Третий лишний
Клянусь Аллахом, Кораном, Родиной и её знаменем.
Мученики и бойцы могут быть уверены:
идеалистическая молодёжь Турции будет до последнего человека,
до последнего дыхания, до последней капли крови сражаться против коммунизма,
капитализма, фашизма и всех видов империализма.
Наша борьба будет продолжаться, пока национальная Турция не создаст Великий Туран.
Мы никогда не отступим. Мы победим. Да хранит Аллах турок и возвеличит их. Аминь.
«Клятва идеалиста», произносимая при вступлении в организацию «Серые волки»
Вопрос отношения – это во многом вопрос восприятия.
С точки зрения пантюркистского патриота, Эрдоган – это такой слабенький туристический зраднык, который сливает сирийских туркоманов в курдистанских котлах, только чтобы получить в Анталию свежий поток московских Натащь.
Не шоколадник Вальцман, конечно, но претензии к нему у турецких националистов и особенно ультранационалистов есть.
Это у нас, в Украине, Эрдоган всегда выглядел жёстким правителям и радетелем интересов Турции. Штука ли 8-12% роста ВВП в национальной валюте. А для ультранационалистов из Партии националистического движения (ПНД) и уж тем более для её боевого крыла «Серых волков» он был жалким плюшевым интриганом.
И не надо думать, что речь сейчас идёт об ультрарадикалах, которых 100 человек на всю Турцию. На последних выборах в 2015 ПНД получила 16,3% голосов в Великом Национальном Собрании Турции (ВНС или меджлис – турецкий однопалатный парламент) и, как следствие, 80 мест из 550. ПНД регулярно имеет серьёзное представительство в регионах Турции. В партии состоит порядка 400 тыс. человек, а её боевое крыло проводит теракты по всему миру. Например, в восьмидесятых «Серые волки» пытались убить Папу Римского, а в 2015, по слухам, участвовали в блокаде Крыма. «Серых волков» обвиняют в участии в локальных конфликтах, в терактах по всему миру и в убийствах курдов в Европе.
Чего уж говорить, более чем серьёзные ребята и с более чем серьёзной поддержкой.
Глава ПНД Девлет Бахчели в 2011 во время предвыборной кампании прямо угрожал Эрдогану в режиме «пвп или зассал». Дословно он предложил Эрдогану взять своих сторонников и выйти против Бахчели на площадь Таксим в соотношении 10 к 1. Эрдоган, на тот момент действующий премьер и тяготеющий к авторитаризму политик, в ответ съехал на то, что он мирный человек и вообще такие вопросы так его сторонниками не решаются. Слился в общем, интеллигентишка.
А я напоминаю, что шёл 2011 год, а разгром армии и части левой оппозиции по делу Эргенекон был проведён Эрдоганом в 2007. С 2007 года именно Эрдоган громил оплот кемализма в Турции, серьёзно пошатнув позиции армии в обществе и упрятав многих влиятельных действующих и отставных офицеров за решётку. Четыре сотни людей, включая журналистов, военных, профессоров, лидеров партий, были посажены. Как мы теперь знаем, армия никогда уже не оправится от нанесенного Эрдоганом удара, и последние конвульсии можно будет пронаблюдать в 2016.
В том же 2007 Эрдоган проведёт резкую трансграничную операцию в Иракском Курдистане, просто забив на то, что в этот момент Ирак вроде как был оккупирован США. Кстати, громить курдов Эрдоган не бросит никогда.
Кому как не Бахчели осознавать серьёзность Эрдогана, ведь в результате именно военного переворота 1980 года деятельность Партии национального движения была запрещена много лет.
Кому как не Бахчели понимать опасность Эрдогана, ведь «Серые волки» не раз становились объектом слежки и прессинга со стороны турецкой полиции. К тому же, после угроз Эрдогану тот отыгрался на активистах «Серых волков» и арестовал 36 человек.
Тем не менее, для турецких ультранационалистов Эрдоган не указ. Совсем. Они даже больше Гюлена уважают, чем Эрдогана. А на фоне того, что Эрдоган лепит из Гюлена Троцкого, это уже само по себе выглядит неслабым демаршем.
Однако сразу после попытки переворота Партия национального движения категорически поддержала не только действия Эрдогана во время переворота, но и последовавшую от него реакцию позже. И если поддержка действий во время переворота ещё понятна, ведь армейцы – традиционные враги ультранационалистов, то поддержка послепутчевых репрессий говорит только об одном. О том, что эти репрессии были с руководством ПНД в определённой степени согласованы. Ведь сложно представить, что аресты десятков тысяч человек, включая учителей и судей, могли бы не затронуть другую общенациональную партию случайно.
