Перейти до основного вмісту

Выкинь Вову на мороз!

Только на гранитной скале устава Лиги Наций мы сможем построить высокий и прочный храм и цитадель мира. Уинстон Черчилль 9 мая 1938 года, за год и четыре месяца до начала Второй мировой войны

Только на гранитной скале устава Лиги Наций

мы сможем построить высокий и прочный храм и цитадель мира.

Уинстон Черчилль 9 мая 1938 года,

за год и четыре месяца до начала Второй мировой войны

В российских СМИ пару дней назад прокатилась волна паники. Грозный турок Тайип Реджеп Эрдоган вроде как заявил о том, что пришло время выкинуть Вову на мороз. В смысле пришло время лишить Россию постоянного места в Совете Безопасности ООН. Потому как достала уже эта ресурсная Федерация всем козлить, гадить и ветировать. В общем, «усим скыдать штаны»…

Так как постоянное место РФ (как преемника СССР) в Совете Безопасности ООН, равно как и создание ООН с его Советом Безопасности, являлось следствием победы союзников во Второй мировой, то некоторые упоротые спикеры Кремля даже успели заявить о том, что Эрдоган раздувает пожар новой мировой войны.

Как же. Торпедировать Ялтинские соглашения – это не шутки, говорят нам российские спикеры. Именно в этих соглашениях Сталин, Рузвельт и Черчилль поделили мир, именно там были заложены правила холодной войны, по которым пришлось играть ещё полвека, пока Совок не приказал долго жить. Не надо это всё трогать.

В общем, у россиян ожидаемая паника, а в российских СМИ – заявления о том, что Эрдоган вышел на тропу войны и хочет привести шаткий мир на планете к краху.

Позволим привести цитату из Эрдогана, как её приводят российские СМИ, целиком:

«Есть только три европейских государства. В СБ ООН входят Россия, Великобритания, Франция, США, Китай. Разве там есть представители Африки? Нет! А почему? Они тоже должны быть представлены в этой структуре. Нет и представителей Южной Америки, Латинской Америки. С религиозной точки зрения в этой пятёрке нет ни одной мусульманской страны. Если пойти дальше, то нет и представителей буддистов. Мы говорим, что в СБ ООН должны быть поочередно представлены все 196 стран. Не должно быть постоянных или непостоянных членов».

Суть предложения Эрдогана проста. Он предлагает сменить СБ с пятью постоянными странами (и десятью временными) и правом вето на СБ с 20 сменяемыми странами и принимающими решения большинством, то есть без права вето (судя по всему). 20 стран, по-видимому, будут набираться по каким-то квотными признакам, а не совсем чтобы случайно. То есть принцип единосогласия, записанный в 27 статье устава ООН, – согласно которому для любого голосования нужно получить в Совбезе 9 голосов вообще и все пять голосов великих держав (постоянных членов), – будет отменён.

Что мы имеем по этому поводу сказать?

Хотелось бы выскочить из нашей зрадопереможной повестки дня и избежать российской биполярной чёрно-белой истерии, а потому сначала ряд замечаний. Просто для того, чтобы придать картине законченность и полноту.

Во-первых, российские СМИ, как всегда, знатно поели говна и зря подняли волну паники именно сейчас.

21 марта 2016 вышеуказанную сентенцию Эрдоган произнёс всего лишь на какой-то встрече со своими проправительственными ручными титуханами активистами, которые будут разгонять следующий Таксим (это такой турецкий неудавшийся Майдан). То есть это обычная жвачка для внутреннего пользования, как передачи российского телевизора со сжигаемыми в радиоактивный пепел сердцами геев, еженедельным взятием аэроврота и еженедельными же дохождениями до Варшавы и Вашингтона за полдня. Как раз сейчас бить тревогу не следовало.

Тревогу следовало бить месяц назад, когда Тайип Реджепович произносил эту речь в каждой стране, которую посетил во время своего западноафриканского турне. Там он произносил эту речь не на встречах с активистами, а прямо в парламентах посещаемых стран. Там он продавал эту идеологию как новый вариант международной политики. Страны эти были так себе страны, но это были публичные выступления президента страны во время международного визита – такие вещи назад не отматываются. Нельзя потом сказать, что тебя не так поняли, не так перевели и так далее.

Вот тогда стоило поднимать панику, месяц назад, если уж так испугались.

Во-вторых, с подобными заявлениями кто только не выступал. Нытьё о том, что ООН повторяет судьбу своей предшественницы – Лиги Наций – не прекращается с самого момента создания ООН. С периодическими вскукареками о том, что США ООН ведёт планету не туда, успели отметиться различного рода диктаторы, пожизненные президенты, мировые маргиналы и даже бывшие генеральные секретари ООН.

