Перейти до основного вмісту

Языковой барьер: как почти профессора и почти доценты разрушают зачатки почти реформы образования

Почти профессора и почти доценты разрушают зачатки почти реформы образования. #VoxUkraine.

Примечание редакции. Публикуем интересный материал Татьяны Тищук от VoxUkraine о проблемах реформы образования и почему «выпуск» профессоров и доцентов в нашей стране почти остановился.

Ректоры украинских вузов в отчаянии: в стране почти остановился конвейер с «выпуска» профессоров и доцентов. С начала 2016-го звание профессора и доцента получил лишь 21 человек, однако в прошлые годы их количество было больше 5 тысяч. Какой экзамен остановил тысячи самых образованных людей страны и что нужно изменить: сложность экзамена или качество абитуриентов?

С начала 2016 года аттестаты профессора и доцента в Украине можно получить по новым правилам. В частности, для этого нужно знать английский язык. Казалось бы, что в современном глобализированном мире это является естественным, однако, для будущих профессоров и доцентов такое требование стало непреодолимым. В Министерстве образования и науки (МОН), университетах и научных учреждениях инициирована масштабная кампания по изменению этих правил. Зачем МОН ввёл это требование и что именно не устраивает педагогов?

Украинский фильтр

Если провести умственный эксперимент и попытаться определить, кто из Нобелевских лауреатов смог бы получить диплом профессора по правилам, которые действовали в Украине к началу 2016 года? Скорее всего – ни один, потому что эти правила ориентированы почти исключительно на людей, которые много лет работали в образовательной и научной системе Украины и по её правилам. Однако, когда в звании нуждается «уважаемый человек», то бывают и исключения. Например, Виктор Янукович с лёгкостью получил звание «проффесор».

Новые правила начали действовать с начала 2016 года. Они, безусловно, являются более прогрессивными, поскольку убирают ряд барьеров для тех, кто получил учёные степени или имеет опыт работы за рубежом. Одновременно к будущим профессорам и доцентам выдвигаются минимальные требования по интеграции в мировую систему высшего образования и науки. Фактически новых требований три:

  • международный опыт, например, обучение или стажировка в стране, входящей в ОЕСР или ЕС,
  • публикации в изданиях, включенных в международные наукометрические базы,
  • сертификат о знании иностранного языка в соответствии с Общеевропейской рекомендации по языковому образованию (на уровне не ниже В2).

Новые правила действуют только 9 месяцев, но они фактически остановили станок, печатающий дипломы профессоров и доцентов. В частности, статистика свидетельствует, что в течение 2016 звание профессора присвоено 16 лицам (для сравнения: в 2014 – 1048, в 2015 – 1119), а доцента – 5 (в 2014 – 4127, 2015 – 4589).

Что же оказалось непреодолимым барьером для тех, кто хочет стать образовательной элитой, получить должность профессора или доцента и учить студентов?

Наличие международного опыта не стало большой проблемой. Это требование стимулировало создание новой индустрии. Её можно назвать «научный туризм». В кооперации с туристическими агентствами организаторы «научных туров» предлагают интересные маршруты с посещением учебных заведений и даже с проведением там определённых занятий. По итогам такого тура участникам выдают сертификат о стажировке. Предложений на рынке много, есть такие, которые смело рассказывают маршрут и расписание тура, другие предлагают это несколько завуалировано.

Не оказалась тяжёлой и проблема публикации статей в журналах, зарегистрированных в международных наукометрических базах. Быстро появились предложения публикации статей в «иностранных журналах широкого профиля». Хотя на онлайн-форумах педагогов посетители часто жалуются, что стоимость размещения статьи в 3-4 раза превышает зарплату профессора или доцента. Для сравнения – из первой двадцатки мировых экономических журналов никто не берёт деньги за публикации.

Однако проблема, которую не могут преодолеть (пока) будущие профессора и доценты, – это получение сертификата на знание языка. В частности, уровень, который требует МОН (не ниже В2), можно подтвердить, сдав экзамен IELS на оценку выше 5,5 баллов (максимальная оценка за это эксамен – 9 баллов). Эти баллы означают уровень «выше среднего».

Эти экзамены можно сдать в специальных тестовых центрах, в частности, отделениях Британского Совета. Сдать такой экзамен за взятку невозможно, по крайней мере, такие факты не были зафиксированы. Предложений получить необходимый языковой сертификат без знания иностранного языка на рынке пока не появилось.

Абсурд ситуации заключается в том, что будущий доцент или профессор во время работы над диссертацией дважды сдаёт экзамен по иностранному языку – при поступлении в аспирантуру и при обучении (так называемый кандидатский минимум). Более того, все аспиранты проходят курс иностранного языка. Однако получение сертификата по европейским стандартам стало проблемой.

Недавно новое руководство МОН (действующие сейчас нормы ввели при предыдущем министре Сергее Квите) вынесло на публичное обсуждение проект очередных изменений в правилах присуждения ученых званий. В предложенных изменениях требование о подтверждении знания иностранного языка отсутствует. Это фактически является большим шагом назад и антиреформой, которая откроет путь тысячам профессоров и доцентов, не желавших либо не способных на самом деле, а не для отметки, выучить иностранный язык. Надеюсь, что общество максимально присоединится к обсуждению этого документа и сможет отстоять право украинской молодёжи учиться у преподавателей, которые способны интегрироваться в современные образовательные тенденции и передать студентам актуальные знания.

Источник: VoxUkraine

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!