Действия Эрдогана вызывают недовольство у больших групп населения. Его враги – кемалисты и, вообще, представители всех левых движений, прозападные и некоторые бизнес-группы, либеральные слои населения и те, кто являются сторонниками секуляризма. В общем, любого здравомыслящего человека списочные аресты десятков тысяч людей не могут радовать, даже если для этих арестов есть основания. Потому что списки – дело такое: сегодня тебя в них нет, а завтра ты в них есть. И когда там тысячи позиций доказывать, что ты не верблюд, дело совсем печальное. В общем, противников у Эрдогана хватает.
То есть мы видим, что – Эрдоган, конечно, мобилизовал своих сторонников очень сильно, но, с другой стороны, поддержки широких слоев населения он лишается. И чем дальше после переворота и чем сильней маховик репрессий, тем меньше общенациональная поддержка.
В таких непростых условиях турецкие националисты очень нужны Эрдогану и для поддержки в парламенте (потому что Турция по-прежнему остаётся демократией), и для поддержки на улицах. Особенно для поддержки на улицах, поскольку «Серые волки» и родились как уличная герилья. Торговля наркотиками, ограбления, уличный террор, убийства несогласных – для всего этого у «Волков» есть и люди, и организация, хотя в самой Турции им действовать запрещали большую часть времени.
ПНД на данный момент – естественный союзник Эрдогана. Основное формальное различие между идеологией ПНД и сторонников Эрдогана состоит в том, что последние религиозную идентификацию ставят перед этнической, а сторонники ПНД – наоборот. При этом проэрдогановский исламист должен быть турком, а ультранационалисту ничего не мешает быть мусульманином. Клянутся, во всяком случае, они Кораном, а не Конституцией. Однако если Эрдоган не наладит с ПНД контакта, то именно ПНД и «Серые волки» могут стать движущим локомотивом протестов, которые сбросят Эрдогана с трона.
И потому Эрдоган и ПНД сейчас должны дружить.
Но у них есть небольшая проблема. И есть большая проблема.
Коснёмся небольшой проблемы.
Эту проблему зовут Владимир Владимирович Путин.
Опять же в условиях, когда внешняя поддержка Турции сокращается, Путин для Эрдогана намного лучше в виде «вроде как друга», чем в виде врага.
Однако ПНД – настоящие националисты, и идеология для них крайне важна. И как уже было сказано, Эрдоган у ребят из ПНД проходит как плюшевый зраднык. А Владимир Путин у них проходит как унтерменш, который гнобит и бомбит их туркоманских братьев в Сирии и сажает кырымлы в Крыму.
Типичная задача на третьего лишнего.
И, судя по крымским событиям в Кремле, её в некоторой степени осознают.
Но для начала карта. И большая проблема.
Курды – родовая проблема современной Турции, курдский вопрос – один из самых острых на Ближнем Востоке. И если в Ираке курды, по сути, получили свою ультраавтономию, то в Сирии процесс создания подобной структуры ещё идёт. И, судя по всему, Сирийский Курдистан будет отдельным государством.
Как вы помните, в 2007 году трансграничную операцию Турция проводила именно против курдов, пусть и в Ираке. Курды же ведут активную террористическую деятельность на территории Турции. Убивают полицейских генералов и военных. «Серые волки», в свою очередь, десятилетиями убивали курдов, продолжают это делать в рядах туркоманского ополчения в Сирии. «Серые волки» же ведут охоту за курдами по всему миру: убивают их в Европе, например.
Турция прямо говорит о том, что отряды Национальной самообороны (Сирийский Курдистан) – такая же террористическая организация, как и Рабочая партия Курдистана (в основном Иракский Курдистан, однако, сейчас её представители воюют и в составе сил Сирийского Курдистана). Именно против РПК Турция уже проводила трансграничную операцию. РПК воюет против Турции десятки лет. Однако если с Иракским Курдистаном Турция смогла наладить некоторый вариант сотрудничества, то Сирийский Курдистан в данном случае берёт под контроль места локального проживания туркоманов в Сирии.
Турцию даже обвиняли в том, что она помогала ИГИЛ в борьбе против ОНС. При этом, например, Асад считал ранее курдов вполне договороспособными и готов обсуждать организацию курдской автономии в составе Сирии, потому как Рожава (так называют Сирийский Курдистан) вполне отлично воюет не только против ИГИЛ, но и против ССА (являющейся настоящей головной болью для Асада).
Вместе с тем курды составляют 18% населения Турции и образование двух сообщающихся анклавов – Рожавы и Иракского Курдистана – по всей границе с Турцией является страшным сном для любого турецкого ультранационалиста. И даже страшным сном для Эрдогана, который, как уже было сказано, умело играет на внутриполитических противоречиях в Иракском Курдистане. Причём Иракский Курдистан имеет запасы нефти, сравнимые с запасами нефти всего Ирака, что в будущем однозначно скажется на экономическом положении Рожавы.
Консульство Рожавы открылось в Москве в феврале 2016 года.