Однако есть разница, когда о неработоспособности ООН и планах реформирования Совбеза заявляют Уго Чавес, Муаммар Каддафи или Махмуд Ахмадинежад и когда об этом заявляет Тайип Эрдоган. Кто такой Махмуд? Клоун на службе у аятолл. Махмуд по наущению КСИР загнал свою страну ещё сильней под шконку мировых санкций, чем обрёк на нищету миллионы иранцев и сказочно обогатил иерархов КСИР. Каковые иерархи Махмуда потом, после периода накопления капитала, в благодарность за проделанную работу с его поста катапультировали доживать жизнь в нищете и забвении. Рассказывай там, Махмудик, студентам в вузе про джиннов и мировое злое в виде США, а у нас пришло время инвестировать на Запад накопленное тяжким трудом на левых контрактах и левых поставках в Китай за время санкций.

Тайип Реджепович не таков. Турция под управлением Эрдогана в некоторые годы росла больше, чем Китай, и не на нефтяных дрожжах. Никто не говорит, что у экономики Турции нет проблем, они есть, и многие из них, кстати, вызваны аномальным перегревом. Кроме того, не стоит идеализировать Эрдогана, в Турции серьёзные проблемы со свободой слова. И в Порте тоже любят рокировочные многоходовочки. Однако Турция остаётся в значительной степени демократической страной.

Турция входит в число так называемых newly industrialized country. Она является страной с очень высоким индексом развития человеческого потенциала, с диверсифицированной и устойчивой экономикой и в довершение всего с огромной и весьма боеспособной армией.

И при этом текущее турецкое руководство очень чётко чувствует свой потолок.

В-третьих, несмотря на то, что, казалось бы, очевидной целью заявлений Эрдогана является Россия, следует помнить, что Эрдоган похож на Путина, но Эрдоган – не Путин. Эрдоган – нечто намного более значительное, чем Путин, нечто намного более умное и практичное. Эрдоган не мыслит в категориях «порешаем по-быстрому сейчас, а потом хоть потоп». Турецкая власть подобно европейцам, китайцам и американцам пытается играть на десятилетия.

Да, сейчас у Турции с Россией большие проблемы, но ради решения этих проблем Эрдоган не будет закручивать настолько огромную международную игру, не будет совершать конкретные шаги, не будет выдвигать предложения по реформированию ООН. То есть подобные заявления – это отдельная и большая игра Эрдогана, это действительно новое направление турецкой политики.

Понятно, что в стране, у которой из всех признаков сверхдержавы остались лишь ядерное оружие и место в Совбезе, к заявлениям Эрдогана отнеслись совсем в другом ключе. Вова не хочет на мороз, и хотя его экономика покрывается половым органом бабушки, он готов держаться за особое кресло в ООН не хуже, чем Арсений держится за кресло премьера. В конце концов, место в Совете Безопасности ООН у Москвы – одно из главных оправданий для чудовищного режима Сталина и колоссальных потерь во Второй мировой – «зато он заставил весь мир нас уважать». Даже сама перспектива потери такого «уважения» (да ещё после триумфального «вставания с колен») вызывает у обитателей Кремля электоральный шок и мистический ужас, что и прорывается в судорожных репортажах штатных кремлёвских пропагандонов.

Однако Вова – не единственная очевидная цель даже сейчас.

Сам предложенный механизм будет неудобен, например, ещё одному давнему недругу Турции. Совбез, в котором нет права вето, может быть очень неудобен Израилю, у которого и с текущей версией ООН очень большие проблемы и очень мало взаимопонимания. А при квотированном представительстве исламских стран, европейских стран и всех остальных буддистов шанс получить полноценную международную изоляцию у Израиля растёт просто астрономически. Израиль никогда не будет любить большинство стран нашей планеты, таковы уж правила игры.

То есть даже навскидку игра Эрдогана шире, чем выселение Вовы на мороз, однако, это и не попытка развязать мировую войну. В конце концов, если бы Эрдоган хотел развязать войну, у него были отличные поводы для этого и намного более простые механизмы, но он как-то вырулил.

То есть это не тактический ход.

Это стратегическое направление.

Так какой же всё-таки вывод?

Вывод прост: игра Эрдогана – это признак изменения мира, признак слома, который мы все наблюдаем и который редакция уже описывала много раз. Действительно картина мира, закрепленная в 1945 году тремя стариками на крови миллионов молодых, уже устарела.

Однако мало кто хочет рисовать новую картинку мира большой кровью, как в прошлый раз. И много кто понимает, что по-другому это чертовски сложно сделать. Но всем понятно, что именно попытка удержать старую картинку мира и ведёт к новой мировой войне.

Именно борясь за архаичные зоны влияния полувековой давности, Россия катастрофически приблизила мировую войну, равно как и собственный крах. Если мировые лидеры не будут реформировать текущую международную систему, большая война неизбежна, и как она пройдёт, не знает никто.

Какие есть проблемы на пути реформирования текущей системы?

