Перейти до основного вмісту

Рейтинг депутатов: Как народные избранники отработали 5-ю сессию

Вспомнили уроки физики и расчёт КПД? А теперь возрадуйтесь, что #VoxUkraine делает то же самое с депутатами. Не поверите, некоторые из них действительно полезны.

Примечание редакции. Хотите знать, кто из депутатов работает, а кому и дома хорошо? А насколько эффективно работают? Специально для вас публикуем материал от VoxUkraine, в котором редактор проекта DataVox Дмитрий Остапчук разобрался в обоих вопросах.

Depositphotos_106506962_m-2015-907x600

В этом выпуске: народные избранники-реформаторы и ретрограды, самая сплочённая фракция, реформы в каких сферах предпочитает каждая фракция.

Как измерить КПД депутата, кто работает хорошо, а кто впустую «проедает мандат»? VoxUkraine регулярно рассчитывает рейтинг депутатов-реформаторов iMoRe, который показывает, как каждый парламентарий участвовал в принятии всех прогрессивных законопроектов. В этом выпуске рейтинга мы сосредоточились на анализе фракционных показателей: какая фракция самая сплочённая, кто хуже голосует — мажоритарщики или «списочники» и какое направление реформ больше нравится каждой фракции.

Народные депутаты, как и власть в целом, плохо подотчётны, если нет чётких критериев и инструментов для измерения их эффективности. В Украине есть ряд общественных организаций и проектов, которые оценивают эффективность работы парламентариев: rada.oporaua.org, «Чесно», РПР и другие. Одни акцентируют внимание на посещении сессионного зала, «кнопкодавстве»; другие оценивают качество инициированных законопроектов. Кроме этого, сами депутаты отчитываются за работу в округе, международные поездки, внесённые поправки и т. д.

Проще говоря, информации много, но проблема состоит в том, что трудно определить, какие из этих индикаторов значимы при измерении эффективности работы депутата. Другой важный вопрос, можно ли «собрать» интегральный показатель, который предоставлял бы избирателю комплексную оценку деятельности народного избранника.

VoxUkraine сосредоточился на оценке важнейшей функции парламентариев — как они голосуют за реформаторские законопроекты. На основе этого анализа мы регулярно составляем рейтинг iMoRe депутатов-реформаторов.

На чём основан рейтинг

Индекс мониторинга реформ (iMоRe) каждые две недели даёт оценку усилию парламента, правительства, президента, НБУ по внедрению реформ. Около 40 экспертов оценивают каждый прогрессивный нормативный акт. Оценки законопроектов и методологию оценивания можно найти на сайте iMoRe. На основании компонентов индекса iMoRe мы рассчитали рейтинг реформаторов среди народных депутатов, который показывает, как каждый из них поддерживал реформаторские законы (на конец 5-й сессии насчитывалось около 200 таких законов).

Стабильность лидеров

Первая десятка народных депутатов не претерпела серьёзных трансформаций по сравнению с началом 5-й сессии (сентябрь 2016 года). Единственное изменение — это ротация между двумя представителями «Блока Петра Порошенко» (БПП): Сергеем Мельником (с 13-го на 7-е место) и Владимиром Мельниченко (с 8-го на 11-е место). Плотность результатов в верхней части рейтинга высока и пропуск нескольких важных голосований может откинуть депутата на несколько позиций вниз.

Топ-10 народных депутатов, голосующих за реформаторские законопроекты

1_ru

Δ – на сколько позиций поднялся / опустился депутат в сравнении с началом 5-й сессии

Депутаты «Народного фронта» (НФ) превалируют в верхней части таблицы. В топ-10 входят 7 представителей «Народного фронта» и 3 представителя «Блока Петра Порошенко». Высокие места представителей НФ можно объяснить дисциплинированностью фракции и отсутствием серьёзных конфликтов между депутатами.

Если расширить интервал до топ-100, то обнаружим, что в первую сотню входят только 5 депутатов не из коалиции (БПП и НФ): внефракционные — Андрей Парубий, Дмитрий Добродомов, Виктория Пташник; Лев Подлисецкий из «Самопомощи»; Алексей Ленский из Радикальной партии.

«Народный фронт» лидирует

Усреднённая оценка по фракциям (количество баллов у среднестатистического депутата) несколько сглаживает разницу. «Народный фронт» по-прежнему с весомым отрывом занимает 1-е место. Более чем на 30 баллов меньше у среднестатистического депутата БПП. На 8 баллов отстают депутаты «Самопомощи». Замыкает рейтинг фракций «Оппозиционный блок», депутаты которого редко посещают сессионный зал.

Впрочем, у «оппозиционеров» также есть своё 1-е место. Среднестатистический представитель «Оппоблока» улучшил показатели рейтинга [1] на 64% — это лучший результат за 5-ю сессию. Следом идут группа «Возрождение» — 29%, Радикальная партия — 27%, БПП — 23%, НФ — 21%, группа «Воля народа» и «Самопомощь» — по 20%, «Батькивщина» — 17% и внефракционные депутаты — 13%.

