим». Платить «белую» зарплату своим работникам можно, но очень трудно.

Ежедневно сталкиваясь с воровством и коррупцией, можно ли испытывать хоть какие-то иллюзии относительно существующего политического режима? Едва ли. Это бабушка из райцентра, у которой единственным источником информации является телевизор, включенный на первом канале, может искренне верить в то, что половину пенсии у неё Обама съел. Коммерс, который держит палатку или цельный павильон, в такой бред верить не может, так сказать, технически. Ибо знает, что его деньги съедает не Обама, а конкретный крышующий его мент или чекист.

Да и, в отличие от бабушки из деревни или райцентра, у каждого коммерса есть выход в инет. Читай, думай, сравнивай. А кроме инета, есть и знакомые в госструктурах, которые могут рассказать много такого, что ни в каких интернетах не написано.

Так что с бабушки спросу нет. Она вполне искренне может верить во вставание с колен. А вот малый и средний бизнес в это верить искренне не может. Слишком много представители его знают реальных фактов, этому противоречащих. Слишком ясно видят систему тотального воровства и ограбления населения. И вот тут возникает логичный вопрос: если видели и знали, то почему же ничего не сделали?

И речь не идёт о таких возвышенных понятиях, как судьбы Родины и судьба народа. Речь идёт о простом шкурном интересе. О твоём ларьке долбанном. Ведь несложно же было догадаться, что если в стране нет законов, нет права, то тебя могут ограбить в любой момент? Несложно. Так почему же за все эти годы вы, доблестные малые бизнесмены, так ничтожно мало сделали для того, чтобы создать действующую политическую оппозицию? Такую, которая бы заблокировала в Мосгордуме все собянинские инициативы, например. Или не допустила бы введения «закона Ротенберга» на уровне Госдумы. Где правозащитные центры и общества, которые встанут на вашу защиту сейчас, когда под ковшами экскаваторов и бульдозеров рушится всё то, что создавалось вами на протяжении многих лет?

Ничего такого нет. И потому законы Ротенберга будут приниматься, и павильоны раскатываться, и много ещё чего.

А отдельной строкой следует упомянуть Крым. Ведь, господа мало-средние бизнесмены, вы-то каждый день с деньгами работаете. И вы-то не могли не понимать, что после Крыма последуют санкции. А санкции – это экономический коллапс. А это, в свою очередь, значит, что вас начнут грабить.

А ведь поднимали тосты «за возвращение в родную гавань». Знаю, поднимали. Так что ж сейчас-то не рады? Ведь взаимосвязь между родной гаванью и снесенными павильонами – самая прямая. Это – цена за это самое возвращение, которую платите вы лично.

***

О, разумеется, на это найдётся, что возразить! «Оппозиция в РФ – клоуны, дебилы, дерьмо, зачем их поддерживать?» Что ж, во многом это так и есть. Но только вот не потому ли оппозиция такая, что самая успешная часть общества её игнорирует, и ряды её пополняются городскими сумасшедшими или редкими идеалистами? Хорошо, в оппозиции – одни дебилы криворукие. Ну, так создайте свою. Соберитесь, решите, учредите. Профинансируйте, раз самим заниматься некогда.

Не хотите? Не хотите. Только одни говорят об этом честно, что их всё устраивает или они боятся, другие же любят поговорить о том, что всё пропало. От последних, однако, иногда бывает польза: можно за их счёт пожрать в ресторане, пока они тебе жалуются на гибель русского народа. Это максимум, на что они готовы.

Не хотите в политику? Так и не надо! Давайте в гражданское общество. Создавайте разные правозащитные организации, потребительские союзы, ассоциации предпринимателей и, конечно же, свои СМИ. Боритесь за свои права, так сказать, в неполитической сфере. В конце концов, выйдите на улицы, дальнобойщиков – своих же собратьев по бизнесу – поддержите. Что? То же самое. Не хотят.

А не хотят по одной простой причине. Потому, что надеются, что знакомый мент или гэбист «в случае чего прикроет». А он взял – и не прикрыл. Ибо РФ живёт не по законам, а по понятиям. А по понятиям что малый, что средний бизнес – суть барыги. А барыга всегда должен. Со всеми вытекающими.

И стоит за всем этим, как и за поступками того мужичка, с которого мы начали разговор, всё то же: инфантилизм, слабоволие и трусость. Ибо, в отличие от бабушки из райцентра, граждане коммерсы ездили в Европу да в Америку. И более-менее в курсе, что нужно и своё политическое представительство иметь, и гражданское общество развивать. Да только решили этим не заниматься. В инфантильной надежде, что оно «как-нибудь само рассосётся». В страхе, чтобы «чего не вышло». И с тем же результатом.

А потому, извините, и жалеть страдальцев получается как-то не очень. То есть всё понятно: и про кризис, и про рабочие места, и про сломанные жизни даже. Но также понятно и то, что люди шли к этому сами. Ибо так до сих пор и не поняли, что политическая конкуренция и институты гражданского общества – это не блажь, не хобби и не развлечение. Это такой же необходимый элемент нормальной жизни, как и полиция, и коммунальные службы, и общественный транспорт. Как уборка двора, ремонт проводки и канализации и вывоз мусора. Это просто должно быть.

И должны быть люди, которые этим профессионально занимаются каждый день. И если вы не хотите потонуть в социально-политическом дерьме, то вам придётся им помогать и на них тратиться – так же, как вы тратитесь на сантехнику и сантехников, чтобы не потонуть в дерьме обычном.

А иначе… Иначе очень скоро настанет день, когда вы лишитесь последних прав и последнего имущества. После чего вам вручат кайло в обе руки и погонят на очередную стройку очередного социализма. Разгром торговых павильонов в Москве – это движение именно в этом направлении. Настал расчётный час, когда за своё слабоволие и инфантилизм пришлось расплачиваться. И знакомые менты и даже чекисты не помогли.

И не помогут.

P.S.

Нет, не все предприниматели в РФ столь инфантильны. Не все. Есть – и очень немало – отрадных исключений, перед которыми остаётся лишь снять шляпу. Но пока, к сожалению, это именно исключения, которые должны стать правилом, но до этого пока очень далеко…

Димитрий Саввин

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!