Доброе утро, Вьетнам! Февраль 2017 года
Несмотря на то, что внимание всей страны приковано к «блокаде» и политическому шоу, на линии боевого соприкосновения продолжаются стычки. Темп боёв со времён Авдеевского обострения спал, но на приморском направлении, по фасу Горловки и на Светлодарской дуге, сохраняется напряжение. Включая артиллерийские обстрелы, миномётные удары и танки, работающие по передовым опорным пунктам. 60-70 эпизодов обстрелов в сутки – это достаточно ощутимые цифры, выходящие за рамки столкновений на местах или активности малых групп в нейтральной полосе.
Обе стороны предпочитают вести активные боевые действия в спорных по Минску территориях, но с прицелом на развитие ситуации – изолированных плацдармах, выгодных по минной обстановке и высотам районах, на той линии фронта, где можно прыгнуть и зацепиться за застройку.
Кроме того, идёт за многие месяцы набившая всем оскомину война на истощение – пуски ПТУРов по автомобилям снабжения, несколько десятков мин и снарядов по блоку в ночное время, снайперская работа, беспокоящий огонь по площадям.
По поводу «блокады» – только полный эльф может верить в эффективную изоляцию территории в глобальном мире. Исламское Государство, находясь в полном кольце из враждебных стран, торгует нефтью, получает боеприпасы, медикаменты, продукцию двойного назначения, ПТУРы и дроны. Кто им всё это продает, если с севера их изолирует Турция и курды, с запада сирийская армия и повстанцы, с юга Ирак, а с востока подпирает враждебный Иран?
На палестинских территориях и в Газе регулярно мелькают образцы тяжёлого вооружения и средства связи, на блокированном с обеих сторон Синайском полуострове вилаяты ИГ формируют «роты ПВО» – на техничках, с ЗУ -23\2 и ПЗРК, то есть подразделения, требующие централизованного снабжения топливом и боеприпасами.
С другой стороны, без всякой контрабанды вполне доступны в открытых источниках официальные объёмы торговли с РФ Молдовы, Грузии, Азербайджана, стран Балтии. Хороший пример Литва – та самая, что поддерживает санкции против агрессора и поставляет вооружение в Украину, а Россия в своё время неплохо душила их экономически. РФ занимает 3 место в списке партнёров Литвы по экспорту, 1-2 по импорту – несмотря на санкции и снижение объёма торговли с северным соседом, уйти от сотрудничества в критично важных сферах не получается.
Хороший пример Азербайджан, который, несмотря на Карабах и Армению в ОДКБ, закупает у России РСЗО и тяжёлые огнемётные системы, удобрения и оборудование. Можно поднять динамику экспорта и импорта Грузии, особенно за 2008 год и несколько следующих после войны лет – и внезапно понять, что там тоже продолжалось сотрудничество с агрессором, вплоть до закупки машин и углеводородов.
Израиль великолепно торгует с Ираном сквозь санкции и гибридную войну в Ливане с пусками ракет по городам – поставляя новые технологии в сельское хозяйство и закупая предметы роскоши. Не говоря уже о содержании Газы, подарках палестинцам в виде 120 мегаватт электроэнергии и программ, где детей боевиков оперируют за счёт государства.
Мир изменился. Это в Средние века можно было изолировать область и, запретив ввозить туда соль или мясо, организовывать осаду. Сейчас сухогруз-холодильник разгрузит ту же аргентинскую мороженую свинину не в Одессе, а в Ростове, и ещё посмотрим, откуда дороже логистика и где дешевле её переработать.
Не хотите поставлять аккумуляторы, запасные части или товары двойного назначения – привезут белорусы и китайцы. Не желаете, чтобы ввозили украинские удобрения – будут удобрять российскими, а вы только что потеряли рынок, поздравляем, останавливайте «Азот» и объясняйте людям, почему доллар не по 8.
Это не о дальнейшем продолжении торговли, как раз у Украины наблюдается постепенная диверсификация в сегменте закупки газа, топливных сборок, и медленного переориентирования экономики на ЕС и страны Востока – это против дешёвых манипуляций, что нигде в мире не работают с агрессором и разжигателями гибридной войны.
Есть масса вопросов к темпам модернизации ТЭС, к неэффективному энергоёмкому производству металла из коксующихся углей, к интересам частных компаний, вроде ДТЭК и 6 ТЕЦ на угле, но к медийной «блокаде» зимой в пик потребления с месячным запасом угля марки А на складах их гораздо больше.
Если бы у РФ была возможность перекрыть в Украину поставки электричества и угля – это было бы сделано еще в 2014 году, вместе со сборками к ядерным реакторам и продажами двигателей или запчастей к «крокодилам» через третьи страны. Тут уже работает система сдержек и противовесов – несколько городов по обе стороны линии соприкосновения, запитанных от одной инфраструктуры, транзит грузовых автомобилей, транзит газа в ЕС, промышленные цепочки. Но что и когда решала полная блокада, даже если представить худший вариант развития ситуации?
В Грузии в девяностых произошла почти полная деградация системы ЖКХ, в столице были кварталы, где топили буржуйками и рубили деревья в скверах, снимали паркет и жгли в печах. Помогла блокада в Абхазии, в Осетии, в Карабахе, в Газе, на линии соприкосновения Индии с Пакистаном?
