Гибриднозвуковой фейк
В прошлой статье мы рискнули предположить, что «Адмирал Кузнецов», который тащится к берегам Сирии, — это не только пиар-ход. Ну, потому что пиар в РФ научились делать и вообще без реальных действий, а перемещение «Кузи» — дело весьма затратное и рисковое. Вдвойне рисковое, потому что он в текущей ситуации в Сирии не нужен и даже вредит, удорожая снабжение и без того немалой группировки.
Некоторые не согласились с такой постановкой вопроса, и мы решили найти пример того, как Кремль создаёт «военно-технический» фейк на ровном месте, без вообще любой привязки к реальности.
Чего стоит только одна история с «Калибрами». Лёгкая подтасовка информации и массовый заброс неподтверждённых, но очень красочных месседжей — и вот уже все знают, что Россия имеет уникальные ракеты, способные уничтожить врага с невиданной точностью на дальности 2600 км. Да ещё и маневрирующие, и летящие со сверхзвуковой скоростью, ага. В общем, намного более эффективные, чем уже давно устаревшие «Томагавки».
За кадром осталось, что обнародованные выше факты — это собирательный образ из неподтверждённых характеристик минимум трёх различных ракет. 2600 км — это дальность полёта с ядерной боеголовкой (естественно, никто не проверял, кроме как на массогабаритной модели). Сверхзвуковую скорость имеет боеголовка противокорабельной версии ракеты на участке подлёта к цели. Ну и маневрировать «Калибр» не может — он может лететь по сложной (кусочно-линейной) траектории, совершив до 16 поворотов в заранее определённых точках. Про точность попадания тоже никто ничего конкретного сказать не может, кроме того, что боеголовка штатно запрограммирована на цель — портативный «штаб ИГИЛ».
Но для российской информационной машины и потребителей инфокорма это всё равно. Картинка создана. Вставшая с колен страна имеет «Калибры» и всех этими Тома «Калибрами» имеет, как хочет. Все боятся. Информационная капельница для имперского комплекса подана.
Как видим, для создания неплохого мифа, с которым в комментариях будут бегать ещё полтора поколения фанатов Путина, не требуется собирать в кучку остатки всего дееспособного флота и гнать его в одно место. Потому что это одно место с этим самым флотом может легко приключиться, а риск — это совсем не про Путина.
Но этот пример старый. Тут новый подвезли.
Встречайте.
«Изделие 4202» (или номер 15Ю71), которое прошло первое успешное испытание, о чём радостно сообщила газета «Известия».
Позволим себе цитату:
«Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА) 4202 предназначен для установки вместо традиционных боеголовок на перспективные межконтинентальные баллистические ракеты. Изделие начинает работать на высоте порядка 100 км и летит к цели на скорости 5–7 км/с. Перед входом в плотные слои атмосферы непосредственно над целью ГЗЛА совершает сложный манёвр, затрудняющий его перехват средствами противоракетной обороны».
Кстати, вот ещё:
«Как рассказал "Известиям" информированный источник в госкорпорации "Роскосмос", проведению успешных лётных испытаний "изделия 4202" предшествовала масштабная программа импортозамещения: стояла задача избавиться от системы управления, ранее изготавливаемой харьковским предприятием "Хартрон", и некоторых других комплектующих. Программа была успешно реализована, что и позволило возобновить испытания».
Формально описана просто страшная вещь. Конечно, любая система ПВО для гарантированного перехвата боеголовки, которая способна на конечном этапе маневрировать (да ещё сложно) на скорости 15 скоростей звука, затратит немалое количество не таких уж и дешёвых противоракет. Вторичная печать уже начала тиражировать слова каких-то западных «экспертов» о том, что Запад испугался нового оружия Кремля. Причём первый раз испугался ещё год назад, во время прошлых неудачных испытаний.
Что же на самом деле?
Если просто разобраться в том, что действительно произошло, то вдруг окажется, что никаких достижений и рекордов тут нет, как и ничего нового и более смертельного, чем и полвека назад, нет. Прошли рутинные испытания обычного макета боеголовки обычной межконтинентальной ракеты, которая никакими уникальными характеристиками не обладает, и с которой даже справится уже существующая система американской ПРО, разворачиваемая в странах Восточной Европы.
Можно, конечно, предположить, что когда Кремль говорит об уникальности, то имеет в виду безаварийный пуск ракеты. Может, это уже и есть достижение?
Разберём, что действительно произошло.