Такое большое улучшение у наследников Партии регионов не означает, что они резко стали поддерживать реформы. Скорее это говорит об «узости» коалиции, которой приходится «добирать» голоса среди формальной оппозиции. Вопрос в том, что оппозиционеры требуют взамен?

Рейтинг фракций

2_ua-1

Сплочённость фракций

Оценить сплочённость фракции можно несколькими способами. Например, посчитать индекс Райса, который оценивает фракционную дисциплину в Конгрессе США. Альтернативный вариант — оценить рассеивание [2] рейтингов членов фракции относительно среднего показателя по фракции. Если отклонение небольшое — это значит, что члены фракции в большинстве случаев голосуют одинаково за законопроекты iMoRe. Напротив, большое отклонение может свидетельствовать об отсутствии сплочённости во фракции.

Сплочённость фракций

3_ua-1

Наименьший разброс у «Оппозиционного блока», чьи депутаты солидарны между собой и в большинстве случаев не голосуют за реформаторские законопроекты. Наибольший разброс среди фракций у «Блока Петра Порошенко» с его внутрифракционными конфликтами. Стоит отметить «Батькивщину» и «Самопомощь», которые могут похвастаться относительно небольшим разбросом рейтингов их членов и высоким рейтингом фракции.

Бессменное лидерство «Народного фронта» объясняется относительно небольшой разницей в рейтинге его членов:

  • 60% депутатов фракции Арсения Яценюка входят в топ-100;
  • 90% представителей НФ имеют рейтинг 200+.

Президентская фракция чуть более «рассеяна»:

  • 33% депутата входят в топ-100;
  • 76% представителей БПП имеют рейтинг 200+.

Разброс рейтингов депутатов по фракциям

4_ua-1

Можно предположить, что президентскую фракцию подводят мажоритарные депутаты. Но это не так. В среднем рейтинг мажоритарных депутатов на 22 балла выше, чем у депутатов, избранных по списку. Например, замыкает рейтинг президентской фракции — Виталий Чепинога (№ 56 в списке БПП), который посетил только 27% пленарных заседаний, является членом 7 групп по межпарламентским связям и имеет 25 помощников (3 на постоянной основе).

Две внекоалиционные фракции — Радикальная партия и «Батькивщина» — более монолитны и дисциплинированы. Они схожи по нескольким признакам: наличие ярко выраженного лидера, жёсткая фракционная иерархия и схожие паттерны голосований — корреляция голосований за законопроекты iMoRe между депутатами двух фракций равна 80%. Но есть законодательные инициативы, которые разделяют фракции Юлии Тимошенко и Олега Ляшко. Например, законопроект про судоустройство и статус судей поддержала «Батькивщина», но не поддержала Радикальная партия. Спустя 6 месяцев ситуация диаметрально изменилась — законопроект про Высший совет правосудия поддержали практически все «радикалы» и ни один представитель фракции Юлии Тимошенко.

Рейтинг по составляющим

Эксперты iMoRe оценивают регуляторные акты по пяти основным направлениям: 1) государственное управление и борьба с коррупцией; 2) государственные финансы; 3) монетарная политика и финансовые рынки; 4) рыночная политика и внешняя торговля; 5) энергетическая независимость.

Такая методология рейтинга позволяет посмотреть, как фракции поддерживают то или иное направление.

Рейтинг фракций по составляющим

5_ua-1

В такой разбивке работы фракций есть несколько любопытных особенностей. Если в общем зачёте фракций политическая сила Юлии Тимошенко занимает только 5-е место, то касательно «Государственного направления» — 3. Это обусловлено тем, что фракция «Батькивщина» относительно чаще, чем Радикальная партия и «Самопомощь», поддерживает антикоррупционные законопроекты.

На решение фракции, поддержать или нет каждый отдельный законопроект, влияет инициатор законопроекта. Учитывая напряжённые взаимоотношения между лидером «Самопомощи» Андреем Садовым и Петром Порошенко, некоторые антикоррупционные инициативы президента не были поддержаны «Самопомощью». Например, за законопроект об обеспечении права на справедливый суд проголосовало только два депутата от «Самопомощи».

Итоги 5-й сессии

  1. «Народный фронт» удерживает лидерство как среди фракций, так и среди народных депутатов. Рейтинг фракции — 277 баллов. В топ-10 7 представителей НФ.
  2. Наибольший прирост рейтинга у депутатов «Оппозиционного блока» (64%). Это свидетельствует в первую очередь об «узости» коалиции, которой приходится «добирать» голоса среди формальной оппозиции.
  3. Фракция «Батькивщина» относительно чаще поддерживала законопроекты по составляющей «Государственное управление и борьба с коррупцией», чем Радикальная партия и «Самопомощь».

Примечания

1. Прирост рассчитывался по формуле: (рейтинг на конец 5-й сессии – рейтинг на начало 5-й сессии) / рейтинг на начало 5-й сессии.

2. В качестве показателя рассеивания мы использовали стандартное отклонение.

Источник: VoxUkraine.

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!