Однако это ничего не значит. Курды хоть в Сирийском Курдистане, хоть в Иракском – это преданные союзники США. Образование любого из Курдистанов – это проекты американского истеблишмента в поисках новой светской силы на Ближнем Востоке.
Естественным противовесом от появления курдского независимого государства или широкой автономии в составе Сирии и Эрдогану, и ультранационалистам видится плотная работа с сирийскими туркменами, ССА и, возможно, с ИГИЛ. Туркоманы как этнокультурная общность представлены в основном в провинциях Латакии и Алеппо.
Туркоманы, или правильней сирийские туркмены, воюют против Асада и против курдов в составе нескольких отрядов, находящихся в союзе с «Аль-Нусра». Россияне считают «Аль-Нусра» террористами, как и ИГИЛ, и бомбят их во всю мощь. Делают они это в Латакии, Алеппо, Хомсе – в общем, во всех местах компактного проживания туркоманов. Как Россия «бомбит штабы», знают все.
Например, по сообщениям Сирийской туркменской ассамблеи, при бомбёжке города Телбисех в провинции Хомс погибло более 40 человек. Именно поэтому туркоманы радостно расстреливают российских пилотов-бомбардировщиков, выпрыгнувших с парашютом.
Свою позицию по Рожаве имеет и Иран, поскольку, кроме Иракского Курдистана и Сирийского Курдистана, есть ещё и Иранский Курдистан.
Как вы понимаете, для «Серых волков», воюющих в составе отрядов туркоманов, Владимир Путин ненавистен как сам по себе в роли главнокомандующего военно-космичей Ресурсной Федерации, так и как друг Башара Асада. Кроме того, в Сирии Кремль выступает вроде как за федерализацию, что опять-таки обозначает, что у курдов будет фактически своё государство по всей границе Турции. И не факт, что туркоманские братушки получат свой кусок федерации, а не будут вписаны в автономию курдов (в процессе вписывания с туркоманами, кстати, легко может случиться небольшой геноцидик).
На днях курды сообщили о создании «Военного совета Эль-Баба» и намерении вытеснить из этого города ИГИЛ. Это обозначает, что теперь на протяжённости от Африна до Деника будет практически сплошной пояс под условным контролем Рожавы.
Страшный сон турецкого ультранационалиста во плоти.
При этом нужно заметить странное совпадение. Почему-то военные решили провернуть свой путч в Турции именно в тот момент, когда ОНС развернули экспансию от Ракки (вглубь страны), которая находится под контролем ИГИЛ, и начали двигаться параллельно турецкой границе, отсекая Турцию от Сирии. Есть предположения, что подобная деятельность курдов является стратегическим союзом ОНС, Демократической партии Курдистана и, возможно, РПК с США с целью создания курдского пояса безопасности. Это стратегическое решение.
После путча Эрдоган серьёзно ухудшил отношения с США, и сейчас ему нужен противовес в будущей войне с Сирийским Курдистаном. Все заигрывания Кремля с иракскими и с сирийскими курдами – это не стратегические ходы России, а чисто тактические. Стратегически сейчас курдов и играют США. Даже Советский Союз поддерживал РПК из идеологических соображений и чтобы иметь шип в боку члена НАТО Турции. Россия подобных устремлений не имеет.
Соответственно, сейчас для баланса внутренних и внешних союзников Эрдогану очень надо продать турецким ультранационалистам Путина как полезную для неоосманизма фигуру. Потому что Эрдоган не хочет выкидывать из уравнения третьего лишнего.
И если в Сирии это из-за обилия противоречивых интересов сделать очень непросто, то попытаются бросить хотя бы кость.
Именно поэтому в деле «крымской диверсии» внезапно появились сообщения, что одной из целей/участников «укрДРГ» должен был быть турецкий гражданин. В «Лайфньюз» уже сообщили о том, что турок должен был стать «консервой», а цель Украины была в том, чтобы устроить международный скандал. Вполне возможно, что сейчас Путин попытается продать крымские «теракты» уже не как дымовую завесу для Европы и отмены санкций, но как карту для турецкой игры.
Теперь в районе Сирийского Курдистана разворачивается мировая игра, последний аккорд уходящей американской администрации. Эта игра повлияет на расклад в регионе и обязательно коснётся Украины. Собственно, уже коснулась. Одновременно мы наблюдаем рождение новой Турции.
Курдский вопрос был решён мировыми игроками в рамках создания Турции Кемаля. Сейчас Эрдоган заканчивает деконструкцию кемалистской Турции, что автоматически приводит к тому, что договорённости вековой давности перестают действовать.
Столетний гнойник противоречий, споров и войн прорывается. Мало не покажется никому.
В ближайшей серии статей мы расскажем об истории курдского вопроса, о турецких планах использовать курдов как аналог «русского мира» и о тонкой игре американских администраций, создающих на Ближнем Востоке новый доарафатоский Ливан или новый Израиль.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!