Возможная контрабанда и официальные закупки это несколько процентов от потребностей боевиков – у них десятки «Ураганов», около 400 танков, полностью отсутствует производство нефтепродуктов. РФ тратит миллиард долларов в год только на выплаты по социальным обязательствам, без топлива, боеприпасов, запчастей, продуктов питания. Два-три десятка миллиона долларов от торговли и контрабанды это в районе процентов на обнал и конвертацию тех сумм, что туда заводит Россия. Плюс усушка-утруска на руках местных бонз – смешно пытаться искать в них средства для финансирования войны или пытаться нанести ущерб РФ ценой остановки своих заводов здесь и сейчас.
Мы далеки от того, чтобы давать готовые рецепты, но манипуляция это манипуляция – работающих блокад в глобальном мире, исключая остров Цейлон, нет, а многие страны торгуют во время гибридной или прямой войны. Беспошлинная торговля в Кашмире, сознательное сохранение опийных посевов в Афганистане, чтобы не расширять социальную базу талибов, Колумбия с их сосуществованием с картелями и Исламское государство с их золотым стандартом.
По поводу происходящего на фронте. Такое впечатление, что паузы в боевых действиях случаются только на логистику, проведение оценки эффективности огня и сбора информации, в том числе агентурными методами и БПЛА. Цикл тяжёлые обстрелы, «дни тишины» как после Авдеевки, увеличение количества пролётов беспилотников в сутки, задержанные в оперативно-тактическом украинском тылу корректировщики, снова активность артиллерии, которая обычно совпадает с дипломатическими движениями по отводу, который «внезапно» срывается.
Со стороны противника 122 мм. ствольная, плюс несколько кочующих групп «САУ» работает в треугольнике под Донецком, близ ЯБП, по «промке», на юге снова отмечены «реакторы» и «Град-П». Блоки ВСУ по линии трассы на Мариуполь, близ Водяного, ВОП напротив балки под Саханкой, на север до Павлополя обрабатываются миномётами, обстреливаются бронетехникой, по ним работали на дальней дистанции танки.
Возле Тарамчука и на севере от Широкино бронегруппы гибридной армии регулярно шатают и обваливают нашу ЛБС – выход из глубины, хаотичный огонь бортовым оружием, отход под прикрытием стрельбы с блоков. С высот на приморском направлении регулярно отмечают пуски ПТУР и выстрелы СПГ – идёт классическая борьба за нейтральную полосу и подавление противника на НП, передовой сети секретов и опорных пунктах.
Кто устал слушать про наших ребят, которым не разрешают открывать огонь (оказывается, есть и такие в 2017 году) – может сам посмотреть на любой блок боевиков в google-картах. И оценить лунный ландшафт вокруг окопов, скошенные лесополосы и воронки близ капониров и наезженных дорог.
Даже в открытых источниках за эту неделю мелькают видео поражения БМП гибридной армии с пожаром, памятные паблики, где перечисляются убитые, те же 2-3 человека в сутки с гибелью на санитарном этапе – противник несёт ощутимые потери, так же страдает в окопах, подрывается на минах, гибнет от залётов с дружественным огнем, алкоголя и травм.
Просто наши СМИ акцентируют внимание на обстрелах, входящих и атаках гибридных войск, в то время как происходит жёсткая работа в обе стороны, плюс своё забирает позиционный конфликт с небоевыми потерями.
Идут позиционные бои под Докучаевском – почти каждый вечер гранатомёты, зенитные установки, снайперский огонь. В районе Марьинки и Красногоровки перестрелки из тяжёлого стрелкового оружия и гранатомётов. На Светлодарской дуге относительное затишье – миномёты и беспокоящие обстрелы, хотя за прошедшую неделю было пару эпизодов артиллерийского огня в ночное время.
В зоне ответственности ОТУ Луганск в основном стрелковое и несколько ПТУР. Попытки инфильтрации в тыл диверсантов и рекогносцировочных подразделений почти прекратились – изредка группы в 10-15 человек пытаются садиться на фланг или поработать из «зеленки» по вскрытым огневым точкам, минная обстановка и плотность опорных пунктов в «локтевой связи» не дают свободно маневрировать. Структура наших потерь – боец ОУН, волонтёр, командир взвода зенитки 72-ой бригады говорит о том, что его величество случай продолжает играть первую скрипку в позиционной войне на востоке.
В целом конфликт вошёл в ту фазу, когда в подобном режиме он может продолжаться месяцами – если вы ждёте масштабных событий, то их не будет. Даже последние два полноценных обострения это «бои за избушку лесника», в квадрате три на два километра, с продвижением линии на сотни метров, хотя и на фоне тысяч выпущенных снарядов и истерии в СМИ.
Продолжится всё и дальше – ротация, вывод на отдых и слаживание, учения на батальонном уровне у инженеров в Херсоне и оперативные сборы в ГШ, чтобы отточить управление, Ширлан или Ровно, смена сектора ответственности и снова стычки за лесополосы и сотня мин, пришедших за ночь. Через неделю весна – 3 военная весна для Украины. Всё по графику – календарь ротаций, некомплект, ремонт, наряды в ППД и дежурства на постах в красной зоне. Экшна не будет, будет тяжёлая и неблагодарная работа.
Оставайтесь на связи и оставайтесь живыми. Мы победим.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!