Но давайте к фактам, чтобы вам было чем крыть фанатов «нипабидимой российской армии». Произошёл запуск ракеты, головная часть которой пролетела на высоте в 100 км в гиперзвуковом режиме (о чём и подчёркивают все авторы сообщений) с максимальной скоростью 15 М.
Достижение? Технически сложной задачей является не вообще достижение гиперзвуковой скорости, а достижение гиперзвуковой скорости в плотных слоях атмосферы. В космосе с «гиперзвуковой скоростью» — и не 15 М, а 25–40 М — летают все искусственные объекты. По причине отсутствия молекул газов воздуха, которыми звук и передаётся, и вызываемого ими сопротивления среды.
Попробуем разобрать, что за «рекорды» и «достижения» стоят за этими испытаниями, и есть ли хоть доля истины в них.
Ответим только на три вопроса:
- Является ли достижением полёт летающего аппарата на гиперзвуковых скоростях на высоте 100 км?
- Является ли достижением для боеголовок межконтинентальных баллистических ракет скорость более 15 М и высота более 100 км?
- Может ли существующая американская система ПРО сбить объект на высоте 100 км и более, летящий со скоростью 15 М и более?
Ну и в завершение расскажем, что это такое испытывают россияне и зачем.
Итак, ответы. Но для начала термины.
Границу между атмосферой и космосом на планете Земля исторически определяли по так называемой «линии Кармана» — это 100 километров над уровнем моря. Всё, что выше — космос, ниже — атмосфера. Потому что выше примерно сотни километров скорость, необходимая для создания подъёмной силы для почти любого летательного аппарата, становится больше первой космической скорости. Это достаточно условное значение, поскольку все аппараты имеют разную геометрию. Например, американцы верхней границей атмосферы считают 50 миль (около 80 км), а учёные, по последним данным, границу между атмосферой и ионосферой располагают на высоте 118 км.
При этом надо понимать, что плотные слои атмосферы — это тропосфера (максимум до 18 км) и стратосфера (до 50 км).
Является ли достижением полёт летающего аппарата на гиперзвуковых скоростях на высоте 100 км?
Нет, не является. Перемещения на такой высоте и при таких скоростях — обычные суборбитальные космические полёты.
Перед началом космической эры в конце 1950-х – начале 1960-х годов и СССР, и США проводили свои экспериментальные программы по полётам близко к границе космоса. При этом, естественно, достигались гиперзвуковые скорости. Так, в рамках программы НАСА американский гиперзвуковой пилотируемый аппарат Х-15 (кстати, и по сегодняшний день это единственный в мире управляемый гиперзвуковой пилотируемый самолёт) с 1959 по 1963 год совершил 199 полётов, из них 13 суборбитальных на границе космоса.
Во время одного из полётов была достигнута высота 107 км и скорость около 7 М. И это в 1963 году. И с пилотом. Потом программу закрыли, поскольку свою задачу подготовки к космическим полётам она выполнила, и актуальными стали значительно более сложные управляемые космические полёты.
Уже в наше время частные компании в США возродили суборбитальные космические полёты для катания космических туристов. Именно на границе с космосом проводили свои полёты SpaceShipOne и SpaceShipTwo.
Но это обитаемые и управляемые аппараты.
Тысячи же космических аппаратов (управляемых и неуправляемых, обитаемых и необитаемых) с 1960-х годов уже давно достигли и больших скоростей, и больших высот.
Но это самолёты.
Является ли достижением для боеголовок межконтинентальных баллистических ракет скорость более 15 М и высота более 100 км?
Нет. Не является. В 1968 году в СССР была поставлена на вооружение тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36орб с орбитальной головной частью. Понятно, что головная часть этой ракеты, выходя на низкую околоземную орбиту (180–240 км) имела скорость в два раза выше тех самых рекордных 15 М (потому как минимум первая космическая скорость — это 7,9 км/с). Да, таких ракет в СССР было немного (как для СССР) и ими были вооружены всего три полка (18 пусковых установок). Кстати, эти ракеты — результат разработки КБ «Южное» из славного города Днепра на Днепре.
Зачем была нужна такая ракета? Во-первых, из-за отсутствия ограничений на дальность полёта. Можно было достать любые цели, до которых не могли бы долететь обычные межконтинентальные баллистические ракеты. Например, можно было бы ударить по одной цели и напрямую, и облетев весь земной шар с обратной стороны. Условно говоря, из Сибири через Арктику по США одной ракетой напрямую, и через весь земной шар из той же Сибири через Китай, Антарктику и Южную Америку опять-таки по США при помощи Р-36орб. Для противодействия таким ракетам нужно было создавать уже круговую противоракетную оборону, а каждый новый район ПРО обходился в десятки миллиардов долларов налогоплательщиков. Кроме того, орбитальная головная часть тратила меньше времени на полёт по сравнению с длительностью полёта головной части баллистических ракет. Это если лупить напрямую.