ООН и сопутствующие организации давно не выполняют своих функций, превратившись в кормушку для международной бюрократии. Эта кормушка самоорганизуется в огромное и влиятельное лобби. Международные бюрократы осваивают деньги доноров на борьбе с коррупцией, на гуманитарной помощи, на природоохранных программах и ещё на тысяче вещей. Люди заняты распилом, а потому у них нет времени и желания решать проблемы войны и мира, даже если бы у них были рычаги для этого. Однако все эти функционеры будут изо всех сил держаться за свои потоки, препятствуя реформированию системы. Посмотрите, как система сопротивляется реформам у нас, и поверьте, международная бюрократия сопротивляется в тысячу раз изворотливей. Хрен ты сдвинешь эту махину, она себя латает быстрее, чем ты их сможешь арестовывать даже в теории.

Никакая Турция в одиночку не сможет переломить это лобби, и потому Эрдоган не собирается его ломать. Даже если он призовёт под свои знамена все африканские страны – поддержки всё равно не хватит, не тот уровень. Это тебе не право на проведение футбольного чемпионата получить, тут игра на уровни выше.

Африканские страны – это так, тренировка или учения (заметьте, поумней, чем у Путина в Сирии, да?). Обкатка тезисов, работа с возражениями и апробирование предложений.

Нацеленность изменений в международном взаимодействии на Россию (или даже Израиль) – это иллюзия, возникающая из-за поверхностного взгляда на ситуацию, как мы ясно показали выше.

Пас Эрдоган передаёт совсем не Африке, и гол забивать будут не в Россию.

Он не зря о буддистах сказал и мусульманах, не зря говорил о континентах. Он сейчас обращается к другим newly industrialized country: к Филиппинам, Индонезии, Малайзии, Мексике, Таиланду, ЮАР, может быть, к Южной Корее, к Бразилии, к Австралии.

Эта тактика – не российско-советское «вот сейчас мы тут разбомбим две области, покажем всему миру, что хоть мы и с голой жопой, но впереди планеты всей». Такая тактика вызывает инстинктивное желание защититься.

Эта тактика – не китайское «мы будем вкалывать 50 лет, как проклятые, проникнем всюду, всё скупим на корню, а потом вы все сдадитесь, потому что мы будем везде». Такая тактика тоже вызывает инстинктивное желание защититься.

Это не новый БРИКС, это не попытка вырасти внутри текущей мировой системы до размеров, когда конфликт с тобой нельзя игнорировать.

Это попытка консолидировать подрастающую прогрессивную поросль с целью навязать владыкам мира новый договор, новый баланс, пусть и с учётом доминирующего положения Запада в экономике. Причём навязать до конфликта.

Эрдоган как бы говорит постоянным членам Совбеза ООН: окей, ребята, мы живём в вашей экономической экосистеме, мы существуем в вашем поле технических инноваций, мы вкалываем на вас и для вас, и вы всем этим управляете – пусть так. Однако дайте нам возможность решать вопросы войны и мира тут на земле самим, без вашего политического диктата. И не потому, что нас сильно парит ваш диктат, а потому, что он не работает нихрена. Если вы будете держаться за неработающие политические рычаги, манкируя выполнением своих политических обязанностей, то ваш экономический диктат будет выражаться в том, что новый ИГИЛ будет ездить на новых «Доджах» или «Тойотах», не более.

Тот, кто держится за старое, приближает мировую войну, в которой ещё неизвестно, кто против кого будет воевать. Не будьте вы как Вова.

Умный читатель спросит: а чем же подобное предложение Эрдогана отличается от требований Путина предоставить ему ленное право решать вопросы войны, мира и будущего в зоне его приоритетных политических амбиций?

Тем, что Путин требовал прав тирана и зоны влияния для себя и угрожал, в случае отказа, ядерным оружием, а Эрдоган говорит о формировании новых институтов, без учёта зон влияния, но для решения конкретных проблем. Причём просит Эрдоган этого не для Турции, а для всей новой мировой формации. То есть решения в этих институтах будут воплощаться через консенсус заинтересованных сторон.

Выйдет ли это из стадии разговоров в стадию каких-то практических реализаций, сказать сложно.

Редакции это кажется сомнительным, ввиду огромного сопротивления ряда игроков. И речь сейчас не о Кремле.

Однако в любом случае инициатива Эрдогана –  очень обнадеживающий метод решения давным-давно созревшей проблемы.

Поступь технического прогресса по планете нельзя игнорировать, потому что технологический прогресс очень сильно меняет формат отношений, как в обществе, так и в международной повестке дня. Это факт. Сомневаетесь?

Вспомните, что три года назад Путин был одним из всемирно признанных мировых лидеров, был желанным гостем в большинстве мировых столиц и личным другом ряда политиков первой мировой величины. А Россия была шестой экономикой мира, даже несмотря на астрономические распилы и вывод капиталов.

Всё это за три жалких года превратили в пыль никому неизвестные айтишники, нефтяники, буровики и геологи, воплотившие в жизнь передовые методы добычи нефти и газа из сланцевых песков. Ну, превратили и превратили, обыденное дело. Не первый диктатор, который пал под давлением прогресса, и не последний, зачем кому-то знать их фамилии? Незачем, на их месте это бы сделал каждый.

Идём дальше.

Понимать бы ещё куда.

Дмитрий Подтуркин

Антон Швец

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!