Ну и прочие бонусы, которые в нынешнее время не особо актуальны.
Ракетные комплексы Р-36орб сняли с вооружения в 1983 году в связи с подписанием договора ОСВ-2, потому что этот документ предполагал введение ограничений на размещение ядерного оружия в космосе.
Так что боеголовка ракеты Р-36орб уже в 1968 году летала в два раза выше и быстрее, чем эта новейшая российская разработка.
И третий вопрос: можно ли существующей американской системой ПРО сбить объект на высоте 100 км и более и летящий со скоростью 15 М и более?
Отвечаем. Конечно, можно. Для того её создавали. Потому боеголовка, летящая на высоте 100 км со скоростью 15 М, — рутинная цель для американской ПРО.
Современными ПРО «Иджис» оснащены эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк». Их у США уже 62, а будет 75. (Кстати, самый массовый корабль после войны.)
Современные системы ПРО США (такие, как корабельные «Иджис» на «Тикондерогах» и «Арли Бёрках») и аналогичные стационарные объекты ПРО, оснащённые заатмосферными ракетами семейства «Стандарт» SM-3 (сейчас 350, а будет 515), способны уничтожать цели на высоте до 500 км. Так, ещё в 2008 году ракета SM-3, выпущенная с ракетного крейсера типа «Тикоандерога» — «Lake Erie» в Тихом океане, через три минуты после старта поразила находящийся на высоте 247 км аварийный разведывательный спутник USA-193, двигающийся со скоростью 7,6 км/с.
Если бы американцы подобно кремлёвским пропагандонам применили понятие «скорость звука» к космическим объектам, то они могли бы сообщить, что система ПРО США ещё в 2008 году сбила объект, летящий со скоростью 23 Маха и на высоте 250 км.
Внимание — вопрос: будет ли боеголовка «Сармата», летящая на высоте 100 км со скоростью 15 М, без особых проблем сбита? Будет. Ни о каком преодолении системы ПРО говорить нельзя.
Особенно, если вспомнить, что в 2008 году цель поразила базовая версия ракеты SM-3, после этого прошло уже пять модернизаций и сейчас на вооружение принимается SM-3 Block IIA и разрабатывается SM-3 Block IIВ. И каждая версия всё повышает и повышает вероятность перехвата, что мы можем видеть на примере соответствующих испытаний и истерических реакций Генштаба ВС РФ, который уже пытается обратить внимание Китая на то, что ядерное оружие стремительно устаревает.
А теперь самое интересно.
Зачем эти ракеты Путину?
Ответ прост. Цель этих ракет не гарантированное преодоление системы ПРО — на это они не способны, — а очередная «многоходовочка» Кремля. Мы опять видим попытку всех перехитрить, получить преимущества ракеты с орбитальной боевой частью, но не нарушая позиций договора ОСВ-2. Это как наши миномёты калибром меньше, чем оговорено в Минских соглашениях. Ракета-то летит вроде под границей космоса. Гибридные времена, гибридные ракеты. Вот так просто. Попытка обойти международные соглашения и, возможно, в дальнейшем получить чуть лучшие переговорные условия. Потому что, как уже было сказано, как ты не крути, а для ПРО США эта боеголовка особой проблемы не представляет. Правда, теоретически может заставить помучаться при конфигурировании схемы перехвата в случае обострения отношений. США же именно затем и располагают системы ПРО не только на суше, но и на кораблях, чтобы иметь возможность гибко реагировать на любые изменения.
Выводы?
Как видите, чтобы поддерживать должный уровень «победобесия» и «перепоказания» в имперской капельнице умирающей страны, уже не нужно ни реальных перемещений, ни даже каких-то реальных достижений. Достаточно правильно осветить в прессе обычный (правда, согласимся, успешный, что не так уж и обычно для современной России) пуск обычной МБР (с обрезанными, по сути, возможностями).
И всё — пипл хавает. Рукоплещут российские «эксперты». Западные «эксперты» беспокоятся. Пенсии испаряются. Средства осваиваются. Россия снова встаёт с колен. Оператор «Иджиса» думает об отпуске. Все при деле.
И чтобы создать такие информационные поводы и нужные «картинки», совсем не обязательно осуществлять дорогостоящую операцию по перетягиванию к далёким берегам всего плавающего металлолома со всех четырёх флотов, доставшихся России от СССР.
Такие дела.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!